Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:56, реферат
Рубежи веков – грани условные. Но они позволяют людям острее почувствовать бег времени, движение жизни. В такие периоды у современников иногда усиливается чувство катастрофичности бытия. Старая дворянская Россия безнадёжно ветшала. Древнее здание должно было рухнуть. Кому не повезёт – тот погибнет под обломками, кому повезёт – тот останется бездомным. Это многие почувствовали. И это ощущение проникало во все стороны духовной жизни тогдашней России – от науки до религии.
Художники объединения «Бубновый валет» (1910—1916), обратившись к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма, а также к приемам русского лубка и народной игрушки, решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. Исходный принцип их искусства составлял утверждение предмета в противовес пространственности. В связи с этим изображение неживой натуры – натюрморт – выдвигалось на первое место. Овеществленное, «натюрмортное» начало вносилось и в традиционно психологический жанр – портрет.
«Лирический кубизм» Р.Р. Фалька отличался своеобразным психологизмом, тонкой цвето-пластической гармонией. Школа мастерства, пройденная в училище у таких выдающихся художников и педагогов, как В.А. Серов и К.А. Коровин, в сочетании с живописно-пластическими экспериментами лидеров «Бубнового валета» И. И. Машкова, М.Ф. Ларионова, А.В. Лентулова определили истоки оригинальной художнической манеры Фалька, ярким воплощением которой является знаменитая «Красная мебель».
С середины 10-х годов важным компонентом изобразительного стиля «Бубнового валета» стал футуризм, одним из приемов которого был «монтаж» предметов или их частей, взятых из разных точек и в разное время.
Примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка и народной игрушки, проявилась в творчестве М.Ф. Ларионова, одного из организаторов «Бубнового валета. Как народному наивному искусству, так и западному экспрессионизму близки фантастически-иррациональные полотна М.З. Шагала. Сочетание фантастических полетов и чудесных знамений с будничными подробностями провинциального быта на полотнах Шагала сродни гоголевским сюжетам. С примитивистской линией соприкасалось уникальное творчество П.Н. Филонова.
К
10-м годам прошлого столетия относятся
первые эксперименты русских художников
в абстрактном искусстве, подлинными
теоретиками и практиками стали
В. В. Кандинский и К.С. Малевич. В то
же время творчество К.С. Петрова-Водкина,
декларировавшего преемственную связь
с древнерусской иконописью, свидетельствовало
о жизненности традиции. Необычайное разнообразие
и противоречивость художественных исканий,
многочисленные группировки со своими
программными установками отражали напряженную
общественно-политическую и сложную духовную
атмосферу своего времени.
4.Великая
поэзия Серебряного
века: символизм,
акмеизм, футуризм,
имаженизм.
Символизм.
Символизм был первым течением модернизма, возникшим на русской почве. Традиционному познанию мира символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных лишь художнику – творцу. «Недосказанность», «утаённость смысла» - символ – главное средство передачи созерцаемого тайного смысла. Символ – вот центральная эстетическая категория нового течения.
«Символ
только тогда истинный символ, когда
он неисчерпаем в своём значении»,
«Символ – окно в бесконечность»,- вторил ему Фёдор Сологуб.
Одним из фундаментов русской поэзии XX века был Иннокентий Анненский. Мало известный при жизни, возвеличенный в сравнительно небольшом кругу поэтов, он был затем предан забвению. Даже широко бытовавшие строки «Среди миров, в мерцании светил…» публично объявлялись безымянными. Но его поэзия, его звуковая символика оказались неисчерпаемым кладом. Мир стихов Иннокентия Анненского дал словесности Николая Гумилёва, Анну Ахматову, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского. Не потому, что Анненскому подражали, а потому, что содержались в нём. Слово его было непосредственно – остро, но заранее обдумано и взвешено, оно вскрывало не процесс мышления, а образный итог мысли. Мысль же его звучала, как хорошая музыка. Иннокентий Анненский, принадлежащий по своему духовному облику девяностым годам, открывает XX столетие, - где звёзды поэзии вспыхивают, смещаются, исчезают, вновь озаряют небо…
Среди самых читаемых поэтов – Константин Бальмонт – «гений певучей мечты»; Иван Бунин, чей талант сравнивался с матовым серебром – его блистательное мастерство представлялось холодным, но именовали его уже при жизни «последним классиком русской литературы»; Валерий Брюсов, имевший репутацию мэтра; Дмитрий Мережковский – первый европейский писатель в России; самый философичный из поэтов серебряного века – Вячеслав Иванов…
Поэты серебряного века, даже не первого ряда, были крупными личностями. На модно-богемный вопрос – гений или помешанный? – как правило, давался ответ: и гений, и сумасшедший.
