Автор: Владимир Кузьмин, 08 Декабря 2010 в 22:41, доклад
Описание субкультуры рэпперы. Основатели субкультуры рэпперы.
Филиал государственного образовательного
учреждения
высшего профессионального
в г. Смоленске
Сообщение
по дисциплине «Культурология»
на тему
«Рэпперы»
Группа: ПИЭ-06
Студент: Кузьмин
В.Г.
Смоленск 2008 г.
Слово «рэп» и описываемая им ритуальная перебранка существовали очень давно. Рэп стар как мир и в той или иной форме существует в любой традиционной культуре. В доисламском арабском мире подобный жанр процветал на ярмарках. Каждый бедуинский клан выставлял своего поэта-ритора, который начитывал импровизационную ругань ярко выражено сакрального характера. Дело обычно кончалось массовой резней. Такие же состязания, называемые «ямб», имели место в Древней Греции на праздниках в честь Диониса и Деметры. В древнескандинавской традиции они известны как «mannjafbr» («тяжба мужей»), - обязательный элемент святочных игр. В одной из эддических песен, «Песне о Харбарде», в бранном поединке сходятся боги Один и Тор. Другая песнь - «Lokasenna» - специально посвящена такой сваре. Там хулиганский бог Локи на пиру богов нарушает ритуальный мир и начинает со всеми ругаться. В староанглийском языке было специальное слово, аналогичное «рэпу», - «yelp». В древнегерманском это «gelp», в старофранцузском - «gab». Михаил Бахтин в своей великой книжке о Франсуа Рабле подробно описывает этот самый «gab» на праздничных парижских площадях. Корни рэпа также находятся в африканской традиционной культуре: в состязаниях на ритмичность между детьми и празднествах культа плодородия. Из последних, видимо, и перешли в рэп ритуальные кощунства и другие элементы карнавального действа: иронические славословия и проклятия.
Основателем современной рэп-культуры считают Кула Херка, который в 1967 году переехал в Южный Бронкс и начал работать там ди-джеем. В 1975 году на вечеринке в клубе «Hevalo» он подключил микрофон и начал во время брейка говорить с танцующей толпой. Это было вполне в духе ямайской традиции разговорного рэггей. Толпе понравилось - ди-джеи взяли практику на вооружение. Поначалу дело не шло дальше односложных покриков или скандирования какой-нибудь подбадривающей фразы. Позже в монолог стали включаться коротенькие рифмы - и наконец разгулялась нехитрая поэтическая импровизация - чаще всего по мотивам той песни, которая крутилась на вертушке.
Ещё одним основателем субкультуры считают Африка Бамбаатаа, который в прошлом был атаманом уличной банды «Black Spades» («черные совки»). В 1974 году он создает полурелигиозную организацию «Zulu Nation» (а вернее, коренным образом реформирует одноименную группировку футбольных фанатов) - и тем самым кладет начало идеологизации рэпа. Собственно, тогда же появляется и само понятие «хип-хоп», объединяющее музыку, танец, стиль жизни и идеологию.
Причиной нового появления рэп-культуры стала его востребованность народом. Как видно из истории, изначально рэп – это, прежде всего, поэтическое состязание на праздниках, иногда с бранным смыслом, которое широко доступно всем слоям общества. Корни его востребованности лежат в его естественности, в том, что многие люди восторгаются относительно быстрой, крайне содержательной по смыслу «читкой» слов и очень естественной ритмичной музыкой, удачно подчёркивающий всю агрессию и поэтичность текста. В итоге можно сказать, что современное рэп-движение появилось в ходе музыкального эксперимента. И этот эксперимент понравился многим (правда, не сразу).
Рэпперы (именно так пишет это слово подавляющее большинство поклонников движения, не смотря на некоторые правила русского языка) – это, прежде всего, городская молодёжная культура. Увлекаемость культурой предположительно мало зависит от уровня доходов. Но так как большинство рэпперов являются относительно молодыми, то и доход их пока не слишком велик.
