Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:06, реферат
Рембрандт Харменсзон ван Рейн - нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.
Рембрандт Харменсзон ван Рейн - нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.
Он родился 15 июля 1606 года в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене.
Творчество Рембрандта - одна из вершин мировой живописи. Необычайная широта тематического диапазона, глубочайший гуманизм, одухотворяющий произведения, подлинный демократизм искусства, постоянные поиски наиболее выразительных художественных средств, непревзойденное мастерство давали художнику возможность воплощать самые глубокие и передовые идеи времени. Колорит картин Рембрандта зрелого и позднего периода, построенный на сочетании теплых сближенных тонов, переливающихся тончайшими оттенками, свет, трепещущий и концентрированный, как будто излучаемый самими предметами, способствуют необычайной эмоциональности его произведений. Но особую ценность сообщают им высокие, благородные чувства, которые придают будничным вещам поэтичность и возвышенную красоту. Рембрандт писал картины исторические, библейские, мифологические и бытовые, портреты и пейзажи; он был одним из величайших мастеров офорта и рисунка. Но в какой бы технике Рембрандт, ни работал, в центре его внимания всегда стоял человек, с его внутренним миром, его переживаниями. Своих героев Рембрандт часто находил среди представителей голландской бедноты, в них раскрывал лучшие черты характеров, неисчерпаемое духовное богатство. Веру в человека художник пронес через всю жизнь, невзгоды и испытания. Она помогла ему до последних дней создавать произведения, выражающие лучшие устремления голландского народа.
Ранние его работы носят следы воздействия Ластмана, его второго учителя, иногда — утрехтских живописцев, последователей Караваджо. Вскоре молодой Рембрандт нашел свой путь, ярко обозначившийся в портретах, сделанных главным образом с самого себя и своих близких. Уже в этих произведениях светотень стала для него одним из основных средств художественной выразительности. Он изучал различные проявления характеров, выражения лиц, мимику, индивидуальные черты.
В 1632 году Рембрандт переехал
в Амстердам и сразу же
Успех первой картины принес художнику множество заказов, а с ними и благосостояние, которое увеличилось с его женитьбой на патрицианке Саскии ван Эйленбурх. Одну за другой пишет Рембрандт большие религиозные композиции, подобные полной динамики и патетики «Жертвоприношение Авраама» (1635), парадные портреты. Его увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Таковы «Портрет Саскии» (около 1634), «Автопортрет» (1634), «Автопортрет с Саскией на коленях» (около 1636).
Рембрандт много работал в области офорта, увлекаясь жанровыми мотивами, портретами, пейзажами, создал целую серию изображений представителей социальных низов. Уже к концу 1630-х годов обнаружилось тяготение художника к реалистическим образам в картинах большого масштаба. Необычайно жизненное и убедительное решение приобрела мифологическая тема в картине «Даная» (1636, большая часть картины переписана в середине 1640-х годов). Отказавшись от бурной патетики и внешних эффектов, Рембрандт стремился к психологической выразительности. Богаче стала теплая цветовая гамма, еще большую роль приобрел свет, сообщающий особую трепетность и взволнованность произведению.
С углублением реалистического мастерства
художника нарастали его разногласия
с окружающей буржуазно-патрицианской
средой. В 1642 году по заказу роты стрелков
он написал большую картину (3,87 Х 5,02 м),
в связи с потемнением от времени красок
получившую позже название «Ночной дозор»
(Амстердам, Рейксмузеум). Вместо традиционной
пирушки с портретами ее участников, где
каждый запечатлен со всею тщательностью
индивидуальной характеристики, как это
делалось ранее, художник изобразил выступление
стрелков в поход. Подняв знамя, во главе
с капитаном идут они под звуки барабана
по широкому мосту у здания гильдии. Необычайно
яркий луч света, освещая отдельные фигуры,
лица участников шествия и маленькую девочку
с петухом у пояса, как будто пробирающуюся
сквозь ряды стрелков, подчеркивает неожиданность,
динамику и взволнованность изображения.
