Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:56, доклад
Родословная Михаила Васильевича Ломоносова, его удивительная жизнь и деятельность стали предметом изучения еще его современниками. Эту работу продолжили последующие поколения историков, краеведов, генеалогов. Происхождение Ломоносовых и сегодня остается не ясным. Версии о новгородском происхождении фамилии, переселении носителей ее на Двину после разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 году, или о том, что настоящая фамилия Ломоносовых Дорофеевы, а Ломоносовы только уличное прозвище одной из ветвей рода Дорофеевых, полученное родоначальником из-за сломанного в драке носа, так и остаются версиями.
1.РОД
М. В. ЛОМОНОСОВА
Родословная
Михаила Васильевича
В поколенную роспись включены не только носители фамилии Ломоносовых, но и все потомки Михаила Васильевича Ломоносова и его сводной сестры Марии Васильевны Головиной (урожденной Ломоносовой) по мужской и женской линиям. Понятие “потомки Ломоносова” еще с 18в. на официальном и неофициальном уровне в равной степени относилось к потомкам Михаила Васильевича и Марии Васильевны.
Куростровский род Ломоносовых угас в мужском колене в 1765 году после смерти в Петербурге самого Великого Помора (его единственный сын Иван Ломоносов родился и умер в 1742 году в германском городе Марбурге) и в женском - в 1807 году в связи со смертью в матигорской деревне Хетке сестры ученого Марии Васильевны Головиной. Потомки Михаила Васильевича по женской линии были дворянами, среди них появились и Рюриковичи (князья Волконские и их потомки). Все они жили далеко от Севера. Бурный 20в. разбросал их по всему миру. Потомство ученого пошло от его второй дочери Елены Михайловны, в замужестве Константиновой(1749-1772).
Сестра
Михаила Васильевича Мария
2. РОДОСЛОВНАЯ
М. В. ЛОМОНОСОВА В ТРУДАХ БИОГРАФОВ, ГЕНЕАЛОГОВ
Первым биографом Ломоносова был граф Андрей Петрович Шувалов(1743-1789), написавший летом 1765 года «Оду на смерть господина Ломоносова, члена Академии наук в С.-Петербурге», в предисловии к которой им была изложена биография ученого, Шувалов был сыном известного государственного деятеля П.И. Шувалова и внуком Ивана Максимовича Шувалова Старшего, архангелогородского губернатора в 1732 году. Один экземпляр написанной на французском языке оды Андрей Шувалов подарил своему учителю Вольтеру и получил его одобрительный отзыв. Шувалов, составлял оду в Париже и имел о родине Ломоносова и его родителях смутное представление. Написанная для французских читателей биография Ломоносова долгое время за границей служила единственным справочником о Ломоносове, да и то, только как о замечательном русском поэте.
Для русского читателя биографические заметки о Ломоносове в 1766 году академик Август Людвиг Шлецер (1735-1809) приложил к предисловию изданной им «Древней Российской истории от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочиненной Михайлом Ломоносовым».
В 1771-1772 путешествие по Северу предприняли академик Иван Иванович Лепехин (1740-1802) и его помощник, будущий академик, Николай Яковлевич Озерецковский (1750-1827). В четырех частях «Дневных записок путешествий... по разным провинциям Российского государства» были собраны биографические сведения о Ломоносове. Книга Лепехина была выпущена только в 1805 году уже после смерти автора его помощником и другом Озерецковским. Здесь помещены вместе с другими материалами к биографии М.В. Ломоносова и выписки из ревизских сказок 1719 и 1744 годов, под общим заголовком «О роде Ломоносова». Лепехин первым правильно называет родную деревню Ломоносова - Мишанинская, а не Денисовка, что осталось незамеченным для последующих исследователей. Ценнейшим свидетельством для ломоносовской родословной является указание по второй ревизии точных дат смерти в графе убылых после первой ревизии лиц.
Важнейшей вехой в изучении биографии Ломоносова стало издание в 1784 году “Полного собрания сочинений Михаила Васильевича Ломоносова с приобщением жизни сочинителя и с прибавлением многих его нигде еще не напечатанных творений”. По поручению президента петербургской академии наук и Российской академии княгини Екатерины Романовны Дашковой (1743-1810) была составлена т.н. Академическая биография. Ее составил для этого издания под названием «Жизнь покойного Михайла Васильевича Ломоносова» Михаил Иванович Веревкин, член Российской академии, профессор Московского университета.
