Роль языка, речи в жизни общества и социальная значимость языковой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 10:22, контрольная работа

Описание работы

Основная цель данной работы – показать, что высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться – учиться упорно и терпеливо. Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Содержание

Введение 2

1. Язык и его роль в жизни людей 2

2. Социальная значимость культуры языка 2

3. Проблема языковой культуры общества 2

Заключение 2

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

русс.docx

— 33.89 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Казанский институт (филиал) 

Кафедра гуманитарных дисциплин 

                Шифр: У-10131 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Русский язык и культура речи»

на тему: «Роль языка, речи в жизни общества и социальная значимость языковой культуры» 
 

                 Выполнила:

                 студентка 1 курса  группы №232-с з.о.

                 специальности: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

                 Абянова Л.Т. 

                 Проверила:

                 доцент Жукова Л.П.

Дом.адрес:

Казань, ул. Ноксинский Спуск

д.43, кв. 23

Тел: 89093019232

Казань 2010-2011

Оглавление

Введение 2

1. Язык и его роль в жизни людей 2

2. Социальная значимость  культуры языка 2

3. Проблема языковой культуры общества 2

Заключение 2

Список использованной литературы 2

Введение

    Язык  и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка  вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное.

    Современное языковое развитие проходит под влиянием двух конфликтующих сил: с одной  стороны, отчетливо прослеживается активная линия воздействия на литературную норму со стороны освобожденного потенциала разговорной речи, ее продвижение  в публичную сферу, в массовое общение. И эта сила поддерживается процессами заимствования иностранных  слов, вызванными включением России в  общемировую экономическую, политическую, культурную систему. С другой стороны, существует не менее сильное, хотя может  быть, менее замечаемое нами воздействие  на литературный язык норм и языковых стандартов огосударствленного языка  времен тоталитаризма.

    В итоге мы имеем дело с общим  снижением культурно - языкового состояния общества. Остро встал вопрос о сохранении литературного языка, о путях его дальнейшего развития в связи с изменением контингента носителей.

    Единственным  противоядием такой тенденции может  быть сознательная работа по повышению  культуры речи. Культура речи – это  та точка, где встречаются наука  и жизнь: наука о языке встречается  с повседневным языковым существованием русского человека.

     Основная  цель данной работы – показать, что  высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться – учиться упорно и терпеливо. Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

     Значение  языка в жизни людей огромно, а целесообразное использование  всех его многочисленных функций  просто необходимо как для нас, так  и для его существования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Язык  и его роль в  жизни людей

     Проблема  взаимодействия языка и общества широка и многопланова. Прежде всего, язык социален по своей сущности. Основная его функция – быть средством, орудием общения людей. На базе этой функции и в связи с нею  осуществляются языком и другие функции  – воздействия, сообщения, формирования и выражения мысли. Эти функции  также социальны.

     Влияние языка на общество усиливается по мере развития производства, техники, науки, культуры и государства. Язык участвует в организации труда, в управлении общественным производством, в осуществлении процесса образования  и воспитания членов общества, в  развитии литературы и науки.

     Язык  – это система словесных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для целей коммуникации, закрепления и передачи общественно-исторического  опыта, формирования мыслей. Язык действительно  является важнейшим средством человеческого  общения, и все остальные знаки  не могут восполнить его отсутствие или недостаточность.

     Родной  язык – душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности  и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного  творчества, нравственное состояние  и духовность. Язык любого народа –  это его историческая память, воплощенная  в слове.

     Многовековая  духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо  отразились в русском языке, в  его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров –  от древнерусских летописей и  былин до произведений современной  художественной литературы.

     Подчеркивая одухотворенность русского языка, К. Д. Ушинский писал: «В языке своем народ, в продолжение многих тысячелетий  и в миллионах индивидуумов, сложил свои мысли и свои чувства».

     Среди разновидностей русского языка четко  выделяется русский литературный язык. Он справедливо считается высшей формой национального языка.

     Надо  сказать, что современная эпоха  вносит немало нового в русский литературный язык наших дней, особенно в такие  его области, как лексика и  фразеология, сочетаемость слов, их стилистическая окрашенность и тому подобное.

     Среди факторов и условий развития современного русского языка (внутренних и внешних) можно, на наш взгляд, особо выделить три. Воздействия на повседневную «речевую среду» каждого из них и неравнозначны, и неоднозначны одновременно.

     Во-первых, это общенародность литературного  языка, которая приводила и приводит к постоянному обновлению литературных норм, к их освобождению от устарелых  элементов и черт, противоречащих духу народной речи, тенденциям общеязыкового  развития.

