Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 06:53, реферат
Россия в истории мировой культуры. Отношение к русской культуре у деятелей мировой культуры сложно и даже загадочно. Самое интересное, что это отношение сложилось уже давно. Полтораста лет назад оно ощущалось уже настолько отчетливо, что один из самых образованных и приобщенных к европейской культуре поэтов России Федор Иванович Тютчев сформулировал это отношение и его причины в четверостишии:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить,
Введение.
Глава I. Культура России. Древняя Русь (989 - 1480).
Глава II. Культура России. "Московское царство" (1480 - 1703).
Глава III. Культура России. XVIII век (1703 - 1801).
Заключение.
Библиография.
Основоположником русской драматургии был А.П. Сумароков, автор первых русских трагедий и комедий, родоначальник стихотворного басенного жанра. Литература последней четверти XVIII в. под влиянием идей Просвещения обратилась к вопросу о совместимости неограниченной монархии и общественного блага, к острым социальным и политическим темам ("Недоросль" Д.И. Фонвизина, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.П. Радищева). Крупнейшим поэтом конца XVIII в. был Г.Р. Державин. Его заслугой была демократизации поэтического слова, соединение "высокого" и "низкого" стиля, внесение элементов разговорного языка в поэзию. На рубеже XVIII – XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, интересом к чувствам конкретного человека. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина ("Бедная Лиза") и А.П. Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву"), создавшими жанры путешествий и чувствительной повести, поэзией И.И. Дмитриева. Сентиментализм порождал обращение к пасторальным мотивам, идею бегства в природу, воспевание простых человеческих чувств. XVIII в. стал временем рождения русского театра. В 1702 г. в Москве открылся первый публичный театр ("Комедийная хоромина"). Позднее в Ярославле под покровительством воеводы Мусина-Пушкина был создан Театр Ф.Г. Волкова.
В 1756 г. в Петербурге был создан первый государственный театр. Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Волковым. В то же время действовал Школьный театр при Сухопутном Шляхетском корпусе, в 1779 г. возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), впервые поставивший "Недоросля" и другие пьесы Фонвизина. В Москве представления разыгрывались итальянской труппой Д. Локателли. В 1780 г. был открыт Петровский театр, ставивший, как это было принято, драматические, оперные и балетные спектакли. Широко известны были крепостные театры князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, графа Н.П. Шереметева в Останкино, на сцене которого блистала П. И. Ковалева-Жемчугова. Большая часть театрального репертуара представляла собой переводы и переделки переводных пьес, но во второй половине XVIII в. появляется национальная драматургия (Сумароков, Фонвизин, Херасков).
Светская музыка начала XVIII в. была представлена несложными формами бытовой песни, а также кантами (вид многоголосой песни, заимствованный из Литвы и Польши). Канты носили торжественный характер и исполнялись, как правило, на празднествах в честь военных побед России.В середине XVIII в. популярными в России стали итальянская и французская опера. В последней четверти столетия формируется отечественная композиторская школа. Ведущим жанром была комическая опера. Успехом пользовались оперы А.О. Аблесимова, В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина, Д.С. Бортнянского. На рубеже XVIII – XIX вв. появился жанр камерной лирической песни, развитие которого способствовало творчество О.А. Козловского. Ведущим жанром в российской живописи XVIII в. был портрет. Развитие портретного жанра в петровскую эпоху определялось воздействием западной живописи, но одновременно опиралось на традицию предшествовавшего столетия (парсуна). Становление портретной живописи было связано с творчеством И.И. Никитина и А.М. Матвеева. Новым явлением в искусстве стала гравюра. Наиболее известным мастером был А.Ф. Зубов.В начале XVIII в. в России работали иностранные живописцы, в частности, И.-Г. Таннауэр и Л. Каравакк.
