Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:54, доклад
Во второй половине XVII столетия вместе с другими видами искусства в России живопись переживает серьезные изменения. В определенной мере они подготавливают те коренные реформы, которые происходят в ней в начале XVIII века. Вступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему отражает общие закономерности этой стадии развития.
Русская культура 17-18 веков. Живопись Петровской эпохи.
Живопись.
Во второй половине
XVII столетия вместе с другими видами
искусства в России живопись переживает
серьезные изменения. В определенной
мере они подготавливают те коренные
реформы, которые происходят в ней
в начале XVIII века. Вступая на позиции
искусства нового времени со значительным
запозданием по сравнению с другими передовыми
в художественном отношении европейскими
странами, русская живопись по-своему
отражает общие закономерности этой стадии
развития. На первый план выдвигается
светское искусство. Первоначально светская
живопись утверждается в Петербурге и
Москве, но уже со второй половины XVIII века
получает значительное распространение
в других городах и усадьбах. Традиционное
ответвление живописи – иконопись по-прежнему
широко бытует во всех слоях общества.
Русская живопись развивалась
на протяжении всего XVIII века в тесном
контакте с искусством западноевропейских
школ, приобщаясь к всеобщему достоянию
– произведениям искусства
Наиболее интересным
явлением в искусстве петровской
эпохи стал портрет. У истоков
портретной живописи нового времени
стоит И. Н. Никитин (ок. 1680–1742
гг.). И.Н. Никитин ярко воплощает силу человеческих
возможностей, открытых петровской эпохой.
Крупнейший реформатор русской живописи,
он разделяет с ним триумфы, а под конец
– трагические невзгоды. Портреты, созданные
Никитиным в ранний период, уже представляют
собой вполне европейские по характеру
изображения, наиболее близкие произведениям
французской школы начала XVIII века. Используя
общеевропейский опыт, русский художник
реализует свои собственные представления
о мире, красоте и индивидуальных особенностях
модели. Так возникает свой вариант портрета
— общепонятный и вполне неповторимый.
К кисти этого великого художника принадлежат
такие произведения, как портрет цесаревны
Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны
(предположительно 1714г.). Пожалуй, самым
сильным произведением после возвращения
Никитина из Италии является портрет государственного
канцлера Г. И. Головкина (1720-е гг.). Помимо
возросшей грамотности в рисунке и технике
живописи он демонстрирует духовность
выражения и взаимодействие образа со
зрителем. Не меньшая серьезность присуща
и “Портрету напольного гетмана” (1720-е
гг.). Авторская самостоятельность проявляется
и в портрете С. Г. Строганова (1726г.)
и в картине “Петр I на смертном ложе”
(1725г.). Со смертью Петра трагично закончилась
и жизнь самого художника – он был судим
по ложному обвинению и сослан в Тобольск.
К петровской эпохе
по духу принадлежит и творчество
другого русского живописца –
Андрея Матвеева (1701-1739). По указу Петра
он был послан в Голландию учиться,
что обеспечило необходимый уровень знаний.
Еще в период прохождения обучения им
были созданы картины – “Аллегория живописи”
(1725г.) и “Венера и Амур”. Самое известное
произведение Матвеева – “Автопортрет
с женой” (1729г.). Произведение Матвеева
рисует новую для России культуру отношений.
Муж и жена не просто выступают как равные:
художник бережно и горделиво представляет
зрителю свою супругу. Заинтересованность
в делах искусства и трудолюбие выгодно
отличали этого художника.
Живопись последних
десятилетий XVIII века отличается значительным
разнообразием и полнотой. В первую
очередь, это обусловлено основанием
Академии художеств. Русская школа
овладевает теперь теми жанрами живописи,
которые прежде были представлены лишь
работами старых и современных
Творчество Ф. С.
Рокотова (1735-1808) составляет одну из самых
обаятельных и труднообъяснимых страниц
нашей культуры. Уже в довольно зрелом
возрасте он был принят в Академию художеств.
Его ранние произведения – портреты Г.
Г. Орлова (1762-1763гг.), Е. Б. Юсуповой
(1756-1761гг.) свидетельствуют о его причастности
к культуре рококо. Признаки этого стиля
есть и в коронационном портрете Екатерины
II (1763г.), ставшей образцом для изображения
весьма взыскательной императрицы. Еще
много портретов вышло из-под кисти художника
– поэт В. И. Майков (1769-1770 гг.) , почти
все семейство Воронцова – он сам (конец
1760-х) , его жена М. А. Воронцова и дети
(1770-е).
Современником Рокотова
был Д. Г. Левицкий (1735-1822гг.). Около 20
лет Левицкий возглавлял портретный класс
Академии художеств и не только участвовал
в воспитании целой школы русских портретистов,
но задавал тон и уровень высокой репутации
портретного искусства в России. Сфера
его живописи шире, чем рокотовская. Ему
одинаково хорошо удавались и камерные
портреты, и парадное изображение в рост.
Неудивительно, что круг его заказчиков
весьма обширен. Это и богач Демидов, чью
картину он нарисовал в 1773г., и светская
красавица Урсула Мнишек (1782г.), и итальянская
актриса Анна Давиа-Бернуци (1782г.). Важное
место в творчестве Левицкого занимает
работа над портретом Екатерины II, получившим
отражение в “Видении Мурзы” Г. Р.
Державина.
Из всего вышеперечисленного
можно сделать вывод, что на протяжении
всего XVIII века русское искусство
живописи прошло большой путь становления
по законам нового времени. Потребности
эпохи получили отражение в преимущественном
развитии светской живописи – портрета,
пейзажа, исторического и бытового
жанров.
ЖИВОПИСЬ
Церковь прекрасно
понимала огромную силу
Реалистические
тенденции в живописи XVII в. развивались
еще очень медленно. Большое место занимала
унаследованная от XVI в. традиция отвлеченно-догматического
и аллегорического изображения. Хорошо
прорабатывались детали, но обобщенного
реалистического изображения художники
XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы
были перегружены мелкими сценами и предметами,
вокруг главных изображений нанизывалась
масса клейм со всеми подробностями жития.
Помимо этого делались еще пояснительные
надписи. Внутренний мир человека, как
правило, не умели раскрыть, главное внимание
уделялось изображению внешних поступков
и действий. Эмоциональность отступала
перед описанием.
Высшая ступень
развития живописного
Информация о работе Русская культура 17-18 веков. Живопись Петровской эпохи