Сандро Боттичелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:18, реферат

Описание работы

К самым значительным художникам раннего Возрождения во Флоренции принадлежит Сандро Боттичелли (1444 или 1445 - 1510). Он занимает особое место в искусстве итальянского Возрождения. Современник Леонардо и молодого Микеланджело, художник, работающий бок о бок с мастерами Великого Возрождения, он не принадлежал, однако, к этой славной эпохе итальянского искусства, эпохе, которая подводила итог всему, над чем трудились итальянские художники на протяжении предыдущих двухсот лет. В то же время Боттичелли трудно назвать и художником - кватрочентистом в том смысле, который принято связывать с этим понятием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ………………………….………4
УЧЕБА В МАСТЕРСКОЙ ФРА ФИЛИППО ЛИППИ, ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА АНДРЕА ВЕРОККЬО И ПЕРВЫЕ РАБОТЫ ….……………….4
ФЛОРЕНЦИЯ.……………………………………………………………6
РАЗДЕЛ 2. РАСЦВЕТ ТВОРЧЕСТВА……………………..…………………...9
2.1. МАДОННЫ………………………………..………………………………9
2.2 . ПРОПОВЕДИ САНВАРОЛЛЫ. ЗАКАТ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА…………………………………………………………………….10
ВЫВОД…………………………………………………………………………..12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..13

Работа содержит 1 файл

Сандро Боттичелли.docx

— 43.87 Кб (Скачать)

     "Рождение  Венеры" (ок.1485, Флоренция, Уффици). Сюжет ее также, по-видимому, навеян  одной из поэм Полициано. Обнаженная Венера, стоя в огромной раковине скользит по поверхности моря к берегу, подгоняемая легким дуновением Зефиров, в то время как на берегу навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини затканное цветами покрывало. В этой картине центральное положение занимает Венера. Погруженная в легкую задумчивость, она стоит, едва прикасаясь ногами к раковине, склонив голову и поддерживая рукой струящиеся вдоль тела тяжелые золотые волосы. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той затаенной печали, которой отмечены многие образы Боттичелли.

     Зрелые  произведения Боттичелли отмечены чертами  утонченного декоративизма. Великолепный рисовальщик, обладавший особенной остротой и динамичностью рисунка, он как бы сознательно придает своим произведениям легкий оттенок архаизации. Его удлиненные, слегка изломанные в своем движении фигуры скользят над землей, едва прикасаясь к ней. Вместе с тем художник избегает изображения большой пространственной глубины.

     Черты зрелого стиля Боттичелли уже  в полной мере проявились в написанных им в 1481-1482 годах трех фресках в  Сикстинской капелле в Риме на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. Сцены эти полны необычайной  экспрессии. Возбужденные лица, горящие  глаза, беспокойные движения - все  переносит нас в мир лихорадочной фантазии художника.

     Работа  в Сикстинской капелле. Особое место  в монументальной живописи последней  трети века занимают три библейские композиции Боттичелли в Сикстинской  капелле в Ватикане (1481-1482). Боттичелли вместе с Козимо Росселли, Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 октября 1480 года направился в Рим расписывать стены новой "великой капеллы" Ватикана, только что возведенной по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской. Сикст распорядился поставить Боттичелли во главе всей работы, а современники оценили фрески мастера выше работ прочих художников.

     Боттичелли  принадлежали по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов".

     Осенью 1482 года, когда готовые фрески заняли свое место в капелле рядом  с открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта. Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию, где вскоре пережил смерть отца. Мариано Филипепи скончался 20 февраля. 

                            
 
 

 РАЗДЕЛ 2. ПОЗДНИЕ КАРТИНЫ.

2.1. МАДОННЫ

     Образы  мадонн, написанных Боттичелли в середине 1480-х годов, носят более усложненный  характер по сравнению с его ранними  изображениями Девы Марии. Это относится  и к тонко разработанным типам  композиции, и к внутреннему содержанию образа. На лице Мадонны неизменно  присутствует тень грусти, тревоги  и неуверенности, и фигура Младенца изображается, как правило, с символами  Страстей, напоминая о жервенном пути Христа. "Мадонна Магнификат" 1485 года, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, написанной на выпуклой поверхности;

     "Мадонна  Магнификат" - самая известная  из картин художника на религиозный  сюжет, написанных для частных  капелл; названа она по первому  слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги. Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. от Луки I: 46). Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу, в то время, как двое ангелов поднимают венец над головою Мадонны. Эта искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, как бы продолжаются жестом одного из прекрасных ангелов и через руки других персонажей замыкаются на короне Марии. Такое кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж.