В 1847 году Куростров посетил Василий Верещагин, автор изданных в 1849 году «Очерков Архангельской губернии», который записал: «Род Ломоносовых давно уже здесь прекратился и никто из здешних жителей не носит этой фамилии, как потомок знаменитого предка».
В 1856-1857 годах на севере побывал писатель-этнограф Сергей Васильевич Максимов (1839-1901). Посетив Куростров, он записал: «Со смертью Михаила Васильевича род его прекратился в мужской линии, так как ни он, ни брат его сыновей не имели. Единственная его дочь, выданная замуж за библиотекаря при императрице Екатерине II, имела только двух дочерей, Екатерину и Софию, о судьбе которых сведений нет. Потомство же его по женской линии, от единственной его сестры Марии, продолжало развиваться на родине».
В 1865 году в России был отмечен 100-летний юбилей со дня кончины Ломоносова. Известный писатель Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский, 1818-1883) опубликовал «Описание празднества, бывшего в С.-Петербурге 6 - 9 апреля 1865 г. по случаю столетнего юбилея Ломоносова», где в одном из приложений дана «Родословная Ломоносова» - первая краткая генеалогическая таблица потомства Ломоносова. В ней указано 8 поколений от Дорофея, крестьянина Куростровской волости на 40 лиц (не считая супругов). Причем, потомство Ломоносова прослежено до праправнуков. Из крестьянской линии показаны только два сына Марии Васильевны и два внука Головина. Дат в родословной крайне мало.
В 1903 году двумя праправнуками Михаила Васильевича и Марии Васильевны князем Михаилом Сергеевичем Волконским и архангелогородцем Михаилом Васильевичем Ершовым составлена «Родословная. Нисходящая линия родства Михаила Васильевича Ломоносова Профессора С.-Петербургской Академии Наук, уроженца Архангельской губернии, Холмогорского уезда, деревни Денисовки,» В ней показано 7 поколений от Василия Дорофеевича до прапраправнуков Ломоносова.
В 1911 году в России было торжественно отмечено 200-летие со дня рождения Ломоносова. В петербургском юбилейном Ломоносовском сборнике, выпущенном Академией наук, известный генеалог Борис Львович Модзалевский (1874-1928) опубликовал «Род и потомство Ломоносова» - поколенную роспись, в которую включил 11 поколений от Леонтия Ломоносова на 97 представителей рода (не считая супругов). Он развил родословную Мельникова-Печерского. Но указал, в основном, дворянскую линию потомков Ломоносова, в которую «включил только кровных потомков Ломоносова, происходящих от него через его единственную дочь Елену Михайловну, по мужу Константинову; что касается других родственников его, идущих от его сестры.
В
юбилейном Ломоносовском
Таким
образом в дореволюционную
В 1951 году историку, географу и полярному исследователю, сотруднику Арктического НИИ в Ленинграде Михаилу Ивановичу Белову (1916-1979), удалось отыскать в деревне Мишанинской весь род Ломоносовых. Опубликовав это в статье «О родине Ломоносова по новым материалам» Белов составил и поколенную таблицу Ломоносовых от Артемия до Михаила на пять поколений. Здесь же он опубликовал выдержки из других документов о роде Ломоносовых.
В 1972 году в журнале «Русская литература» опубликована статья «Новые материалы об отце Ломоносова из архива Пушкинского дома».
В 1973 году в Северном
В Ломоносовском сборнике, выпущенном в Архангельске в 1995 году Ломоносовским Фондом, опубликована генеалогическая таблица «Род М.В. Ломоносова и его потомство». «Древо» рода Ломоносовых показано на начало 20 века. Ломоносовский Фонд поставил задачу: осуществить «издание материалов, которые будут прослеживать род Ломоносовых до наших дней». Для осуществления этой далеко не легкой задачи он пригласил к сотрудничеству «ломоносоведов, изучающих генеалогию Ломоносовых, краеведов, всех, кто располагает сведениями и материалами о потомках великого сына северной земли».
Когда-то
каждый школьник назубок знал знаменитые
некрасовские строки из написанного в
1855 году стихотворения «Школьник»: «Скоро
ты узнаешь в школе, как Архангельский
мужик, по своей и божьей воле, стал разумен
и велик...». Обаяние личности Ломоносова
настолько велико, что у него будут появляться
и новые биографы, и новые генеалоги, а
страницы ломоносовской родословной будут
заполняться все новыми, пока еще неведомыми
именами.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: