Ритуал-как момент традиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей выражает достигнутый человеком уровень исторического развития, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку. При этом овладение культурой предполагает освоение умений и знаний для труда, общения и познания – главных составляющих жизнедеятельности любого общества, а также интеллектуальное развитие и формирование гуманистического мировоззрения. Она тем самым раскрывает единство человека с природой и обществом, являясь характеристикой развития творческих сил и способностей личности.

Содержание

Введение
1. Обычай, обряд, ритуал как моменты традиции
2. Традиционные и нетрадиционные общества
3. Национальное и интернациональное в культуре
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

культорология.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

    Традиционное  общество- понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о до индустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории традиционного общества не существует.

    Традиционное  общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад  в нём характеризуется (особенно в странах Востока) жёсткой сословной иерархией и существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни.   

     Для традиционного общества, как правило, характерны:

  • традиционная экономика - экономическая система, в которой использование природных ресурсов определяется преимущественно традициями. Преобладают традиционные отрасли - сельское хозяйство, добыча ресурсов, торговля, строительство, нетрадиционные отрасли практически не получают развития;
  • преобладание аграрного уклада;
  • стабильность структуры;
  • сословная организация;
  • низкая мобильность;
  • высокая смертность;
  • высокая рождаемость;
  • низкая ожидаемая продолжительность жизни.

 

   Традиционный  человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его  статус определяются традицией (как правило — по праву рождения).

     В традиционном обществе преобладают  коллективистские установки, индивидуализм  не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению  заведённого порядка). В целом  для традиционных обществ характерен примат коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

     Традиционные  общества, как правило, авторитарны  и не плюралистичны. Авторитаризм необходим, в частности, для пресечения попыток  несоблюдения традиций или их изменения.

     В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены — нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению, обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

     В традиционном обществе большинство  людей всю жизнь живет в  локальном сообществе (например, деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.

     Мировоззрение традиционного общества обусловлено  традицией и авторитетом.   
 

3. Национальное и интернациональное в культуре

     Проблема национального и интернационального — это проблема национального и общечеловеческого в культуре.

     В марксистской философии интернациональное понималось как общий для всех народов классовый интерес, который афористично выражался лозунгом I Интернационала — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Объединение международного пролетариата против эксплуатации, угнетения и неравенства — таков был содержательный смысл интернационализма. Вместе с тем проблема интернационального в культуре и духовной цивилизации — это проблема общечеловеческих ценностей, выраженных в конкретных ценностях и социальных нормах, традициях нации или народности.

     Интернациональное — это те ценности, которые объединяют народы. Сегодня интенсивно идут процессы интернационализации в экономике, социальной сфере, политике и культуре. Этот процесс, при всей своей противоречивости, отражает тенденцию к единению, взаимосвязям, сотрудничеству и взаимопомощи различных стран и народов. Интернационализация культуры означает обогащение культур на почве взаимодействия и сотрудничества, всемерного развития каждой национальной культуры.

     Национальное в культуре — это прежде всего самосознание народа, нации, личности, выраженное в языке, искусстве, религии, обычаях и обрядах.

     Сегодняшний процесс суверенизации различных народов бывшего СССР — своеобразная реакция на деградацию национальных культур, их умирание, начавшееся под лозунгом формирования «новой исторической общности — советского народа». Возрождение национальных культур, языков и традиций, которые закрепляют передаваемые от поколения к поколению народные ценностные установки, идеи и нормы поведения, представляющие социально-культурное наследие народа, не означает формирования национализма. Напротив, этот процесс обеспечит лучшую реализацию общечеловеческих ценностей, в том числе и в форме интернационализма, как уважения к достоинству, истории и культуре других народов.

     К сожалению, в условиях возникшего недоверия между отдельными нациями и народностями, низкой общей и политической культуры, экономических трудностей получил распространение национализм — идеология и политика, заключающаяся в проповеди национальной обособленности, игнорировании интересов других народов (некоренной национальности) и межнациональной вражде. Сложившаяся за годы советской власти административно-командная система, нуждавшаяся в предельно централизованных и единообразных структурах, игнорировала потребности национального развития. Были серьезно ущемлены права союзных республик, национально-территориальных образований, проявлялось немалое равнодушие со стороны государства к национальному своеобразию народов, их истории, культуре. В этих условиях возникло, с одной стороны, стремление к национальной замкнутости, а с другой — пренебрежительное отношение к некоренным национальностям, крайняя форма национализма — шовинизм.

     Сегодня осознание проблемы национального и интернационального в культуре с точки зрения понимания интернационального как общечеловеческого, существующего в любой национальной культуре должно войти в политическое мышление и политическую культуру человека и общества.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      В заключение хочу сказать о том, что, традиции играют очень важную роль для общества. Мы живем, и каждый день выполняем определенные традиции наших предков, мы совершаем их уже автоматически не задумываясь. Но все равно на подсознательном уровне они несут для нас большое значение, так как это наше прошлое, прошлое наших предков, мы должны его чтить.

 

     Традиция многих семей отмечать Новый Год в кругу близких людей, традиция освещать куличи в церквях на Пасху, традиция поминать близких усопших. Расставаться с прошлым, что привили нам наши предки, никак нельзя. Прошлое – любимые песни, которые мы поем, вышитые руками мастериц многоцветные узоры, которые украшают наши дома, сотканные народной фантазией традиции танцев, игр, праздников и обрядов. Без всего этого жизнь была бы скучна, безлика, неинтересна. Мы используем элементы декора прошлых лет на даче, кухне, комнатах. Окружаем себя вещами забытого старого, но такого теплого, уютного и доброго: самовар расписной, деревянные ложки, скатерти, глиняные горшки для приготовления мяса.

 

     В процессе того, как бежит время по нашей жизни, изменяются и традиции, появляются новые обряды, но останется память и вещи тех лет, когда люди помнили о таких мелочах своей жизни, как праздник по всем правилам. Глупо, обыденно, трата драгоценных минут, которых так не хватает в нашем сумасшедшем современном мире….Возможно, Вы и правы, но это наша культура, наша ценность. Мы стремимся быть модными, идти в ногу со временем, усложняя стилистику и дизайн интерьера дома, собственной жизни и уклада, но…приятно иногда забраться под вязанный бабушкин плед в черную морозную ночь, включить керосиновую лампу и помечтать о том, что сказка за разрисованном окном есть. И мы есть – русский народ со своей историей традиций и обрядов, которые порой совершенно необходимы, что бы наша жизнь была настоящей жизнью человека   

 

Список использованной литературы

 

1.  Арнольдов А.И. Введение  в культурологию. М., 1993.

2.  Ерасов Б.С.  Социальная  культурология. В 2 ч.  М., 1994. Ч.1.

3.   Коган Л.Н.  Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

4.   Коган Л.Н.  Социология  культуры. Екатеринбург, 1992.

5.    Рождественский Ю.В.  Введение в культурологию.  М., 1996.

6.    Традиция в истории  культуры.  М., 1978.

7.    В.П. Исаенко Праздники в вашем доме 

8.    Человек и его ценности. М., 1988. Ч.1.


Информация о работе Ритуал-как момент традиции