Образы мужественных людей, охваченных
героическим порывом, сочетаются здесь
с обобщенным образом голландского народа,
воодушевленного сознанием единства и
верой в свои силы. Так, групповой портрет
приобретает характер своеобразной исторической
картины, в которой художник стремится
дать оценку современности. Рембрандт
воплощает свое представление о высоких
гражданских идеалах, о народе, поднявшемся
на борьбу за свободу и национальную независимость.
В годы, когда все сильнее обнаруживались
внутренние противоречия, разъединявшие
страну, художник выступил с призывом
к гражданскому подвигу. Рембрандт стремился
создать образ героической Голландии,
воспеть патриотический подъем ее граждан.
Однако такой замысел был уже в значительной
степени чужд его заказчикам.
На протяжении
1640-х годов расхождения художника с буржуазным
обществом нарастают. Этому способствуют
тяжелые события в его личной жизни, смерть
Саскии. Но именно в это время в творчестве
Рембрандта наступает пора зрелости. На
смену эффектным драматическим сценам
ранних его картин приходит поэтизация
повседневного бытия: преобладающими
становятся сюжеты лирического плана,
такие, как «Прощание Давида с Ионафаном»
(1642), «Святое семейство» (1645), в которых
глубина человеческих чувств покоряет
удивительно тонким и сильным воплощением.
Казалось бы, в простых обыденных сценах,
в скупых и точно найденных жестах и движениях
художник раскрывает всю сложность душевной
жизни, течение мыслей героев. Место действия
картины «Святое семейство» он переносит
в бедный крестьянский дом, где плотничает
отец, а молодая мать заботливо охраняет
сон младенца. Каждая вещь здесь овеяна
дыханием поэзии, подчеркивает настроение
тишины, покоя, умиротворенности. Этому
способствуют мягкий свет, озаряющий лица
матери и младенца, тончайшие оттенки
теплого золотистого колорита.
Глубокой внутренней значительности полны
образы графических работ Рембрандта
— рисунков и офортов. С особой силой демократизм
его искусства выражен в офорте «Христос,
исцеляющий больных» (около 1649, «Лист в
сто гульденов», назван так вследствие
высокой цены, которую приобрел на аукционах).
Поразительна проникновенность трактовки
образов больных и страждущих, нищих и
бедняков, которым противопоставлены
самодовольные, богато одетые фарисеи.
Подлинный монументальный размах, живописность,
тончайшие и резкие контрасты светотени,
тональное богатство отличают его офорты
и рисунки пером, как тематические, так
и пейзажные.
Огромное
место в поздний период занимают простые
но композиции, чаще всего поколенные
портреты родных и близких, в которых художник
сосредоточивает внимание на раскрытии
душевного мира портретируемых. Много
раз он пишет Хендрикье Стоффельс, выявляя
ее душевную доброту и приветливость,
благородство и достоинство — такова,
например, «Хендрикье у окна». Часто моделью
служит его сын Титус, болезненный, хрупкий
юноша с нежным одухотворенным лицом.
В портрете с книгой (около 1656, Вена, Художественно-исторический
музей) образ будто пронизан солнечными
лучами. К числу самых проникновенных
относятся портрет Брейнинга (1652), молодого
златокудрого человека с подвижным лицом,
озаренным внутренним светом, и портрет
замкнуто-печального Яна Сикса (1654), словно
остановившегося в раздумье, натягивая
перчатку. К этому типу портретов относятся
и поздние автопортреты художника, поражающие
многоплановостью психологических характеристик,
выражением самых неуловимых движений
души. Благородной простоты и величественности
исполнен «Автопортрет» Венского музея
(около 1652); в «Автопортрете» из Лувра (1660),
художник изобразил себя размышляющим,
сосредоточенно печальным.
В это же
время был написан портрет старушки, жены
брата (1654), портрет-биография, который
говорит о трудно прожитой жизни, о суровых
днях, оставивших свои красноречивые следы
на морщинистом лице и натруженных руках
этой много видевшей и пережившей женщины.
