Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:57, курсовая работа
Национальные праздники играли большую роль в Китае ещё со времён древности. Китайцы на протяжении тысячелетий пользовались лунным календарем для определение точных дат национальных праздников. И не смотря на то, что после провозглашения Китайской Народной Республики было решено ввести солнечный календарь, национальные праздники по-прежнему основываются на данных лунного календаря.
Введение 3
1. Китайский Новый Год – Чуньцзе 6
2. Праздник Фонарей 11
3. Праздник Поминовение Усопших 14
4. Праздник Лета 18
5. Праздник Середины Осени 22 Заключение 26
Библиографический список 27
4 ПРАЗДНИК ЛЕТА
Вторым большим, после Нового года, праздником считается праздник 5-го числа 5-го месяца «уюэцзе» или другое его название «Дуаньуцзе» праздник «двойной пятерки». Этот праздник также называют праздником «Лодок-Драконов». Раньше его называли «Дуньянцзе» (праздник Летнего солнцестояния, праздник нахождения солнца в зените).
Настроение этого праздника заметно отличается от оптимистического тона новогодних и весенних торжеств. Теперь, когда в полях зреет новый урожай, а год прошел уже почти половину своего пути, люди должны защищать себя от темных сил, угрожающих их благополучию. «С древности 5-й месяц слыл в народе несчастливым, поэтому праздник «двойной пятерки» всегда сопровождался изготовлением разного рода талисманов и оберегов. Наибольшей популярностью традиционно пользовались листья полыни и пальмового дерева, ветви персика, ивы, гранатового дерева, кусочки пестрого шелка и прочее. Существовал обычай на дверях дома к этому дню вешать изготовленные из полыни фигурки человечков или тигров, обвязывать руку разноцветными шелковыми нитями» /8, с.202 /. В наши дни также принято в этот день на шею детям надевать разноцветные амулеты, изображающие тигра и наполненные полынью, которые отгоняют злых духов и приносят удачу.
Главным обрядом праздника «двойной пятерки» является гонки лодок с фигурами драконов на носу, так называемых лодок-драконов. По легенде возникновение этого праздника связано с памятью о китайском поэте-патриоте Цюй Юане, который служил министром при правителе государства Чу. Он имел огромное влияние и, конечно же, у него было куча завистников при дворе. Цюй Юань много раз обращался к царю с предложениями о реформах, направленных против коррупции, упадка и политической деградации. Но тот, поверив доносам завистников Цюя, выгнал его из столицы. На чужбине поэт, угрызаемый тоской по своей родине, и создал самые выдающиеся свои произведения, отразившие его любовь к родине и беспокойство по поводу её будущего. В 278 году до нашей эры войска царства Цинь захватили столицу царства Чу. Цюй Юань, узнав о таком национальном позоре, не смог этого перенести и пятого числа пятого месяца покончил с собой, бросившись в реку Милоцзян.
Узнав о трагедии, люди в горе и ужасе бросились в лодки и отправились на поиски тела, которое впоследствии так и не нашли. Они громко били в барабаны, шлёпали вёслами по воде, чтобы отогнать прожорливую морскую фауну и злых духов от Цюй Юаня. Некоторые кидали рис в воду, чтобы утопленник не голодал. Ближе к ночи, люди увидели дух Юаня, который сказал, что рис, предназначенный ему в пищу, съедает речной дракон, поэтому пусть они заворачивают его в тростниковые листья и перевязывают его цветной ниткой, так как дракон боится именно этих двух вещей. Отсюда и пошло традиционное блюдо – «цзунцзы» – клейкий рис, завёрнутый в листья тростника или бамбука.
Теперь в этот день, в честь памяти поэта, организуются соревнования лодок, нос и корма которых украшены драконьей головой и хвостом. Этим гонкам примерно столько же лет, сколько Олимпийским играм. Они зародились более 2 500 лет назад на берегах великой реки Янцзы и были частью программы традиционного праздника в честь водного дракона.
Когда наступает этот великий день, в прибрежных провинциях Центрального и Южного Китая (следует отметить, что этот праздник «двойной пятерки» – южный праздник: его корни – в Южном Китае, и там его больше всего празднуют) толпы людей нанимают лодки и отправляются к берегам ближайших рек и озер. Слышны народные песни или мелодии из знаменитых опер, которые китайцы поют или играют на китайской флейте. Лодки плывут без цели и направления, в то время как празднующие отведывают различные кушанья, беседуют, или восторгаются всем происходящим. В толпах на берегу, пожалуй, еще веселее. Люди расхаживают от одного навеса к другому или сидят под бамбуковым тентом и пьют чай. Они ждут. В воздухе ощущается напряжение, подобное тому, которое испытывает спортсмен перед началом больших соревнований.
Начинается парад лодок-драконов. Эти лодки отличаются от обычных; «они велики – до ста футов в длину – и так узки, что двое членов команды едва усаживаются рядом. Корпус лодки имеет форму дракона, а высокий ее нос сделан в виде жадно распахнутого рта зверя с его опасными клыками; бока пестро раскрашены и позолочены, причем преобладает красный цвет, так как это – цвет числа пять, мужского числа, символа жары, лета и огня. Команда состоит не только из гребцов, но и из других людей, размахивающих флагами, играющих на цимбалах или бьющих в гонг» /14с.69 /. Поэтому парад лодок-драконов сопровождается оглушительным шумом, волнующим как команды лодок, так и зрителей.
