Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:58, реферат
В настоящее время существует множество определений понятия культура. Термин культура (лат.) – обработка, возделывание, улучшение, и применялся к сельскохозяйственной деятельности. В XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Цицерон говорил: «Культура ума – это философия. Свободный человек должен совершенствовать свой ум, заниматься своим воспитанием».
Введение……………………………………………………………………………..3
Культура в общественной системе……………………………………………..4
Функции культуры………………………………………………………………5
Культура в жизни людей и ее роль……………………………………………..6
Общество и мир культуры……………………………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………….12
Список литературы…………………
Культура – синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека. Она выступает чутким сейсмографом жизненных событий. От её состояния, развития зависит интеллектуальный потенциал не только отдельной личности, но и всего народа, даже всего человечества. Где как не в культуре живёт и проявляется народный дух? Она раскрывает двери в душу человека, льёт свет, озаряющий его дорогу. Её можно уподобить таким общепонятным ценностям как, как здоровье и ум. Н.А. Берусеев считал, что «культура связана с культурой предков, с преданием, традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной духовной деятельности. Всякая культура (даже материальная) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа под природными стихиями».
Сегодня взгляд на культуру – широкий, «пространственный». Как писал выдающийся философ А.Ф. Лосев, культура – предельное обобщение всего.
Культура представляет собой постоянно эволюционирующий социальный организм, который живёт и дышит, растёт и видоизменяется. Она внутренне динамична и развивается в соответствии с собственной логикой, по своим внутренним законам.
Общество проявляет и осознаёт себя
в культуре. Она – его
прозрение, непременное условие
и результат существования.
Только тогда общество становится
цивилизованным, когда ставит культуру
на почётный пьедестал и реально
представляет человеку свободное
право на культуру, возможность
владеть ею, чувствовать себя
её творцом и хозяином, самоутверждая
и раскрывая себя.
4. Общество и мир культуры
Социальные подъёмы навсегда способны создать значительную культуру, большей частью они её обозначают или в лучшем случае раскрывает перед ней двери. А культура не может развиваться без внутренних проблем и противоречий, решение которых не является одной из основных движущих сил культурных измерений.
Связь культуры с общественной жизнью, её понимание как процесса творческой и социальной деятельности человека – истина объективная и давно
известная. Вся принципиальная новизна использования социокультурного фактора при анализе общественного развития состоит в том, что учитываются:
а) специфика законов культуры;
б) её конкретное социальное бытие.
Общество способно существовать и плодотворно развиваться только при условии преодоления противоречий между культурой и социальными отношениями, только постоянно восстанавливая их единство. Конечно, всемерно учитывая специфические культурные законы, прогресс культуры нельзя отрывать от изменений, происходящих в социальной и экономической жизни страны. «Ничейной» культуры не бывает. Она всегда
принадлежит человеку, социальной группе, обществу, выступает специфической концентрацией социального опыта людей.
Что же с этой точки зрения происходит в нашей стране? Объективно необходимое возрастание социальной роли культуры пока никак не отразилось на культурной политике, на признании её одной из важнейших и приоритетных сфер жизнедеятельности общества. Более того, современное общество, не осознавая этого, вступило на опасный путь игнорирования универсального закона приоритетности культуры в общественном развитии.
Чтобы глубже понять этот закон, зададимся вопросом: «Способны ли в наши дни существовать без культуры политика, экономика, право, вообще любая сфера общественной жизни? Можно ли в нашей стране построить новое общество, новую жизнь, осуществить реформы без культуры?» Ответ однозначен: любое начинание в любой сфере жизнедеятельности сводится на нет, ведёт к катастрофическим последствиям при отсутствии культуры.
Таким образом, приоритетность культуры – основной закон жизни всей человеческой цивилизации. Этот закон и залог её будущей жизни. Что будет
происходить с человечеством при отрицании этого закона – очень ярко видно,
к сожалению, на нынешнем состоянии общества. Выйти из этого состояния,
приобщиться к цивилизованному миру возможно только при воспитании
культурных
приоритетов.
Заключение
Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Таким образом, любые изменения в культуре возникают только благодаря творческой активности личности. Человек, будучи творением культуры, вместе с тем является и ее творцом.
Согласно одному из основоположников
русской и американской социологических
школ Сорокину: "... Любая организованная
группа неизбежно обладает культурой.
Более того, ни социальная группа, ни индивид
(за исключением просто биологического
организма) не могут существовать... без
культуры".
Список литературы
1. Гуревич П.С. Культурология. Изд. 2. – М.: Знание, 1998
2. Борев В.Ю., Веневитинов Г.Н. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса. - М., 1998.
3. Солонин Ю.Н. Введение в культурологию. Курс лекций / Ю.Н. Солонин, Е.Г. Соколов. - СПб.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
4. Ерасов
Б. С. Социальная
5. Большаков А.В. Культура XX века // Актуальные проблемы культуры XX века. - М., 1993.