Концентрируя свет на лице и руках, художник
привлекает к ним внимание зрителя, раскрывая
духовное богатство и человеческое достоинство
портретируемых. Почти все эти портреты
не заказные: с каждым годом заказов становилось
все меньше.
Последнее десятилетие — самая трагическая
пора жизни Рембрандта; объявленный несостоятельным
должником, он поселяется в беднейшем
квартале Амстердама, теряет своих лучших
друзей и близких. Умирают Хендрикье и
сын Титус. Но обрушившиеся на него несчастья
не могли остановить развития творческого
гения художника. Самые глубокие и прекрасные
произведения им были написаны именно
в это время. Групповой портрет «Синдики»
(старейшины цеха суконщиков, 1662) завершает
достижения художника в этом жанре. Его
жизненная сила — в глубине и характерности
каждого из портретируемых, в естественности
композиции, ясной и уравновешенной, в
скупости и точности отбора деталей, в
гармонии сдержанного цветового решения
и вместе с тем в создании цельного образа
группы людей, объединенных общностью
интересов, которые они защищают. Необычный
ракурс подчеркивает монументальный характер
изображения, значительность и торжественность
происходящего.
К позднему периоду относится и ряд больших
по размеру тематических полотен мастера:
«Заговор Юлия Цивилиса» (1661), историческая
композиция, изображающая вождя племени
батавов, которые считались предками нидерландцев,
поднявшего в 1 веке народ на восстание
против Рима, а также картины па библейские
сюжеты: «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660).
Сюжет библейской
притчи о блудном сыне привлекал художника
и раньше, он встречается в одном из его
офортов. Но только к концу жизни пришел
Рембрандт к глубочайшему его раскрытию.
В образе упавшего на колени перед отцом
усталого, раскаявшегося человека выражен
трагический путь познания жизни, а в образе
отца, простившего блудного сына, воплощено
высшее доступное человеку счастье, предел
чувств, наполняющих сердце. Потрясающе
просто решение этой большой по размеру
композиции, где главные герои словно
озарены внутренним светом, где жест рук
отца, вновь обретшего сына, выражает его
бесконечную доброту, а сникшая фигура
странника в грязном рубище, прильнувшего
к отцу,— всю силу раскаяния, трагедию
исканий и потерь. Другие персонажи отодвинуты
на второй план, в полутень, и их сострадание
и задумчивость лишь еще сильнее выделяют
словно светящиеся теплым сиянием отцовскую
любовь и всепрощение, которые оставил
людям, как завет, великий голландский
художник.
Влияние
искусства Рембрандта было громадным.
Оно сказалось на творчестве не только
его непосредственных учеников, из которых
ближе всех подошел к пониманию учителя
Карель Фабрициус, но и на искусстве каждого
более или менее значительного голландского
художника. Глубочайшее воздействие оказало
искусство Рембрандта на развитие всего
мирового реалистического искусства впоследствии.
В то время как величайший голландский
художник, вступив в конфликт с буржуазным
обществом, умер в нужде, другие живописцы,
овладев мастерством правдивой передачи
изображаемого, сумели добиться прижизненного
признания и благополучия. Сосредоточив
свои усилия в области того или иного жанра
живописи, многие из них создали в своей
области значительные произведения.
Посмертная слава
Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России — передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма.
Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастаться Императорский Эрмитаж, однако в XX веке часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено. В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину; в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. В центре площади находится памятник Рембрандту. В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты. В 2009 году именем художника был назван кратер на планете Меркурий, являющийся одним из самых больших в Солнечной системе.
«Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс)
«Портрет Саскии» (около 1634, Кассель, Картинная галерея)
«Автопортрет» (1634, Париж, Лувр),
«Автопортрет с Саскией на коленях» (около 1636, Дрезден, Картинная галерея)
«Даная» (1636, большая часть картины переписана в середине 1640-х годов, Санкт-Петербург, Эрмитаж
«Ночной дозор» (Амстердам, Рейксмузеум)
«Прощание Давида с Ионафаном» (1642), «Святое семейство» (1645, обе картины — Санкт-Петербург, Эрмитаж)
«Хендрикье у окна» (Берлин, Музей).