Российские меценаты и коллекционеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………3-4
II. “Золотой век” меценатства в России……………………………………..5-10
1. Причины появления меценатов…………………………………………..5-7
2. История меценатства……………………………………………………….8-10
III. Наиболее выдающиеся меценаты конца 19-начала 20 веков………….11-13
IV. Коллекционеры…………………………………………………………..14-16
V.Заключение…………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат Культурология.docx

— 37.25 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

Факультет экономики и  финансов

Специальность таможенное дело

Кафедра культурологии и русского языка

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Российские меценаты и коллекционеры»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Автор работы:

                                                                       студент  2 курса

                                                                       очной формы обучения

                                                                           Краснощеков Георгий Андреевич

                                                                       Подпись

 

 

                                                                       Руководитель работы:

                                                                       доктор исторических наук,

                                                                       профессор                                                  

                                                                       Гуркина Нина Константиновна

                                                                       Подпись

 

 

  Санкт-Петербург 2012 г.

 

Содержание

 

I. Введение………………………………………………………………………3-4

II. “Золотой век” меценатства в России……………………………………..5-10

1. Причины появления меценатов…………………………………………..5-7

2. История меценатства……………………………………………………….8-10

III. Наиболее выдающиеся меценаты конца 19-начала 20 веков………….11-13

IV. Коллекционеры…………………………………………………………..14-16

V.Заключение…………………………………………………………………….17

Список литературы…………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

МЕЦЕНАТ – бескорыстный покровитель, способствующий развитию науки и искусства, выделяя для него материальную помощь из личных средств.

Понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным.

Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует  с понятием "благотворительность". Благотворительность - это оказание материальной помощи нуждающимся, как  отдельным лицам, так и организациям, она может быть направлена на поощрение  и развитие каких-либо общественно  значимых форм деятельности. Меценатство - более узкое понятие, это покровительство  наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительной  деятельностью.

Сложные времена, переживаемые сегодня Россией, характеризуются  рядом процессов и тенденций. В бедственном положении оказалась  культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. “ Нуждаются в поддержке музеи, театры, библиотеки, даже самые солидные и авторитетные. Как объективную реальность надо признать последовательное сокращение числа читающих и объема читаемой литературы. Выход из кризиса может быть лишь следствием комплекса факторов и обстоятельств. Возьмем из этого комплекса только один - меценатство, и рассмотрим его. В истории отечественного меценатства есть немало ярких страниц, представляющих огромный интерес не только для истории, но и для наших дней. Более того, есть весомые основания рассматривать лучшие традиции отечественного меценатства как уникальное явление, представляющие значимость и актуальность не только для России, но и для других стран.

Анализ сферы благотворительности  в России, конкретной направленности деятельности в полной мере позволяет  связать сущность благотворительности  с еще одним известным феноменом-милосердием. Масштабы, этапы и тенденции благотворительности  добрых, милосердных дел отчетливо  прослеживаются на примере истории  Москвы. Представители разных сословий имущие и бедные отдавали нуждающимся то что имели: одни состояние, другие силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие.

В Москве, как и Руси вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться  первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском  монастырях, до наших дней сохранились  здания восемнадцатого века, в которых  когда-то находились лечебницы. Почти  все меценаты и коллекционеры  конца прошлого-начала нынешнего  века были купцами-старообрядцами. И  Щукин, и Морозов, и Рябушинский, и Третьяков. Ведь старообрядческий мир традиционен, глубоко связан с истинной культурой - они из века в век научились спасать и  сохранять свое духовное наследие, это было заложено в семейных генах.

 

 

 

 

 

 

“Золотой век” меценатства в России

Причины появления меценатов

   Восемнадцатый-начало  девятнадцатого века, отмечены благотворительными  делами крупных представителей  просвещенной дворянской филантропии.  Яркими образцами благотворительных  учреждений этого времени являются  Голицинская больница, первая градская  больница, Шереметевский дом, Мариинская  больница  и др. Еще раз подчеркну  одну из характерных особенностей  российского предпринимательства,  его определенную историческую  традицию: едва зародившись, оно  естественно и надолго связало  себя с благотворительностью. Союз  предпринимательства и благотворительности  убедительно прослеживается на  примере многих известных купеческих  династий. Такой союз едва ли  был случайным. Предприниматели,  безусловно, были заинтересованы  в квалифицированных работниках, способных овладеть новым оборудованием,  новейшими технологиями в условиях  все возрастающей конкуренции.  Не случайно поэтому огромные  средства отчислялись дарителями  прежде всего на образование.  И особенно на профессиональное.

      Были и  другие причины, объясняющие появление  потомственных благотворителей.  Можно с уверенностью сказать,  что одни из самых значимых  в ряду уже упомянутых- причины  религиозного характера, диктовавшиеся  давними традициями милосердия  и благотворительности на Руси, осознанием потребности помогать  другим.