Андрей Белый производил на окружающих впечатление пророка…
Все они, увлечённые символизмом, стали видными представителями этой наиболее влиятельной школы.
На
переломе веков особенно усилилось
национальное мышление. Интерес к
истории, мифологии, фольклору захватил
философов (В. Соловьёв, Н. Бердяев, П. Флоренский
и др.), музыкантов (С. Рахманинов, В.
Калинников, А. Скрябин), живописцев (М.
Нестеров, В.М. Васнецов, А.М. Васнецов,
Н.К. Рерих), писателей и поэтов. «Назад,
к национальным истокам!» - гласил клич
этих годов.
Акмеизм.
Литературное течение акмеизма возникло в России в начале 1910-х годов. Группа молодых поэтов, оппозиционно настроенных по отношению к символистам, стремилась преодолеть утопизм символической теории. Лидером этой группировки стал Сергей Городецкий, к нему присоединились Николай Гумилёв, Александр Толстой. Литературные занятия проводили Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский, Максимилиан Волошин. Поэты, обучающиеся стихосложению, стали называть себя «Поэтическая академия». В октябре 1911 года «Поэтическая академия» преобразовалась в «Цех поэтов» по образцу средневековых названий ремесленных объединений. Руководители «цеха» стали поэты следующего поколения – Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Был поставлен и решён вопрос о создании нового поэтического течения – акмеизма (от греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила). Акмеистами стали Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин и др.
Первой ласточкой акмеизма, его эстетической основой стала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности». Статья диктовала принципы «прекрасной ясности»: логичность замысла, стройность композиции; «кларизм» по существу стал призывом к реабилитации эстетики разума и гармонии, противостоял глобализму символистов.
Наиболее
авторитетными учителями для
акмеистов стали поэты, сыгравшие
когда-то заметную роль в символизме,
- М. Кузмин, И. Анненский, А. Блок.
Футуризм.
Русский футуризм возник в результате кризиса символизма как мировоззрение. И хотя само слово было заимствовано из итальянского искусства, поэт Владимир Маяковский утверждал в письме в редакцию газеты «Новь», что русский и итальянский футуризм – это, видимо, два параллельных течения, порождённых жизнью мегаполисов, нивелирующих все национальные и культурные различия.
Маяковского футуризм привлекал пафосом отрицания и разрушения старой культуры и поисками в области нового поэтического языка. В сборнике (в манифесте) «Пощёчина общественному вкусу» (1912) футуристы изложили все свои эстетические принципы, заявив: «Только мы – лицо нашего времени… Прошлое тесно…»
Поэтика Кубофутуристов формировалась под непосредственным воздействием кубизма в живописи. «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью», - говорил В. Хлебников. Результатом этого процесса стал «словесный кубизм» Маяковского, который перенёс систему живописной композиции на создаваемые им поэмы. Футуристы стремились передать динамизм жизни, искали соответствие между временем – ритмом произведения и временем – ритмом реальной жизни. Создавая новое искусство, они перемещали настоящее в будущее, разрушали границы между искусством и жизнью, между образом и бытом, ориентируясь на язык улицы, на рекламу, на плакат: вызов – во всём! Стихи Маяковского постепенно приобретают скандальную известность, но издаются во множестве разными издательствами, выходят отдельные сборники; поэт много работает, создаёт поэмы «Облако в штанах», «Флейта – позвоночник», «Война и мир»; пишет трагедию «Владимир Маяковский», которая была поставлена в Луна-парке в Петербурге. Он принимает участие в диспутах о современной поэзии, много ездит с выступлениями по России…
Стихи Маяковского становятся предметом обсуждения. Они поражают читателей и слушателей. Поэт считает слово наилучшим орудием духовной революции, поэтому важными художественными приёмами считает контрастность и гиперболизм. Он был поэтом небывалой практической устремлённости. Он положил собой начало новой поэтической эпохи, новой связи человека с жизнью. Марина Цветаева сказала о нём: «Это был первый новый человек нового мира, новый грядущий. Кто этого не понял, не понял в нём ничего»
Валентин Катаев сказал: «За одно это четверостишье – по-моему – ему нужно было поставить памятник».
