Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 10:22, контрольная работа
Основная цель данной работы – показать, что высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться – учиться упорно и терпеливо. Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
Введение 2
1. Язык и его роль в жизни людей 2
2. Социальная значимость культуры языка 2
3. Проблема языковой культуры общества 2
Заключение 2
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Казанский
институт (филиал)
Кафедра
гуманитарных дисциплин
Шифр:
У-10131
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Русский язык и культура речи»
на тему:
«Роль языка, речи в
жизни общества и социальная
значимость языковой
культуры»
Выполнила:
студентка 1 курса группы №232-с з.о.
специальности: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Абянова Л.Т.
Проверила:
доцент Жукова Л.П.
Дом.адрес:
Казань, ул. Ноксинский Спуск
д.43, кв. 23
Тел: 89093019232
Казань 2010-2011
Оглавление
Введение 2
1. Язык и его роль в жизни людей 2
2. Социальная значимость культуры языка 2
3. Проблема языковой культуры общества 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2
Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное.
Современное языковое развитие проходит под влиянием двух конфликтующих сил: с одной стороны, отчетливо прослеживается активная линия воздействия на литературную норму со стороны освобожденного потенциала разговорной речи, ее продвижение в публичную сферу, в массовое общение. И эта сила поддерживается процессами заимствования иностранных слов, вызванными включением России в общемировую экономическую, политическую, культурную систему. С другой стороны, существует не менее сильное, хотя может быть, менее замечаемое нами воздействие на литературный язык норм и языковых стандартов огосударствленного языка времен тоталитаризма.
В итоге мы имеем дело с общим снижением культурно - языкового состояния общества. Остро встал вопрос о сохранении литературного языка, о путях его дальнейшего развития в связи с изменением контингента носителей.
Единственным противоядием такой тенденции может быть сознательная работа по повышению культуры речи. Культура речи – это та точка, где встречаются наука и жизнь: наука о языке встречается с повседневным языковым существованием русского человека.
Основная цель данной работы – показать, что высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться – учиться упорно и терпеливо. Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
Значение
языка в жизни людей огромно,
а целесообразное использование
всех его многочисленных функций
просто необходимо как для нас, так
и для его существования.
Проблема взаимодействия языка и общества широка и многопланова. Прежде всего, язык социален по своей сущности. Основная его функция – быть средством, орудием общения людей. На базе этой функции и в связи с нею осуществляются языком и другие функции – воздействия, сообщения, формирования и выражения мысли. Эти функции также социальны.
Влияние языка на общество усиливается по мере развития производства, техники, науки, культуры и государства. Язык участвует в организации труда, в управлении общественным производством, в осуществлении процесса образования и воспитания членов общества, в развитии литературы и науки.
Язык
– это система словесных
Родной язык – душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность. Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове.
Многовековая духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров – от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы.
Подчеркивая одухотворенность русского языка, К. Д. Ушинский писал: «В языке своем народ, в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов, сложил свои мысли и свои чувства».
Среди разновидностей русского языка четко выделяется русский литературный язык. Он справедливо считается высшей формой национального языка.
Надо сказать, что современная эпоха вносит немало нового в русский литературный язык наших дней, особенно в такие его области, как лексика и фразеология, сочетаемость слов, их стилистическая окрашенность и тому подобное.
Среди факторов и условий развития современного русского языка (внутренних и внешних) можно, на наш взгляд, особо выделить три. Воздействия на повседневную «речевую среду» каждого из них и неравнозначны, и неоднозначны одновременно.
Во-первых, это общенародность литературного языка, которая приводила и приводит к постоянному обновлению литературных норм, к их освобождению от устарелых элементов и черт, противоречащих духу народной речи, тенденциям общеязыкового развития.
Во-вторых, это широкое и активное приобщение современного образованного читателя к творчеству таких писателей, как В. Набоков, Б. Зайцев, И. Шмелев, М. Алданов; знакомство с трудами Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Струве, П. Сорокина, В. Розанова, Г. Федотова, Е. Трубецкого, П. Флоренского, Д. Андреева и многих других. Все это, безусловно, влияет на современный литературный язык, поднимая его авторитет, воспитывая языковой вкус говорящих и пишущих.