Команды лодок представлены различными гильдиями или клубами либо членами любых двух команд, например, из одной деревни. Данные соревнования – это волнующее эстетическое зрелище – стройные, блестящие лодки, проносящиеся по воде, как стрела. Движения команды в высшей степени согласованы и ритмичны; одна единственная ошибка любого из гребцов опрокинет лодку, и это будет не только означать, что она проиграла состязание, но может фатально отразиться на команде.
Сегодня гонки лодок-драконов проходят на международном уровне, а их организацией занимается International Dragon Boat Federation (IDBF), которая все регламентирует и следит за соблюдением правил. Благодаря усилиям Федерации, гонки в последние годы стали популярны не только в Китае, но и многих других странах.
Вечером, после гонок, происходит другое важнейшее событие праздника, когда по реке идет парад лодок, украшенных разноцветными фонарями. «Они медленно проходят мимо толп, появляясь на тихой, тепловатой, темной воде, как феи, и снова исчезая в фосфоресцирующих отблесках летней ночи» /14, с.70 /.
На такой прекрасной ноте и заканчивается Праздник Лета. Горожане и приезжие, собравшиеся на столь чудесное мероприятие, будут еще долго вспоминать происходящее в день «двойной пятерки».
До наших дней, к огромному сожалению, не дошла вся та красота пышных зрелищ данного праздника, какой могли любоваться китайцы в прошлом. Главной причиной этого является опасность, поскольку лодки могли перевернуться во время состязаний. Очень часто происходили несчастные случаи, поэтому правительство неоднократно издавало приказы, направленные против этого праздника. Но, не смотря на все это, «Дуаньуцзе» остается одним из главнейших праздников китайской нации. Люди продолжают собираться всей семьей, отправляясь на великолепную процессию, которая происходит 5-ого числа 5-ого месяца.
На смену летнего периода наступает осень, несущая с собой еще один из главных праздников.
5 ПРАЗДНИК СЕРЕДИНЫ ОСЕНИ
Праздник середины осени «Чжунцюцзе» – третий из главных китайских праздников, помимо Нового года и Праздника Лета. Он известен в Китае с глубокой древности и завершает сезон полевых работ, уборки и обмолота урожая. Он празднуется 15 числа 8-го месяца по лунному календарю. В этот день вечером на небе светит полная луна, китайцы говорят, что именно в эту ночь она самая полная и самая красивая.
С этим праздником тесно связана одна легенда. В глубокой древности на небе было 10 солнц. Они так сильно нагревали Землю, что вся вода испарялась, и земля ссыхалась и трескалась, люди жили в очень суровых условиях. Однажды это обстоятельство сильно тронуло могучего стрелка Хоу И. Он поднялся на вершину горы Куньлунь, натянул свой лук и одним выстрелом сбил 9 солнц. А оставшемуся солнцу он приказал через определённое время заходить и восходить. Таким образом, температура на Земле нормализовалась, и у людей появилась благоприятная среда для существования. А сам Хоу И прослыл великим героем Поднебесной, избавившим людей от страданий. Вскоре после этого Хоу И взял в жёны красавицу жену Чан Э и стали они жить в мире и согласии. Однажды Хоу охотился в лесу и встретил пожилого даоса. Его доброта и благородство очень понравились даосу, и он дал стрелку пилюлю бессмертия, сказав, что если её проглотить, то станешь Святым, вознесёшься на Небо и никогда не умрёшь. Хоу И вернулся домой и отдал пилюлю своей жене, которая спрятала её в надёжное место. Через некоторое время о пилюле узнал ученик Хоу Пэн Мэн, который, воспользовавшись моментом, когда хозяин был на охоте, пробрался в комнату Чан Э и, угрожая ей расправой, стал требовать отдать ему пилюлю. Понимая, что она не сможет противостоять силе Пэна, и что он, в конечном счёте, заберёт пилюлю, Чан Э сама проглотила её. Как только она это сделала, она сразу почувствовала, что стала лёгкой, как облако. Затем она взлетела и вылетела в окно, устремившись в небо. Ей очень не хотелось расставаться с мужем, поэтому она выбрала место самое близкое к человеческому миру – луну и стала Богиней луны. Когда Хоу вернулся с охоты, служанки со слезами рассказали ему о случившемся. Это было 15 числа 8 месяца. Он впал в сильное отчаяние и вышел на балкон. На небе светила полная луна, он вознёс руки к луне и, рыдая, громко стал по имени звать свою любимую. В этот миг он увидел, что лунный диск – красивый и яркий как никогда и на нём видна движущаяся тень, похожая на образ его жены. Хоу И приказал слугам поставить специальный стол и воскурить благовония, а на стол положить свежие фрукты, которые так любила Чан Э.