Во второй половине XVIII в. развиваются и другие жанры живописи. Складывается система жанров (портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись). Наиболее значимыми авторами исторического жанра были А.П. Лосенкои Г.И. Угрюмов. В развитии портрета проявились две тенденции: повышение художественного уровня и реалистичности изображения и расцвет парадного портрета. В творчестве А.П. Антропова были особенно сильны традиционные черты парсуны. Он стал одним из создателей жанра камерного портрета (портрет Измайловой). Портреты Ф.С. Рокотоваотличаются интимностью, тонкостью и психологизмом (портрет А.П. Струйской). Д.Г. Левицкий много работал в жанре парадного портрета. Творчество В.Л. Боровиковского (рубеж XVIII - XIX вв.) связано с идеями сентиментализма. Он впервые ввел пейзажный фон в портретах.В конце XVIII в. появляются полотна со сценами из крестьянской жизни (М. Шибанов, И.П. Аргунов, И.А. Ерменев), возник интерес к ландшафтному пейзажу (С.Ф. Щедрин), зародился городской архитектурный пейзаж (Ф.Я. Алексеев).Ф.И. Шубин создал скульптурные портреты М.В. Ломоносова,полководца П.А. Румянцева Задунайского. Появляются памятники в честь выдающихся деятелей – Петру I ("Медный всадник" Э. Фальконе, 1782)В строительстве Петербурга нашли наиболее полное воплощение принципы архитектуры Нового времени: предварительный план застройки города, выработка особого типа регулярной планировки городских ансамблей, системы улиц, кварталов, площадей. Для строительства были приглашены иностранные архитекторы Ж. Леблон, Д. Трезини, Б. Растрелли. "Новые" постройки Петербурга и Москвы (Петропавловский собор, здание 12 коллегий, Меншиков дворец, Меншикова башня), стали основой для европеизации русской архитектуры.Середина XVIII века в архитектуре была ознаменована сложением явления, которое получило название "русского барокко" – в дворцах Ф.Б. Растрелли причудливо сочетаются барочная пластика стен и рокайльный орнамент, вынесенный из интерьера на стены фасадов.
Основоположниками
русского классицизма стали В.И.
Баженов, И.Е. Старов, создавшие архитектурную
классику, основанную на использовании
приемов французского неоклассицизма.
С именем М.Ф. КазаковаФ.С. Рокотова связано
появление многих архитектурных памятников
Москвы.XVIII столетие стало периодом необыкновенно
интенсивного культурного развития страны,
поскольку в это время. Россия открывала
для себя достижения западноевропейской
культуры, накопленные на протяжении столетий
(начиная с эпохи Возрождения). В XVIII в.
отечественная школа в литературе,
театральном и изобразительном искусстве
развивалась, подчиняясь общим закономерностям
европейской культуры, подготавливая
взлет национальной культуры в XIX в.
Заключение.
Сегодня, оглядываясь
назад, можно усмотреть в едином
теле русской культуры множество
разделительных линий и границ. На
нашу культурную историю, конечно же, влияли
политические, идеологические, эстетические
пристрастия эпох. Но среди самодовольства
пристрастий всегда оставался срединный
путь — мощное течение традиции, определявшей
существование целого. Частные, приватные
пути не всегда совпадали с общим течением,
уводя многих в "культурные тупики",
которые, как оказалось, более всего и
впечатляют наших современников. Именно
ереси и отклонения (многочисленные перверсии)
"пользуются спросом" среди журналистов
и исследователей. Культуротворчество
сменилось интерпретаторством и культуропользованием.
А золотой век отечественной культуры,
последовавший за кратким (и по историческим,
и по человеческим меркам) проблеском
пушкинского гения, уже далеко за горизонтом.
Тоска по мировой культуре, если она ещё
и осталась, — это ныне тоска по пушкинской
эпохе. Василий Макарович Шукшин так писал
об отечественной культуре: "Русский
народ за свою историю отобрал, сохранил,
возвел в степень уважения человеческие
качества, которые не подлежат пересмотру:
честность, трудолюбие, совестливость,
доброту... Именно такое понимание самобытности
позволит нам, современникам., сохранить
свое собственное национальное самосознание
и противостоять единообразию и унификации
многоцветной оригинальности российского
права, искусства: архитектуры, живописи,
музыки, литературы; православия и национального
характера.
Библиография.
1. Верещагин
В.Ю. Лекции по русской
2. Махнач В.Л. Социальные традиции в русской культуре
3. Резаков М.Р.
Византийское наследие в
4. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М., ВЛАДОС, 1995...
5. Фетисов А.В
Пути русской культуры
.