Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:10, контрольная работа
Не будет преувеличением сказать, что вопрос о технике стал вопросом, о судьбе человека и судьбе культуры. В век маловерия, в век ослабления не только старой религиозной веры, но и гуманистической веры XIX века единственной сильной верой цивилизованного человека остается вера в технику, в ее мощь и ее бесконечное развитие. Техника это последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви. И все, что происходит с миром, питает эту новую веру человека. Человек жаждал чуда для веры, и ему казалось, что чудеса прекратились.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Сущность понятия «техника»……………………………………………....5
2. Роль техники на современной стадии развития культуры……………….8
Заключение………………………………………………………………….....11
Литература……………………………………………………………………..13
13
АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»
Факультет: культуры
Кафедра: СКТ
Контрольная работа
дисциплина: Культура XX века
на тему: Роль техники в жизни человека
Выполнил(а): студентка
группы 402-КЗ 4 курса
Заочного отделения
Закирова Наталья
Алматы, 2009
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Сущность понятия «техника»……………………………………………....
2. Роль техники на современной стадии развития культуры……………….8
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Не будет преувеличением сказать, что вопрос о технике стал вопросом, о судьбе человека и судьбе культуры. В век маловерия, в век ослабления не только старой религиозной веры, но и гуманистической веры XIX века единственной сильной верой цивилизованного человека остается вера в технику, в ее мощь и ее бесконечное развитие. Техника это последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви. И все, что происходит с миром, питает эту новую веру человека. Человек жаждал чуда для веры, и ему казалось, что чудеса прекратились. И вот техника производит настоящие чудеса. Мы стоим перед основным парадоксом: без техники невозможна культура, с нею связано само возникновение культуры, и окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели.[1]
Именно поэтому тема роли техники в жизни человека является очень актуальной на сегодняшний день.
Цель данной работы: изучить влияние техники на жизненный процесс человека, ее роль.
Задачи данной работы:
1. изучить сущность понятия «техника»;
2. ознакомиться с концепциями феномена техники, который выдвигали выдающиеся философы;
3. рассмотреть взаимосвязь природы и человека;
4. изучить роль техники в жизни человека.
Объектом работы является техника, а предметом – ее влияние на жизнь человека.
Данная проблема была разработана в трудах Н. Бердяева, О. Шпенглера, Л. Мамфорда, К. Ясперса, М. Хайдеггера.
Работа состоит из введения, основной части в виде двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1.Сущность понятия «техника»
Техника – от греческого искусство, мастерство. Способ добиваться какой-либо цели; система механизмов; совокупность средств человеческой деятельности, предназначенная изменить окружающий мир для человеческих потребностей и желаний. Технику можно понимать в широком и в более узком смысле. Греческое слово означает и «индустрия», и «искусство». Здесь речь идет не только о технике экономической, промышленной, военной, технике связанной с комфортом жизни, но и технике мышления, стихосложения, живописи, танца. Техника помогает достигать наибольшего результата при наименьшей затрате сил. Такова, в частности, техника нашего экономического века. Без техники невозможна культура, с нею связано само возникновение культуры. В то же время очевидная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху ведет культуру к гибели. В культуре можно выделить два элемента: технический и природно-органический. Окончательная победа первого над вторым означает перерождение культуры во что-то иное, на культуру уже не похожее. Мир стоит на пороге грандиозных социальных перемен, технических и культурных нововведений. Мощным катализатором прогресса стали сегодня микроэлектроника, вычислительная техника, приборостроение, компьютерные технологии. Человек овладевает энергией термоядерного синтеза и осваивает космос. Технология в целом стала важнейшим фактором общественной динамики и ускоренного современного развития. Глубинное и поразительное по своим следствиям развертывание потенциала техники оказывает воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется не только содержание труда, резко, в десятки раз возрастает его производительность. Существенные преобразования происходят во всем строе культуры и современной цивилизации. Микроэлементарная революция увеличивает мощь человеческого интеллекта. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально новыми будут сферы труда, управления, досуга. Такое стремительное возвышение техники как фактора социальных преобразований актуализирует сложный спектр мировоззренческих вопросов. Каковы формы и пределы воздействия техники на человеческое бытие? В чем выражается ее общественная обусловленность? Является ли она благом для человечества или несет с собой непредвиденные роковые последствия? [2]