      Настоящему  меценату ( с точки зрения отечественных  традиций), истинному благотворителю  не нужна в качестве компенсации  реклама, позволяющая сегодня  с лихвою возместить затраты.  Показательно в этой связи,  что Савва Тимофеевич Морозов  обещал всестороннюю помощь основателям  Художественного театра при условии:  его имя не должно упоминаться в газетах. Хорошо известны случаи  когда меценаты по призванию, отказывались от дворянства. Один из представителей этой замечательной династии “профессиональных благотворителей” Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904)- библиофил и собиратель произведений искусства, завещал в 1901г. свои коллекции Историческому музею, по “формулярному списку”, составленному в том же году купеческой управой, в службе не состоял, отличий не имеет. 1Предположительно, что сумма П.Г.Шелапутина (на его средства были созданы гинекологический институт, мужская гимназия, 3 ремесленных училища, женская учительская семинария, дом для престарелых) превысила 5 млн. рублей, но учесть всех пожертвований было невозможно, так как он скрывал эту сферу жизни даже от близких.2 Ретроспектива благотворительности, милосердия, меценатства велика по времени, богата ярчайшими примерами, позволяет выявить очевидную преемственность добрых деяний, истоки и тенденции отечественного  меценатства.

      Но и  на богатом фоне меценатства  в России конец девятнадцатого- начало двадцатого веков могут  быть по справедливости названы  его “золотым веком”, порой его  подлинного расцвета. И Эта пора  была связана, главным образом,  с деятельностью именитых купеческих  династий, давших “потомственных  благотворителей”. Только в Москве  ими были осуществлены столь  крупные начинания в области  культуры, просвещения, медицины, самых  различных областей науки, что  можно с полным основанием  утверждать: это был качественно  новый этап благотворительности.

     По инициативе  действительно просвещенных и  по-настоящему образованных дарителей,  развивались становящиеся приоритетными  отрасли отечественной науки,  открывались уникальные галереи  и музеи, получили заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить глобальную реформу всего театрального  дела. Такими стали Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания  современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, Частная опера С.И.Мамонтова, Частная опера С.И.Зимина, Московский Художественный театр, Музей изящных искусств ( на строительство которого заводчик, крупный землевладелец  Ю.С. Нечаев- Мальцев потратил более 2 млн. рублей), Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Коммерческий институт, Торговые школы Алексеевых, Морозовых  и т.д.  Благодаря пожертвованиям Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени И.С.Тургенева, содержавшей 3279 томов. В этой семье и отец, и дочь были страстными любителями книги и многое сделали для ее пропаганды в стране. Перед нами еще одна династия благотворителей, коллекционеров и меценатов самого высокого стиля. Все приведенные примеры отмечены рядом общих черт: социальной значимостью, демократической направленностью, полнейшим бескорыстием, давними традициями благотворительности, что обусловлено принципами, убеждениями, личностными качествами.

 

 

 

 

 

 

 

История меценатства

История меценатства в  России имеет давнюю традицию, уходящую вглубь веков. Русские цари, родовитые  князья и вельможи покровительствовали  строителям храмов и дворцов, иконописцам  и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой  стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей.

Значительный взлет меценатской  деятельности наступил во время царствования Екатерины II, ее долголетнее правление было ознаменовано самыми щедрыми наградами, послужившими источником возникновения многих крупнейших состояний. Наступил расцвет коллекционирования и собирательства.

Граф Григорий Орлов выстроил в Гатчине великолепный дворец (архитектор Растрелли), где была собрана обширная библиотека. Гатчина стала олицетворением деятельности богатого вельможи, покровителя  муз екатерининского времени.

Век Екатерины выдвинул одного из известнейших деятелей Российского  государства графа, а затем князя  Александра Александровича Безбородко, статс-секретаря Екатерины, а впоследствии канцлера Российской империи. Он был  известен как крупный коллекционер и меценат. Ему принадлежала картинная  галерея исключительной ценности, которую, по словам многих, едва ли удавалось  собрать частным лицам. Коллекция  картин князя послужила впоследствии основой знаменитой Кушелевской  галереи Академии художеств. Внук князя, граф Николай Александрович Кушелев-Безбородко (1834-1862) завещал это собрание Академии художеств с условием, чтобы галерея  была постоянно открыта для художников.

Известна была своим широким  меценатством и благотворительностью фамилия Демидовых. Так, Акинфий  Никитович Демидов передал в  дар Московскому университету редкую минералогическую коллекцию, его сын  Прокопий Акинфиевич Демидов (1710-1788) жертвовал  значительные суммы на строительство  коммерческих и народных училищ, а  для Московского университета купил  дом, в который университет был  переведен, и пожертвовал университету 20 000 рублей с тем, чтобы из процентов  с этого капитала выдавались стипендии  беднейшим студентам. Представители  знатного рода Демидовых были известны своей благотворительностью. По заказу Анатолия Николаевича Демидова Карл Брюллов написал картину «Последний день Помпеи», которая хранится теперь в Третьяковской галерее.

Еще более известными по своему происхождению и по размеру  состояния были Строгановы. Граф Александр  Сергеевич Строганов (1734-1801) составил галерею картин, написанных известными художниками, собрал дорогие коллекции  эстампов и медалей. Особое внимание он обращал на устройство библиотеки, которую по числу в ней редких изданий можно было считать одной  из первых в Европе. В царствование Николая I все чаще встречаются видные коллекционеры и меценаты из числа крупного чиновничества. Один из них – Федор Иванович Прянишников (1793-1867) "министр почт", как его называли современники. Он был одним из первых собирателей русской живописи, его собрание находится сейчас в Третьяковской галерее.

Информация о работе Российские меценаты и коллекционеры