Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:36, реферат
Слово “религия” от латинского religio – набожность, святыня, предмет культа, общественно-историческое явление, форма общественного сознания и соответствующие ей психология и поведение людей.
История зарождения религии у человечества……………………….3
Общественно-исторические условия возникновения христианства как монотеистической религии в I в. н.э. Особенности православного вероучения, культа, церковной организации. Русское православие…………………………………………………………………8
3. Христианские секты в странах Западной Европы в XI–XIII вв.: Катары, Альбигойцы, Трубадуры…………………………………………………..15
4. Общее дополнительное задание……………………………………….22
Библиография………………………………………………………………23
Идейными истоками
Из иудаизма христианство заимствовало несколько основных идей: во-первых, идею монотеизма, т.е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, во-вторых, идею мессианизма, и, в-третьих, эсхатологию, т.е. идею гибели существующего мира в результате божественного вмешательства. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между богом и человеком.
Кроме того, на возникновение христианства также повлияли три философские школы - стоическая, эпикурейская и скептическая, в комплексе ориентированные на создание блаженства личной жизни.
Православие (от греч. правоверие) — одно из трех главных, наряду с католицизмом и протестантизмом, христианских вероисповеданий распространенное преимущественно в странах Восточной Европы Ближнего Востока и на Балканах. Сложилось православие как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи (395г.) и оформилось после разделения церквей (1054г.). Православие не имело единого церковного центра, так как с начала своего формирования церковная власть в Византии была сосредоточена, как отмечалось, в руках четырех патриархов — Константинопольского, Александрийкого, Антиохийского и Иерусалимского. При этом Константинопольский патриарх, хотя и именовался вселенским, был всего лишь першим среди равных. По мере распада Византийской империи каждый из упомянутых патриархов стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) поместную православную церковь. Византия в то время представляла собой сильное централизованное государство. Император Византии считал себя главой всей Римской империи, столицей которой был объявлен Константинополь. В VI в. глава Византийской церкви Константинопольский патриарх после освобождения Византией Рима от варваров стал именовать себя вселенским, т. е. главой как восточной, так и западной церквей. Борьба между главой Римской католической церкви Папой и Константинопольским патриархом за власть над христианами продолжалась в течение многих веков с переменным успехом. После завоевания императором франков Карлом Великим Италии (конец VII — начало VIII в.) Папа Римский выходит из-под юрисдикции византийского императора и его позиции усиливаются. Византия же в это время подвергается атакам со стороны арабского халифата и теряет несколько важных территорий, на которых консолидируются самостоятельные церковные организации.
Православию осталась чуждой
юридическая концепция
Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ и каноническая деятельность. Основу православного вероучения составляет Никео-Цареградский символ веры, принятый на первых двух вселенских соборах (в 325г. — Никейским и в 381г. — Константинопольским, или Цареградским). Этот символ веры был утвержден в виде 12 членов (параграфов), содержащих догматические формулировки основных положений вероучения о Боге как Творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, Боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви. Символ веры читается как молитва на богослужениях и в домашних условиях, а также исполняется хором присутствующими в храме.
Краеугольным догматом православия является учение о троичности божества. Представление о Боге едином в трех лицах претерпело сложный путь развития. Христиане первых трех веков фактически были унитариями, а не тринитариями.