Наконец, это расцвет всех жанров современной публицистики, развитие средств массовой информации, отражающих дыхание времени, активные процессы, происходящие и в обществе, и в языке. Здесь же надо сказать и о развитии различных видов и жанров устной общественной речи, ищущих себе опору в традициях национального русского красноречия, в образцах ораторского мастерства прошлого и настоящего.
Происходит
интенсивное сближение
Социальное воспроизводство духовных, моральных, материальных ценностей способствует самосохранению любой нации. Языковая культура здесь выступает как самое важное условие правильного социального развития и прогресса общества.
Язык
есть выражение народного духа, состояния
интеллекта и образованности, общественного
и личного настроения, воли, всех
движений души, стиля жизни современного
общества. Можно с уверенностью сказать:
каковы слова, которые мы слышим и
читаем вокруг себя, таков и наш
внутренний комфорт, общественно-психологический
настрой, занимающий не последнее место
в требованиях к
Цель языковой культуры - благоустройство общественной, производственной и бытовой жизни человека. Культура предполагает сохранение всего ценного в нравственном, образовательном, эстетическом аспектах нашего бытия, а выражается культура, конечно, знаково, и этот основной знак – слово, язык.
Всякая интеллектуальная профессия связана с языком. Например, политика есть общение, искусство объединять людей, а достижение этого возможно только с помощью слова. Поэтому слово – главное орудие политика. Успех в предпринимательстве также связан с речью. То же самое можно сказать о речевом труде учителя, врача, юриста, военного…
Правильная,
сбалансированная речь должна стать
нормой в обществе. Только поднимая
культуру языка, мы возвышаем общую
культуру поведения, а значит, и свой
жизненный уровень.
Язык - это душа народа. Огрубление языка, явное его оскудение, снижение тональности общения - все это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации. В последние годы данная проблема горячо обсуждается не только специалистами, но и широкой общественностью.
Сегодняшние изменения в русском языковом сознании отражают ситуацию, в известной мере повторяющую ситуацию 20-х годов с ее стремлением преобразовать не только общественный строй и экономическое устройство, но и культуру, и литературный канон. Тогда и теперь выступали против неумеренных заимствований. Тогда и теперь вспоминали и вспоминают о деградации языка и наступлении так называемой "уголовной фени". Ставится вопрос о "приличии", "пристойности" в связи с происходившим и происходящим сейчас резким стилистическим снижением и огрублением русской речи...
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, лишь 5% россиян говорят сегодня на правильном, литературном русском языке. 61% употребляет ненормативную лексику, 28% используют «компьютерный» язык, а 20% – говорят на бандитском слэнге1.
Возникает вопрос: почему это происходит? Отвечая на него, В.Г. Костомаров, доктор филологических наук, вводит понятия языкового вкуса как категории речевой культуры и его крайнего воплощения - языковой моды2.
Важнейшим условием вкуса В.Г. Костомаров считает социальное по природе, усваиваемое каждым носителем языка чувство, т.е. чутье языка, являющееся результатом речевого и общесоциального опыта, усвоения знаний языка и знаний о языке, бессознательной, как правило, оценки тенденций его развития. Языковое чутье лежит в основе принятия и непринятия этих тенденций.
Следующий вопрос, на который необходимо дать ответ, чтобы разобраться в языковых особенностях ситуации в современной России, это вопрос о том, под чьим влиянием формируется современный языковой вкус. С сожалением приходится констатировать, что типичные черты русского языка складываются отнюдь не только из-за низкой грамотности и неряшливости, но в силу именно осознанной установки, желания следовать определенным вкусам, задаваемым влиятельной частью общества, в целом достаточно образованной и весьма неплохо знающей, но сознательно деформирующей нормы и стилевые закономерности литературно-языкового стандарта.
Информация о работе Роль языка, речи в жизни общества и социальная значимость языковой культуры