Римская религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:05, доклад

Описание работы

Древнеримская религия представляет очень большой интерес для изучения как по своему чрезвычайно самобытному характеру, так и по тому назначению, которое получили само Римское государство и его культура в истории человечества. Религия римлян, несмотря на ряж общих черт с греческой религией, порожденных частью сходными историческими условиями, частью прямым влиянием, отличалась, однако, совершенно своеобразным обликом.

Работа содержит 1 файл

Римская религия.docx

— 27.33 Кб (Скачать)

Понтифики следили за календарем, назначением праздников и т.п. Они  знали благоприятные и неблагоприятные  дни, хранили память об исторических событиях и преданиях, позже стали  вести их запись, знали систему  мер и весов. Глава коллегии вел  общий надзор за всем, что касалось религии, и обладал некоторыми полицейскими правами.

Фециалы были не столько жрецами, сколько вестниками, глашатаями, послами  римской общины в ее сношениях  с соседями. Они объявляли войну  и заключали мир, соблюдая традиционные религиозные обычаи. Они хранили  в памяти договоры с другими общинами.

Авгуры составляли влиятельную  коллегию гадателей. Их обязанностью было давать ответы должностным лицам  республики о благоприятных и  неблагоприятных знамениях. Эта  чисто пассивная роль ограничивала самостоятельность и политическое влияние авгуров.

Коллегия весталок - жриц богини Весты - пользовалась большим  почетом. Весталками становились обычно девушки из знатных фамилий, оставаясь  в этом звании 30 лет. В течение  этого времени они должны были соблюдать обет безбрачия и строгого целомудрия; нарушение обета каралось жестоко: виновную зарывали живьем в  землю. Главной обязанностью весталок было поддерживать неугасимый огонь  в храме Весты. Глава коллегии пользовалась огромным общественным авторитетом  и могла освобождать от смерти преступников, если они встречались  с нею на пути к месту казни.

Фламианами назывались жрецы - служитель отдельных богов, подчинявшиеся общему руководству верховного понтифики. Они пользовались большим почетом, но зато подвергались множеству тягостных ограничений и запретов. Так, например, фламин Юпитера не мог ездить верхом, произносить клятву, выходить с непокрытой головой. прикасаться к сырому мясу, козе, плющу, бобам и т.п.

несколько своеобразный характер имели коллегии салиев, арвалов и луперков, связанные не с государственной религией, а с древними народными земледельческими культами. Салии составляли две корпорации: одна была связана с палатинским культом Марса, другая - с квиринальным культом Квирина. «Братья арвалы» ведали обрядами в честь земледельческих божеств Марса. Луперки - жрецы скотьего бога Фавна. В праздник луперкалий они бегали полуголые, в одних набедренных кожаных повязках, изображая волков, и хлестали ремнями не рожавших женщин, чтобы избавить их от бесплодия.

Важнейшие жреческие коллегии Рима находились целиком в обладании  патрициев, полноправных граждан государства. Жреческие должности в древнейший период были в их руках одним из орудий борьбы против плебеев. Плебеи, естественно, добивались доступа к  жреческим должностям, особенно таким, как понтификат. В 300 г. до н. э. плебеи получили, наконец, право занимать должности  понтификов, и это было важным шагом  к уравнению их в правах с патрициями.

Жрецы и их объединения ни в какой степени не были приспособлены к жизни. Жреческие должности занимались, как и любые другие должности, светскими людьми с той только особенностью, что они были обычно пожизненными. Можно было совмещать сан жреца с общественной деятельностью, а зачастую он был лишь почетной должностью.

Религия и классовый слой

Подобно всем другим религиям древних народов, религия Рима выражала собой противопоставление римской  общины всему внешнему миру. Боги Рима были покровителями государства  в его борьбе с врагами. Но это  противопоставление переносилось и  внутрь общины. Плебеи вначале не участвовали  в официальном культе. Они не имели  права прибегать к ауспициям. На этом основании патриции отказывали плебеям в праве занимать общественные должности. Когда плебеи добились равноправия, неравенство не исчезло, а было еще более углублено: с развитием рабства религия становилась одной из форм противопоставления рабовладельцев рабам. Рабы, чужеземцы по происхождению, уже одним этим отстранялись от культа. Так как за рабом вообще не признавалось человеческих прав, его труд и время принадлежали его хозяину, то понятно, что его хозяева не одобряли расходование рабами своего времени на дела культа.

Заключение

Если в широких массах почитание древних национальных богов постепенно вытеснялось восточными культами, то в образованных кругах оно, по мере культурного развития общества, отступало перед ростом свободомыслия. Последнее начало распространяться в Риме вместе с греческой образованностью. Некоторые писатели критиковали  религию и не верили в богов. Другие пытались примирить религию с  рациональным мировоззрением, придавая мифам и представлениям о богах  аллегорическое значение. Своей высочайшей вершины римское свободомыслие  достигло в творчестве Тита Лукреция Кара, гениального поэта и философа-материалиста. Проводя в своей поэме «О природе  вещей» материалистическую точку зрения на мир, отрицая существование богов  и разоблачая вред религии, Лукреций сумел подняться и до понимания  корней религии и причин ее живучести.

Римская религия дожила до победы христианства - до IV века н. э.


Информация о работе Римская религия