Существовало немало философов, которые исследовали проблему техники. Среди них следует назвать таких выдающихся личностей как И. Бекман, Э. Капп, Ф. Дессауэр, М. Хайдеггер, К. Шилинг. Капп стремился понять феномен техники на базе «органопроекции», т.е. выделение ее из развития самой природы. Техника представляет собой некую искусственную среду, но она идет от природы, а вовсе не является творением иного субстрата. Машина – не что иное, как проекция органов человека на природный материал. В ходе эволюции живой природы, по мнению Каппа, возникает новый феномен, истоки которого находятся в «природной душе», т.е. в целостности живого организма, управляющего материальным телом. Социальная техника – это итог разрешения противоречий между органами тела и их функциями, проекция анатомических и физиологических особенностей органов человеческого существа. Такая проекция детерминирует становление сознания, которое своеобразно продолжает «природную душу». С этой концепцией вел полемику философ-неотомист Дессауэр. Его так же интересовала проблема происхождения техники, раскрытие ее сущности. Однако общая ссылка на «природную душу» не удовлетворяла философа. В частности он не соглашался с тем, чтобы рассматривать технику как просто применение законов природы. Разумеется, техника связанна с законами природы, не может не считаться с ними, т.е. выйти за их пределы. Но указание на эту связь еще ничего не проясняет. В технике существует какой то автономный смысл. Он служит воплощением иных установлений. Дессуар высказал мысль о существовании неких верховных, предустановленных технических идей, которые не рождаются в человеческом разуме, а лишь улавливаются им. Технические идеи, по его мнению, не что иное, как мысль Бога, проявление светлого разума Творца. Предмет техники может существовать материально, но может обнаруживать себя и в мире идей, в области «возможного бытия». Дессуаэр не считал автоматизацию новым явлением технического прогресса, а напротив, полагал, что она планомерно развивается с древнейших времен, будучи неизбежным результатом действия вечных законов самой техники. Хайдеггер считал, что последствия вторжения техники многообразны и в отдельной перспективе даже труднопредсказуемы. Технологическая предопределенность едва ли не фатальна для человека, в том смысле, что содержит в себе некую непререкаемую заданность мышления, поведения, сознания. Техника оказывается не просто средством достижения конкретной цели, инструментом прагматических заданий, а универсальной ценностью вселенского масштаба. По своему статусу техника может быть сопоставлена разве что со значением истины. Техника – важнейший способ обнаружения глубинных свойств бытия. Она позволяет выявить то, что скрыто в нем, должно быть угадано и представлено в подлинном, не искаженном лике. Через сущность техники, человек говорит с бытием, слышит его зов. Однако импульс может быть угадан неверно, ибо техника провоцирует человека на ложное самораскрытие. В греческом языке, подчеркивает Хайдеггер, словом téchne обозначались не только деятельность ремесленников, но и искусство вообще. Следовательно, сущность техники – не делание, не манипулирование, а обнаружение. [3]
2. Роль техники на современной стадии развития культуры
Мы живем в период, который еще сто лет назад сравнивали с законом античного мира, а затем все глубже стали ощущать его громадное значение для всего мира. Этот век техники со всеми ее последствиями, которые, по-видимому, не оставят ничего из того, что на протяжении тысячелетий человек обрел в области символики, труда, жизни, мышления. Немецкий философ К. Ясперс определил технику как совокупность действий знающего человека, направленных на господство его над природой. Цель их – придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды. Как природа меняет свой облик под воздействием техники, какое обратное действие на человека оказывает его техническая деятельность, т.е. как характер его труда, организация его труда и его воздействие на среду, меняют его самого, - все это составляет основной фактор исторического развития. С помощью современной техники связь человека с природой проявляется по-новому. Вместе с необычайно усилившимся господством человека над природой возникает угроза того, что природа, в свою очередь, в неведомой ранее степени подчиняет себе человека. Под влиянием действующего в технических условиях человека природа становится его подлинным тираном. Появляется реальная опасность того, что человек задохнется в своей «второй природе», которую он создает благодаря использованию все новых и новых технических средств. Техника радикально изменила повседневную жизнь человека в окружающей его среде, насильно переместила трудовой процесс и общество в сферу массового производства. Эта эпоха преобразований имеет, прежде всего, разрушительный характер. Внедрение современной техники во все жизненные сферы и последствия этого для всех сторон нашего существования не могут быть переоценены. Применяя силу природы против силы природы, техника господствует над природой посредством самой природы. Это господство основано на знании. Не случайно ведь говорят: знание – это власть. Власть над природой обретает смысл лишь при наличии целей, поставленных человеком, таких, как облегчение жизни, сокращение каждодневных усилий, затрачиваемых на условия физического существования, увеличение досуга и удобств. Смысл техники состоит в освобождении от власти природы. Ее значение – освободить человека как животное существо от подчинения природе с ее бедствиями, угрозами и оковами. Поэтому принцип техники заключается, по Ясперсу, в целенаправленном манипулировании материалами и силами для реализации назначения человека. С конца XVIII века начались серьезные изменения. Произошел скачек, охвативший всю техническую сторону человеческой жизни в целом. После того, как веками в мечтах людей формировалось техницистское, технократическое мировоззрение, для которого сначала медленно и фрагментарно создавались научные предпосылки, в XIX веке была осуществлена их реализация, превзошедшая все самые пылкие мечты. Прежде всего, были открыты машины, автоматически производящие продукты потребления. То, что раньше делали ремесленники, теперь делала машина. В формировании современного технического мира, считает Ясперс, неразрывно связаны между собой естественные науки, дух изобретательства и организация труда. Эти три фактора сообща обладают рациональностью. Ни один из них не мог бы создать современную технику.
