Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 18:33, реферат
Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций - выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции обще логической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение действительности.
1. Введение
2. Религия и искусство
3. Религия и мораль
4. Религия и наука
5. Литература
Во-первых, необходимо постоянное нравственное самосовершенствование, отказ от соблазнов и мелочей земной жизни. Это - сверхчеловеческие требования, они противоречат природе человека и в то же время призывают его стремиться к идеалу.
Во-вторых,
нравственного
В
IV в. христианство становится государственной
религией и тем самым приобретает
статус «охранительной» идеологии
Римской империи. В этом качестве
религия подчиняла себе и философию,
и искусство, и мораль, и науку.
Религиозная вера, обеспечившая определенную,
цельность средневековой
Но
если отношения религии и политики,
морали, искусства были обусловлены
решением задач идеологического
регулятивного порядка, то отношения
религии и науки необходимо рассматривать
в иной плоскости.
4. Религия и наука
Анализ
взаимоотношения религии и
Во-первых,
наука предстает в качестве одной
из форм общественного сознания, возникшей
на определенном этапе человеческой
истории. Назначение науки заключается
в выработке обобщающего
Во-вторых,
наука предстает как
Вместе с тем, человек выступает в качестве потребителя культуры. Он усваивает научное знание либо религиозные догматы. Происходит опредмечивание того, что уже представляет собой достояние культуры. И здесь наблюдается парадоксальная ситуация. Растет число последователей харизматического движения как в мире в целом, так и в нашей стране, что в современных прогнозах рассматривается как предтеча религиозного возрождения третьего тысячелетия (Нэсбит Д., Эбурдин П. «Что нас ждет в 90-е годы.Мегатенденции: Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы.» М., 1992. С. 311).
В
нашей стране, по данным социологических
исследований, число людей, которых
безоговорочно можно отнести
к убежденным верующим, составляет
не более 20%. Приводя эти данные, Л.
Н. Митрохин пишет о том, что если
раньше печать пестрела высказываниями,
оскорблявшими чувства
В деятельность современного человека объективно включаются, в большей или меньшей степени, научные знания, вытесняющие традиционные, донаучные представления об окружающей среде действительности. К тому же на протяжении всей жизнедеятельности современный человек вынужден, несколько раз менять сферу приложения творческих дарований. В такой ситуации религия выполняет своего рода компенсаторную функцию, за которой закрепляется сохранение традиционных, вековечных начал в человеческой деятельности и отношениях. И если ускоренное развитие науки захватывает деятельное начало в освоении человеком законов бытия, то религия обращена в прошлое, сохраняет это прошлое в настоящем.
В-третьих, науку следует рассматривать в качестве социального института. Научные знания и научная деятельность в обществе институализируются, т. е. закрепляются в систему полученных знаний (академии, научно-исследовательские институты), их воспроизводства, хранения и трансляции (университеты, научные библиотеки, центры научно-технической информации) и т. д. Государство формирует научную политику (подготовка кадров, развитие сети научных учреждений, связь науки с производством и другими сферами общественной жизни). Важное значение в данном случае имеет вопрос о том, как в рамках той или иной духовной культуры, а более широко - в недрах цивилизации --происходило и происходит продуцирование нового знания. Так, научный эксперимент зародился в процессе отрицания средневекового типа мышления и схоластической науки, а позитивное знание касалось главным образом внешнего по отношению к человеку мира. Уже эта установка исключала какое-либо взаимодействие науки нового времени и религии. Вместе с тем, обращение к изучению индийской культуры показало, что в ней имеются знания, касающиеся непосредственно человека, которые еще не стали или только становятся предметом освоения для современной науки (иглоукалывание или методы овладения силами человеческого организма - йога, медитация и т. д.). В какой-то мере эти формы знания, связанные во многом с религиозными верованиями, мистическими представлениями и образами, ушли даже дальше современной науки. Впрочем, из этого не следует, что каждая культура порождает свою науку - западную или восточную, православную или мусульманскую. Такое суждение справедливо по отношению к религии, но не к науке.
Первый проект государственной организации науки составил Ф, Бэкон в «Новой Атлантиде» (1627 г.). Ставший впоследствии прообразом научных обществ и академий «Дом Соломона» был предложен Бэконом как центр организации и планирования научных исследований и технических изобретений, а также распоряжения производством и техническими ресурсами. Вместе с тем, Бэкон разграничивал области научного знания и религиозной веры, полагая, что религия не должна вмешиваться в вопросы науки. «Храм науки» - это, скорее, образное понятие, выражающее трепетное отношение к науке, нежели уподобление ее церковному храму.
В-четвертых,
наука на определенном этапе исторического
развития становится производительной
силой, овеществленной в орудиях
и продуктах труда. В этом качестве
наука выступает элементом
А. Мень, например, пишет, что так называемые вечные вопросы, не поддающиеся экспериментальной проверке, с помощью методов науки, т. е. вопросы, о смысле жизни, конечных причинах, духовном бытии высшей Реальности, являются прерогативой религиозной веры. Эти вопросы «опираются на иной опыт, отличный от научного. Здесь спорят не осязаемые факты, а различные убеждения и формы веры. Эволюция культуры немыслима без этого диалога, дискуссии мировоззрения» (Мень А Трудный путь к диалогу. М., 1992. С. 27). Религия претендует на решение познавательных задач, тогда как наука, опираясь на рационалистический метод, претендует на «практически-духовное» освоение природы и человеческого бытия, что .изначально было подвластно искусству, морали, религии.
Таким
образом, признавая право на существование
каждого из видов духовной культуры,
необходимо учитывать их познавательное
и идеологическое назначение, сферы взаимодействия
в современном мире.
5. Литература
Митрохин Л. Н. «Философия религии.» М., 1993.
Миронова М. Н. «Религия в системе культуры» М. «Наука» 1992
Ж-л «Вопросы философии»: «Религия и культура» 1993 № 3, стр 71-81
«История религии» М. центр «Руник», 1991
К. Каутский. Происхождение христианства. М.: изд. полит.лит. 1990
Наука и жизнь №3, 6 М. Пресса, 1993
Марченков В.Г. Начала христианства М. Петит, 1991.