После того, как люди узнали, что Чан Э стала Богиней луны, они стали воскуривать благовония под луной, делать подношения из фруктов и молить Чан Э, чтобы она ниспослала им счастье и благополучие.
Каждый год праздник Середины осени совпадает с полнолунием, а луна, как главный носитель одного из двух видов энергии в китайском миропонимании, в символическом плане связана с жизнеохраняющим вектором, со сменой фаз и циклов, с завершением какого-то периода и одновременно с началом нового отрезка времени. Достигается некая полнота времен, соединение раздробленного и разбросанного, воссоединение частей в целое. Вот почему полная луна – это символ всех воссоединившихся членов семьи, собранных вместе.
Существует еще одно поверье. Легенда гласит, что на луне живет «лунный заяц» Он толчет в большой ступе порошок жизни. Он сидит под огромным деревом кассия, листья и кора которого являются ценными ингредиентами лекарств, обеспечивающих долголетие.
Что касается обрядности праздника середины осени, то в эту ночь на улице, обычно во дворе дома, сооружается жертвенник. Это делают женщины. Фигура «лунного зайца» с длинными ушами может быть помещена в центр жертвенника, причём никогда не забывают ставить блюдо с «лунными лепешками». Лепешки «юэбин» выпекаются из пшеничной муки с самыми разнообразными начинками: сахаром, фасолью, вяленым мясом, ветчиной, сверху могут украшаться цветной глазурью и тисненым рисунком. Они повсюду продаются в Китае и кондитерских магазинах, но хорошие домохозяйки, конечно, предпочитают домашние лепешки; часто они посылают их в подарок, поскольку «лунные лепешки», стали не только любимым лакомством, но и распространенным традиционным подарком родственникам и друзьям в дни осеннего праздника.
На жертвеннике должны также ставиться свечи и ароматические палочки и ещё пять полных тарелок с дынями, гранатами, виноградом, яблоками и персиками. В ночь праздника луны фрукты имеют особый смысл. У дынь и гранатов много семян, напоминающих о множестве детей, которых семья хотела бы иметь. Яблоки и виноград символизируют плодородие, а персики – долголетие. Таким образом, на жертвеннике представлены самые большие надежды китайской семьи в этот праздник плодородия и долголетия.
Когда наступает ночь и яркий лунный свет наполняет двор, превращая серую черепицу и осенние листья в серебристый пейзаж, семья собирается перед жертвенником. Хозяйка дома подходит к жертвеннику и кланяется луне. За ней делают то же самое все женщины и девушки этой семьи. Таков обряд, исполняемый в эту ночь. Какая-нибудь девушка может незаметно убежать в сторону, прихватив ароматические палочки, прошептать своё желание и затем, спрятавшись за толстой дверью, прислушаться к словам первого прохожего, по которым она разгадает, будет ли исполнено её желание. Это желание будет, как правило, относиться к её замужеству» /14, с.96
В некоторых семьях в ночь праздника рассматривают луну, выясняя, ярче или темнее она, чем обычно, чтобы определить самое благоприятное время для отправки на рыбную ловлю. А другие сидят в своих дворах ещё долго после полуночи, едят, пьют, слагают стихи о красоте луны и ночи. Некоторые прекрасные стихи о природе в китайской литературе были представлены различными песнями о луне, сочинёнными в «пятнадцатый день восьмой луны».
Праздник середины осени, является женским праздником, так как луна, главный атрибут этого праздника, являет собой женское начало, символ женского начала «инь», воды, тьмы и ночи, поэтому этот праздник отмечают ночью. В то же время это и праздник урожая, поскольку, например, в Северном Китае работы на полях завершаются к концу сентября.
Как уже говорилось выше, полная луна для китайцев стала символом семейных единства и сплочённости, поэтому отмечать этот праздник они стараются всей семьёй. Те, кто находятся на заработках или в командировке в других городах, непременно стараются приехать домой к своей семье.
Осень – пора предстоящей разлуки с прекрасным, пора увядания, однако в китайский праздник Середины осени разлука преодолевается, воссоединяются родные и близкие.
Таким образом, праздники в Китае играли, и по сей день играют очень важную роль, так как они имеют неразрывную связь с традициями и обычаями китайского народа. Китай – одна из тех цивилизаций, имеющих многотысячелетнюю историю, на протяжении которой веками складывалось особое мировоззрение и менталитет. Они, в свою очередь, нашли отражение в традициях, нравах и в праздниках в том числе, которые почитаются и свято охраняются китайцами, передаваясь из поколения в поколение. Но на протяжении времен праздники, подвергаясь влиянию исторических событий и мировоззренческих взглядов, претерпевали изменения. Сначала они вели свои корни от мифологических воззрений, затем от возникших позднее философских. Также повлиял и ход времени на празднование событий - стали возникать новые праздники, новые обычаи. Со временем праздники в жизни людей стали отходить на второй план. Если в древнем и средневековом Китае они занимали одно из наиважнейших мест в жизни китайцев, то в современном Китае они играют уже не такую роль, как раньше. К тому же обряды стали менее пышными, чем в более ранние периоды истории Китая. Но тем не менее, они не ушли полностью из жизни китайцев, оставаясь оплотом культуры китайского этноса.