Затем, по Ясперсу, организация труда превращается в социальную и политическую проблему. Если производство не только предметов роскоши, но и предметов повседневного массового потребления совершается машинным способом, то большинство людей оказываются втянутыми в этот производственный процесс, то организация труда превращается в проблему человеческого бытия. До недавнего времени было принято считать, что главное для человека – не техника, и она должна служить человеку, а не человек ей. Но на основе современной техники возник социально-политический процесс, который состоит в том, что прежнее подчинение человека, в качестве рабочей силы любым техническим и хозяйственным целям сменилось страстным желанием сменить это отношение, придать ему обратный характер. Технизация, как считает Ясперс, распространяется все шире – от подчинения природы, до подчинения всей жизни человека, от бюрократического управления всем, до подчинения политики, даже игр и развлечений, которые проводятся в русле первичных форм жизни, но уже не как выражение внутреннего импульса. Человек уже не знает, что делать со своим досугом, если его свободное время не заполняется технически организованной деятельностью, разве что он склонен, отдыхая, просто предаваться грезам и дреме. Жизнь человека в качестве части машины легче всего характеризовать в сопоставлении с прежней его жизнью. Человек лишается корней, теряет почву и родину, для того, что бы обрести место у машины. Техника господствует только над механизмом, над безжизненным, универсальным. Во власти техники находится лишь механически постигаемое. Она преобразует свой предмет в механизм, а тем самым в аппарат и машину. Перед лицом неожиданно грандиозных успехов этих механических возможностей может показаться, что в техническом отношении все выполнимо. Тогда возникает обманчивая уверенность в том, что все может быть сделано. Подобная абсолютизация техники, по мнению Ясперса, связана с непониманием действительности, которая во всех случаях требует чего-то большего, чем голая техника. И хотя во всякой деятельности она служит необходимой предпосылкой, механизм составляет как бы только костяк. Сам человек, становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке. Традиция в той мере, в какой в ней коренятся абсолютные требования, уничтожается, а люди в своей массе уподобляются песчинкам и, будучи лишены корней, именно поэтому могут быть использованы наилучшим образом. В концепции Ясперса содержатся весьма важные в мировоззренческом отношении соображения о сущности техники, о характере труда, об усиливающейся технизации окружающей среды.[4]
Заключение
Нынешний век стал свидетелем коренного преобразования всего человеческого окружения главным образом благодаря влиянию математических и физических наук на технологию. Этот переход от эмпирической, традиционной техники к экспериментальному научному способу открыл такие основные сферы, как ядерная энергия, сверхзвуковой транспорт, компьютерный интеллект и мгновенная планетарная связь. Исходя из принятого в настоящее время представления о связи человека и техники, эпоха переходит от первобытного состояния человека, выделившегося благодаря изобретению орудий труда и оружия с целью достижения господства над силами природы, к качественно иному состоянию, при котором он не только завоюет природу, но полностью отделит себя от ограниченной среды обитания.[5] Существует своего рода опасность, которую несет с собой машина для человека. Опасность эта, главным образом, для духа и духовной жизни. Машина и техника наносят страшные поражения душевной жизни человека, и прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам. Душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивилизации. Так можно сказать, что старая культура была опасна для человеческого тела, она оставляла его в небрежении, часто его изнеживала и расслабляла. Машинная, техническая цивилизация опасна, прежде всего, для души. Сердце с трудом выносит прикосновение, оно не может жить в металлической среде. Все разложилось на элемент интеллектуальный и на чувственные ощущения. Роль техники в жизни человека несет так же за собой очень большое изменение в типе религиозности. В техническую, машинную эпоху ослабевает и делается все более затруднительным наследственный, привычный, бытовой, социально обусловленный тип религиозности. Религиозный субъект меняется, он чувствует себя менее связанным с традиционными факторами; с растительно-органическим бытом.