     Во-вторых, это широкое и активное приобщение современного образованного читателя к творчеству таких писателей, как  В. Набоков, Б. Зайцев, И. Шмелев, М. Алданов; знакомство с трудами Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Струве, П. Сорокина, В. Розанова, Г. Федотова, Е. Трубецкого, П. Флоренского, Д. Андреева и многих других. Все это, безусловно, влияет на современный  литературный язык, поднимая его авторитет, воспитывая языковой вкус говорящих  и пишущих.

     Наконец, это расцвет всех жанров современной  публицистики, развитие средств массовой информации, отражающих дыхание времени, активные процессы, происходящие и  в обществе, и в языке. Здесь  же надо сказать и о развитии различных  видов и жанров устной общественной речи, ищущих себе опору в традициях  национального русского красноречия, в образцах ораторского мастерства прошлого и настоящего.

     Происходит  интенсивное сближение традиционных книжно-письменных и устных средств  литературного языка с обиходно-разговорной  стихией, городским просторечием, социальными и профессиональными диалектами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Социальная  значимость культуры языка

     Социальное  воспроизводство духовных, моральных, материальных ценностей способствует самосохранению любой нации. Языковая культура здесь выступает как самое важное условие правильного социального развития и прогресса общества.

     Язык  есть выражение народного духа, состояния  интеллекта и образованности, общественного  и личного настроения, воли, всех движений души, стиля жизни современного общества. Можно с уверенностью сказать: каковы слова, которые мы слышим и  читаем вокруг себя, таков и наш  внутренний комфорт, общественно-психологический  настрой, занимающий не последнее место  в требованиях к благоустройству  жизни каждого человека. Одним  словом, каков язык, такова и жизнь.

     Цель  языковой культуры - благоустройство общественной, производственной и бытовой жизни человека. Культура предполагает сохранение всего ценного в нравственном, образовательном, эстетическом аспектах нашего бытия, а выражается культура, конечно, знаково, и этот основной знак – слово, язык.

     Всякая  интеллектуальная профессия связана  с языком. Например, политика есть общение, искусство объединять людей, а достижение этого возможно только с помощью  слова. Поэтому слово – главное  орудие политика. Успех в предпринимательстве также связан с речью. То же самое можно сказать о речевом труде учителя, врача, юриста, военного…

     Правильная, сбалансированная речь должна стать  нормой в обществе. Только поднимая культуру языка, мы возвышаем общую  культуру поведения, а значит, и свой жизненный уровень.  

      

  1. Проблема  языковой культуры общества

     Язык - это душа народа. Огрубление языка, явное его оскудение, снижение тональности общения - все это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации. В последние годы данная проблема горячо обсуждается не только специалистами, но и широкой общественностью.

     Сегодняшние изменения в русском языковом сознании отражают ситуацию, в известной  мере повторяющую ситуацию 20-х годов  с ее стремлением преобразовать  не только общественный строй и экономическое  устройство, но и культуру, и литературный канон. Тогда и теперь выступали против неумеренных заимствований. Тогда и теперь вспоминали и вспоминают о деградации языка и наступлении так называемой "уголовной фени". Ставится вопрос о "приличии", "пристойности" в связи с происходившим и происходящим сейчас резким стилистическим снижением и огрублением русской речи...

     По  данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, лишь 5% россиян говорят сегодня на правильном, литературном русском языке. 61% употребляет ненормативную лексику, 28% используют «компьютерный» язык, а 20% – говорят на бандитском слэнге1.

      Возникает вопрос: почему это происходит? Отвечая  на него, В.Г. Костомаров, доктор филологических наук, вводит понятия языкового вкуса как категории речевой культуры и его крайнего воплощения - языковой моды2.

      Важнейшим условием вкуса В.Г. Костомаров считает социальное по природе, усваиваемое каждым носителем языка чувство, т.е. чутье языка, являющееся результатом речевого и общесоциального опыта, усвоения знаний языка и знаний о языке, бессознательной, как правило, оценки тенденций его развития. Языковое чутье лежит в основе принятия и непринятия этих тенденций.

     Следующий вопрос, на который необходимо дать ответ, чтобы разобраться в языковых особенностях ситуации в современной  России, это вопрос о том, под чьим влиянием формируется современный  языковой вкус. С сожалением приходится констатировать, что типичные черты русского языка складываются отнюдь не только из-за низкой грамотности и неряшливости, но в силу именно осознанной установки, желания следовать определенным вкусам, задаваемым влиятельной частью общества, в целом достаточно образованной и весьма неплохо знающей, но сознательно деформирующей нормы и стилевые закономерности литературно-языкового стандарта.

Информация о работе Роль языка, речи в жизни общества и социальная значимость языковой культуры