Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 08:42, реферат
Цель работы: раскрыть основные достижения в русском искусстве периода "Серебряного века".
Задачи работы: обобщить наиболее ценные данные и заключения современных исследователей, и в тоже время максимально обратиться к оригинальным шедеврам Серебряного века. И, подводя итог анализу материала этого периода, эскизно наметить главные очертания вырисовывающейся картины интеллектуально-художественно творчества.
1. Введение…………………………………………………….2
2. Новая концепция искусства………………………………...3
3. Художественные направления и представители течений...5
4. Литература, музыка, театр, соединение видов искусства...8
5. Заключение……………………………………………….....12
6. Список литературы…………………………………………15
В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых "крестьянских" поэтов - С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков.
Вместе
с тем начал звучать голос,
предъявляющий свой счет представителям
реализма нового поколения, протестовавшего
против главного принципа реалистического
искусства - непосредственного изображения
окружающего мира. По мнению идеологов
этого поколения, искусство, являясь синтезом
двух противоположных начал - материи
и духа, способно не только "отображать",
но и "преображать" существующий
мир, творить новую реальность.
Основоположники нового направления в искусстве поэты-символисты, объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделены способностью приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты были свойственны ранней поэзии К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, В. Я. Брюсова. После 1909 г. наступает новый этап в развитии символизма. Он окрашивается в славянофильские тона, демонстрирует презрение к "рационалистическому" Западу, предвещает гибель западной цивилизации, представленной, в том числе и официальной Россией. Вместе с тем он обращается к стихийным народным силам, к славянскому язычеству, пытается проникнуть в глубины русской души и видит в русской народной жизни корни "второго рождения" страны. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве Блока (поэтические циклы "На поле Куликовом", "Родина") и А. Белого ("Серебряный голубь", "Петербург"). Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано, прежде всего, понятие "серебряный век".
Оппонентами
символистов выступали акмеисты
(от греч. "акме" - высшая степень
чего-либо, цветущая сила). Они отрицали
мистические устремления
Русская художественная культура начала XX в. испытывала также влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Это течение вобрало в себя различные художественные направления, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями и провозгласившие идеи создания "нового искусства". Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от лат. "футурум" - будущее). Их поэзия отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме поэтической конструкции. Программные установки футуристов ориентировались на вызывающую антиэстетичность. В своих произведениях они использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Сборники стихов футуристов носили характерные названия: "Пощечина общественному вкусу", "Дохлая Луна" и др. Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа "Гилея" - В. Хлебников, Д. Д. Бур-люк, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина.
Начало XX в. - это время творческого
взлета великих русских
Молодые
постановщики А. А. Горский и М. И.
Фокин в противовес эстетике академизма
выдвинули принцип
Примечательной
чертой культуры начала XX в. стали работы
выдающихся театральных режиссеров.
К. С. Станиславский, основатель психологической
актерской школы, считал, что будущее
театра - в углубленном психологическом
реализме, в решении сверхзадач актерского
перевоплощения. В. Э. Мейерхольд вел поиски
в области театральной условности, обобщенности,
использования элементов народного балагана
и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал
выразительные, зрелищные, радостные спектакли.
В
начале XX в. все отчетливее проявлялась
тенденция к соединению различных
видов творческой деятельности. Во
главе этого процесса стоял "Мир
искусства", объединявший в своих
рядах не только художников, но и
поэтов, философов, музыкантов. В 1908-1913
гг. С. П. Дягилев организовал в Париже,
Лондоне, Риме и других столицах Западной
Европы "Русские сезоны", представленные
балетными и оперными спектаклями, театральной
живописью, музыкой и т. д.
5.
Заключение
Искусство
в контексте «Серебряного века»
осмыслено как результат боговдохновенного
творчества, а художник - как Богом избранный
проводник духовных образов, выражаемых
исключительно в художественной форме,
действиями которого руководят божественные
силы. Художественное творчество представлялось
в русле этой эстетики идеальной основой,
на которой должна не только строиться
человеческая жизнь и культура будущего,
но и завершаться процесс творения мира
усилиями художников-творцов-теургов.
По своему существу искусство здесь представляло
собой новаторское развитие традиционных
христианских эстетических ценностей
в аспекте приближения их к peaлиям современной
жизни и с ориентацией на духовные, научные,
художественные поиски и устремления
человека XX столетия.
Большую
роль в развитии эстетики Серебряного
века сыграли русские символисты. Символизм
приобрел сильную национальную окраску
у крупнейших младосимволистов Андрея
Белого, Вячеслава Иванова, Александра
Блока, Эллиса и др. Вячеслав Иванов был
убежден, что приближается принципиально
новый этап художественного творчества,
когда все искусства будут объединены
в некую художественно-религиозную мистерию
- своеобразное синтетическое сакральное
действо, в котором примут активное участие
как подготовленные актеры, так и все зрители.
Истинный художник-символист грядущего,
согласно Иванову, должен творчески реализовать
в себе связь "с божественным всеединством",
пережить миф как событие личного опыта
и затем выразить его в своем мистериальном
творчестве. Для Андрея Белого сущность
и смысл искусства имели теософско-религиозную
окраску, а в теургии как главной цели
символизма он видел возврат искусства
в сферу религиозной деятельности по преображению
жизни.
Представителей
"Мира искусства" объединяли две
главные идеи, две эстетические тенденции:
1) Стремление возвратить русскому искусству
его главное, но основательно забытое
в XIX в. качество - художественность, освободить
его от любой тенденциозности (социальной,
религиозной, политической и т.п.) и направить
его в чисто эстетическое русло. Отсюда
популярный в среде мирискусников
лозунг l'art pour l'art, искание красоты во всем,
неприятие идеологии и художественной
практики академизма и передвижничества,
интерес к романтическим и символистским
тенденциям в искусстве. 2) Романтизация,
поэтизация, эстетизация русского национального
наследия, интерес к народному искусству,
за что главные участники объединения
получили в художественных кругах прозвище
"ретроспективных мечтателей". Особенно
этим отличались К.А. Сомов и А.Н. Бенуа,
стремившиеся воскресить и увековечить
в искусстве жизнь прошлых столетий в
ее сущности - красоте и "чудесной таинственности".
А Рерих не без влияния европейского эзотеризма,
популярного в то время и в России, устремил
свой духовный взор на Восток и в его таинственной
древней мудрости обрел то, чего не находил
на европейской почве. В своих текстах
Рерихи уделяли особое внимание Красоте,
Искусству, Культуре как важнейшим и необходимым
феноменам на пути духовного развития.
Мирискусники
создали добротный русский
Список
литературы:
1.
Арнольдов А.И. Цивилизация
2. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры //Вопросы философии.– 2004.– №1. 41-53с.
3. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2000. – 280 с.
4. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия Серебряного века: Курс лекций. – Екатеринбург, 2005. – 320 с.
5. Кондаков И.В. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Книжный дом «Университет»,2005. – 360 с.
6. Кононенко Б.И., Болдырева М.Г. Культурология: Учебное пособие. – М.: «Щит-М», 2006. – 292 с.
7. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М.: Олимп, 2001.– 436 с.
8. Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2003. – 912 с.