Вообще, следует отличать рэпперов - тех, кто читает рэп, от рэп-слушателей. Последние часто могут не иметь ни одного соответствующего «рэп-атрибута» в своём имидже, но быть яростным поклонником рэпа. Такие люди ищут в рэпе не какой-то внешний имидж, а внутреннее удовлетворение. А имидж для них – приятная мелочь. Тем не менее, многие рэпперы и их поклонники «соблюдают» более-менее традиционный имидж. Одежа у них всегда широкая (от шапки до носков), она большая по размерам для него, она чаще всего яркая, со всякими символами. Так это широкие джинсы приятного синего цвета с огромной вышивкой на заднем кармане. На футболке или толстовке рэппера изображено какое-нибудь граффити, которое обычно описывает внутреннее состояние души рэппера или его взгляды на жизнь. На шее часто висит привлекающий к себе взгляд кулончик, например, в виде серебряного доллара «$». В дополнении на голову одета кепка, а на ноги кроссовки или кеды. Рэпперы также могут носить любые причёски кроме слишком длинных.
Сленг рэпперов разнообразен. Ниже приведено несколько примеров.
Дисс - это направление в рэпе. Сутью дисса является высказывание неуважения в тексте одного рэппера (или группы) другому рэпперу. В подобных треках практикуется нецензурная речь, брань в сторону неприятеля, иногда угрозы. Часто диссы идут парами, то есть - «дисс - ответный дисс», или цепочками диссов. Часто диссы игнорируются. Используются диссы в бифах.
Биф - вражда между рэпперами. Обычно неприязнь высказывается в диссах, но иногда дело доходит до драк и перестрелок.
Батл - состязание между представителями одного из элементов хип-хопа. В батле участвуют 2 команды. Может проводиться и без наличия бифа.
Байтер - человек, ворующий стиль музыки в рэпе.
Nigga, Niggaz - афроамериканец, так обращаются друг к другу только сами негры.
What's up? – «Здарова, чувак! Как дела? Как оно? Как сам?»
Идеология. По заявлению самих рэпперов, рэп даёт узнать правду жизни на улице, открывает глаза на негативные и позитивные стороны существования людей. Не смотря на то, что рэп – это агрессивный стиль музыки, он всегда провозглашает своими главными жизненными ценностями дружбу и любовь. Он говорит, что эти жизненные ценности – это действительно настоящие ценности, и тебе повезло, если ты их нашёл. Рэп отрицает ксенофобию и проповедует толерантность по отношению ко всем. Но, несмотря на это, он может выступать с резкой критикой нравственных ценностей отдельных стран («Америка, несущая России только ложь и блажь», Многоточие).
Каждый рэппер наслаждается пребыванием в этом мире, стремится взять от него всё. Также рэп всегда отрицает тяжёлые наркотики (почти у каждой рэп-группы есть песня об их негативном влиянии) и иногда выступает за легализацию лёгких и расслабляющих, беря пример с Голландии.
В рассуждениях о боге у рэпперов нет однозначной позиции, но большинство придерживается позиции, что он существует. Они постоянно спрашивают его, как он мог допустить такой беспредел на Земле?
В отношении политики рэпперы могут занимать три позиции:
1) абсолютно безразличны к политике; 2) все политики – продажные личности, поэтому рэпперы в ней не участвуют; 3) за свою свободу и общую справедливость нужно бороться и рэпперы это делают в своих песнях (либеральное движение).
Музыка настоящего рэпа – это андеграунд, который не спешит на телевизионные экраны и волны радиостанций. Когда клипы рэппера начинают показывать на всех популярных музыкальных каналах, его перестают считать рэппером. Потому что кончается «рэп души» и начинается «коммерческий рэп» или какой-нибудь другой стиль, например R’n’B. Тем не менее, в России существуют несколько очень известных рэп-групп: Каста, Многоточие; и много групп средневысокой известности: Триада, Underwhat, Карандаш, Guf и других.