     Как и в "Мадонне с гранатом" Христос держит в руке плод - символ бессмертия, которое он принесет человечеству. Лицо "Мадонны Магнификат" отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты. Среди  них - тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Выражение чистоты и невинности дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Густые заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета - шарф и прозрачное покрывало - как бы преображают реальную женщину, взятую Боттичелли в качестве модели в идеальный образ Мадонны.

     Картина "Мадонна с гранатом". Была создана в 1487 году. Художник получил общественный заказ от представителей налогового ведомства для Зала заседаний суда палаццо Синьории.

     Если  ранние Мадонны Боттичелли излучают просветленную кротость, порожденную  гармонией чувств, то в образах  более поздних Мадонн, созданных  под влиянием аскетических проповедей Савонаролы, печальный и разочарованный художник отходит от стремления найти  воплощение вечной красоты.

     "Мадонна  под балдахином" - картина-тондо, превосходное по качеству, характерное для позднего периода творчества Боттичелли. Под сенью алого балдахина, образующего шатер, края которого поддерживают два ангела, третий ангел подводит к коленопреклоненной мадонне младенца Христа. Невысокий мраморный парапет отделяет первый план от очень тонко трактованного пейзажа со спокойной гладью реки, мягкими извивами холмов.

     Лицо  Мадонны на картинах Боттичелли становится бескровным и бледным, глаза - полными слез. Эти лица еще можно сравнить со средневековыми образами Богоматери, но в них нет торжественного величия Царицы Небесной. Это женщины нового времени, много изведавшие и пережившие.  
 

 2.2. ПРОПОВЕДИ САНВАНОЛЛЫ. ЗАКАТ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА

     В последний период творчества Боттичелли болезненное беспокойство художника  сменяется настроением мрачного отчаяния. Это настроение связано  было, несомненно, с бурным развитием  событий во Флоренции в конце 15 века. Еще при жизни Лоренцо  Великолепного в городе появился проповедник, доминиканский монах  Савонарола, выступивший с резкими  обличениями папства и предсказывавший  погрязшей в грехах Италии близкую  погибель. Проповеди Савонаролы, возглавившего  оппозицию против Медичи, имели успех, особенно возросший после смерти Лоренцо в 1492 году. Сменивший Лоренцо  его сын Пьетро не сумел упрочить пошатнувшийся авторитет дома Медичи. Когда в 1494 году в Италию впервые вторглись французские войска, это было воспринято как начало исполнения грозных пророчеств Савонаролы. Проводившие двусмысленную политику по отношению к французам, Медичи были изгнаны из города и на время во главе республики фактически оказался Савонарола.

     Проповеди Савонаролы произвели сильное впечатление  на многих представителей флорентийской  интеллигенции. Однако его положительная  программа была реакционной. Обличая  папство и светских правителей, он вместе с тем обрушивался и  на проникнутую жизнерадостным светским духом культуру Ренессанса, призывая вернуться к аскетизму средневековья. При Савонароле во Флоренции устраивались костры, где сжигались предметы роскоши, украшения, даже произведения искусства. В порыве самоубийственного покаяния многие художники - друзья и ученики Сандро— сами приносили и бросали в огонь свои картины. Однако с ним было все иначе. В эпоху смертельной схватки Медичи и Савонаролы Сандро Боттичелли предпочитал играть роль созерцателя. Однако и с приходом к власти во Флоренции грозного религиозного диктатора беспокойный живописец не угомонился. Человеческая подлость повернула к монаху гордую душу своенравного живописца. 23 мая 1498 года Флоренция сожгла оклеветанного и отвергнутого Савонаролу с той же неистовой категоричностью, с какой еще недавно по его же указке казнила материальные воплощения грехов человеческих. Но именно в эти дни совершенно неожиданно Сандро Боттичелли резко меняет все направление своей души. В тот миг, когда все отшатнулись от осужденного проповедника, "странный" живописец становится на сторону человека, фактически уничтожившего славу его искусства. Не перед властным диктатором - перед прахом мученика Сандро Боттичелли отбросил личную обиду, и наконец, признал себя виновным. Виновным в преступном попустительстве предательству.

     Сандро  Боттичелли вместе с другими гражданами переживал приступы то безнадежности, то веры в религиозное обновление. Смерть доминиканца вызвала в  душе художника сомнения и боль.

     В последних его работах - двух "Оплакиваниях Христа" (обе ок. 1500 г.; Милан, музей Польди-Пеццоли и Мюнхен, Старая Пинакотека) и в картине "Покинутая" (ок.1490, Рим, собрание Паллавиччини) звучат трагические ноты отчаяния. Глухие каменные стены вместо фона, сумрачный колорит, резкая напряженность движений сменяют изящество, богатство красок и праздничную нарядность его прежних картин.

     В последние годы жизни Боттичелли уже ничего не писал.

     Согласно  церковным книгам записи умерших, Боттичелли скончался в 1510 г. и 17 мая был похоронен  на кладбище церкви Оньисанти во Флоренции, в городе, где расцвело его искреннее взволнованное искусство, сохранившее свою прелесть и очарование до дня нынешнего.

     Изящные грациозные фигуры, застывшая пластика тел, прекрасные глаза, не замечающие ничего вокруг... Никто из флорентийских мастеров не мог сравниться с Сандро Боттичелли в богатстве поэтической фантазии, принесшей ему прижизненную славу. Но на три долгих столетия о его существовании забыли. Интерес к редчайшему из талантов Италии вновь возник только в середине XIX в., заворожив живописцев-прерафаэлитов неповторимостью манер и индивидуализацией художественных приемов, творческой субъективностью и лиризмом этого живописца. Боттичелли занял особое место в искусстве Раннего Возрождения не жадным любопытством к жизни и экспериментаторством, а страстным поиском внутренней чистоты и одухотворенности, особой целомудренностью, отличающей все образы в его картинах.

     ВЫВОД

     Сандро  Боттичелли занимает особое место в  искусстве итальянского Возрождения. Нет живописи более поэтичной, чем живопись Сандро Боттичелли. Мы мало знаем о его жизни, но его близость ко двору Медичи и влияние, оказанное на него Лоренцо Великолепного, не подлежат сомнению. "Как молодость прекрасна, однако она проходит" - это слова самого Лоренцо Медичи. Равно как и то, что он стал затем ревностным почитателем Санвароллы; есть даже сведения, что он нес на костер собственные картины.  

     Сандро  Боттичелли возникает то классиком, то формалистом. В нем находят  мужественность и женственность, сказочность  и реальность. Отмеченное всеми непостоянство  натуры живописца сделало его  творчество для нас воплощением  всей весенней свежести раннего итальянского Возрождения, обетованной землей которого по праву считают Флоренцию— город, где Сандро Боттичелли родился и умер, всецело прочувствовав и пережив тот период, когда Европа готовилась к обновлению своей культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Дунаев  Г. С. Сандро Боттичелли / Г.С. Дунаев.—  М. : Изобразительное искусство, 1997. — 240 с. — (Букинистическое издание, 1977)
  2. Петрочук О. К. Сандро Боттичелли / О. К. Петрочук. — М. : Искусство, 1987. —224с.
  3. Майорова Н. Боттичелли / Н. Майорова, Г. Скоков. — СП. : Белый город, 2008. — 48с.
  4. Саушина Ю. Искусство Сандро Боттичелли [Электронный ресурс] : Каталог рефратов Искусство и культура / Ю. Сушина // Каталог рефратов. — 1993. — Режим доступа к реферату: http://works.tarefer.ru/31/100383/index.html
  5. Дюпети М. Великие художники: Их жизнь, вдохновение и творчество / Марк Дюпети. — К. :  Иглмосс Юкрейн, 2003. — 32 с.
  6. Геташвили Н. В. Атлас мировой живописи / Н. В. Геташвили. — М. : Олма — Пресс, 2004. — 328с.
  7. Прохоров А. М. Большая Советская Энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — Т. 3. — 1970.
  8. Гращенков В. Сандро Боттичелли / В. Гращенков. — М., 1962
  9. Смирнова И. Сандро Боттичелли / И. Смирнова. — М., 1967. 
  10. Боттичелли С. Весна (Бл. 1478—1482гг. Галерея Уффици Флоренция [ил.] // История в школах Украины. — 2008. — №2
  11. Энциклопедия Средних веков и Возрождения / сост. О. Б. Краснова. — М. : Олма— Пресс., 2002. — 320с.
  12. Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы Среднего века Возрождения в Италли. : Книга для чтения. — М. : Просвещение., 1976. — С. 162 — 168

Информация о работе Сандро Боттичелли