Серебряный век отмечен женской лирикой. Зинаида Гиппиус, Марина Цветаева, Анна Ахматова… Были и другие, но с названными едва ли кто может сравниться.
Поэты серебряного века создали грандиозный поэтический свод. Большой талант всегда редкость, гений – тем более. ХХ век не дал своего Пушкина, но искусство России начала ХХ века сотворило своеобразную книгу – «звёздами написана та книга, Млечный Путь – один её листочек».
Д. Мережковский, А. Блок, М. Волошин, И. Анненский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Б. Пастернак, С. Городецкий, С. Есенин… А. Скрябин, С. Рахманинов, М. Врубель, В. Кандинский, М. Шагал, Фальк, И. Машков, Н. Рерих – галерея величайших имён и личностей.
Трагически сложилась судьба большинства гениев серебряного века. Но все они сквозь перипетии революций, войн, через эмиграцию, через огонь и кровь, за стенки ЧК, через ошибки и заблуждения пронесли чувство Родины, незыблемую веру в то, что «Россия будет великой».
Многообразие
творческих индивидуальностей делает
особенно увлекательным, хоть и трудным,
изучение этого богатого и многообразного
периода в развитии культуры нашей страны.
Имажинизм.
Имажинизм возник в русской литературе в первые годы после революции и был, наверное, последней из нашумевших поэтических школ в России ХХ столетия.
Литературные критики до сих пор спорят о том, следует ли помещать имажинизм в один ряд с такими модернистскими школами, как символизм, футуризм и акмеизм, которые прогремели в российской литературе и оставили большое творческое наследие. Или все же имажинистское течение стоит оставить среди числа менее популярных и значимых объединений, возникающих и исчезающих в русской поэзии ХХ века, не сумевших стать чем-то большим, чем эпигонами того же футуризма, символизма или акмеизма.
Теоретиком,
общепризнанным лидером имажинистов был
В. Шершеневич, который сосредоточил на
некоторый период возле себя таких поэтов,
как А. Мариенгоф, С. Есенин, Р. Ивнев, И.
Грузинов, В. Эрлих и др.
Хоть имажинисты и отрицали, как это было
уже модно тогда, принципы всех предыдущих
поэтических школ, тем не менее, имажинизм
имел большое сходство с футуризмом.
В основу
имажинизма был поставлен образ
(англ., фр. — image). Если у символистов
слово в поэзии было многозначным
символом, у футуристов – звуком,
у поэтов-акмеистов –
Имажинисты,
как и футуристы прежде, пытались
завоевать популярность эпатажем и
скандалом, заявлениями об отречении
искусства от государства, что влекло
за собой немалые неприятности для
самих поэтов. К тому же экстремизм
и неадекватное поведение уже не впечатляли
социум так, как раньше. Просуществовав
несколько лет, имажинизм исчерпался,
писатели рассорились между собой из-за
несовпадения во взглядах, и школа распалась.
Заключение
Этот
период – с конца XIX в. до начала XX
– вошёл в историю как «серебряный век
русской культуры». Тот, кто придумал это
название (философ Н. А. Бердяев), конечно
же, сравнивал его с «золотым веком» Пушкина,
Гоголя, Глинки. Первенство осталось за
ними. Но серебро – это не только второй
по ценности металл. И сравнение «золотого»
и
«серебряных» веков давно уже утратило
соревновательный оттенок. Ибо изделия
из серебра часто не имеют себе равных
по изяществу, внутреннему благородству
и утончённости – особенно когда их одевает
патина времени.
Таким и остался в памяти России и всего
мира взлёт русской культуры в начале
XX в.