В наиболее раннем из новозаветных произведений — "Апокалипсисе Иоанна" — не упоминается о троичности Бога. Нет догмата о Троице и в более поздних посланиях Павла. В отдельных местах, где говорится о Святом Духе, имеется в виду не личное божество, не ипостась Троицы, I безличная сила, якобы исходящая от божества. Только в Евангелиях появляется формула "во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мтф. 28, 18—20). В четвертом Евангелии от Иоанна впервые встречается понятие о логосе. Христианские писатели во II—III вв. еще и» сформулировали догмат о "единой природе" Троицы. Тертулиан считает абсолютным Богом только Отца. Сын (Иисус) подчинен Отцу и выступает у Тертуллиана посредником между Отцом и миром. Дух же Святой — не ипостась Троицы, а второстепенное божественное начало, которое Иисус послал на землю вместо себя. Юстин, один из наиболее видных апологетов во II в., первым пытается раскрыть взаимоотношения Отца и Сына. По мнению Остина, Иисус был рожден Богом накануне сотворения мира и, следовательно, зависел от Отца. Любопытное объяснение троичности Бога дал Ориген, один из виднейших раннехристианских богословов. Согласно Оригену, Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух — различные существа. В абсолютном смысле Богом Ориген признает только Отца. Логос (или Христос) находится в подчинении у верховного Бога-Отца. Непосредственное воплощение Логоса; Иисуса немыслимо. Христос имеет только духовное начало. Воплощение Христа образованные христиане должны понимать не буквально, а как наставление в истинах высшего порядка. Что касается телесного воплощения, то это лишь видимость, которую преподнес Логос плотским загрубевшим умам, нуждающимся в обращении к Богу, в чувственном впечатлении, в наглядности. Сын и Дух Святой — последовательные эманации верховного Бога. Дальнейшие эманации Бога — это мир духов, включая человеческие души; наконец, последняя, наиболее низшая эманация — материя, чувственный мир. Примерно такую же схему дал Плотин в "Эннеадах". Важно отметить, что Ориген пришел к выводу о вечности материи. Без природы Богу "нечего было бы делать".
Вопрос о природе Иисуса Христа и его взаимоотношениях с Богом-Отцом вызвал острые споры на Никейском соборе 325г. Сын был признан единосущным Отцу, но составляющим отличное от него лицо. Природа Святого Духа была "определена" в посленикейский период (на Константинопольском соборе 381г.). Святой Дух был признан также единосущным Богу. Три лица христианской Троицы — Отец, Сын, Святой Дух — получили название ипостасей (сущностей). Был оформлен основной догмат христианского вероучения: Бог един по существу и троичен в лицах. Итак, Православное вероучение сформировалось в результате первых семи вселенских соборов.
С догматическим вероучением
тесно связана система
3. Христианские секты в странах Западной Европы в XI–XIII вв.: Катары, Альбигойцы, Трубадуры
Большое распространение христианские секты получили в странах Западной Европы в XI - XIII вв. Идейными источниками этих сект были еретические течения первых веков христианства, главным образом гностицизм и манихейство. Другим идейным источником были философские учения ряда мыслителей (Иоанн Скот Эриугена, Берен-гар Турский, Росцелин, Абеляр, Жильбер Порретанский, Джон Уиклиф, Ян Гус и др.).
Основную группу составляли "бюргерские" секты, Такими были секты катаров и альбигойцев, получивших широкое распространение в городах Южной Франции и Северной Италии.
Катары (от греч. "чистый") - еретическая секта, появившаяся около 1116 г. в Италии, ставшей впоследствии важнейшим центром катаров.
Эта секта имела
большое сходство с
Катары исполняли свои обряды в лесах, пещерах, отдаленных долинах. У них было четыре таинства. Утешение состояло в наложении рук или крещении Святым Духом, которое отпускало грехи, сообщало утешительный дух и упрочивало вечное Спасение. Во время преследований катаров их обряды сокращались, бывали по ночам и тайно. Зажженные свечи были символом крещения огнем.
При обряде посвящения
священник читал первые
Альбигойцы (лат. albigenses) - ветвь секты катаров. Существовала в Южной Франции (пров. Лангедок). Свое название получила от области Альбижуа. Впервые термин "альбигойцы" появился в 1181 г. Альбигойцы придерживались дуалистических взглядов и утверждали наличие двух начал: доброго (Бога - творца духовного) и злого (дьявола - творца материального). Они отрицали страдания Христа, не почитали крест, считали ненужными иконы и статуи, не признавали действенными семь таинств католической церкви, в частности крещение водой, заменяемое ими рукоположением. Отрицали учение о предстоящем Страшном Суде, существование Ада и Рая, а также не признавали Ветхий Завет.
Надо заметить, что цель альбигойцев разнилась от цели всех последующих сект в том отношении, что ее удары направлялись только на папский престол, и мщение посредством гражданской силы и патерской ярости было проникнуто чисто папским духом. Альбигойцы соединялись со всеми, кто шел против Рима, особенно с Фридрихом II и с арагонца-ми, для поддержания прав королей против притязаний папской епархии.
Тулуза была Римом этой церкви, которая имела своих пастырей, епископов, провинциальные и вселенские соборы, как официальная церковь, и собирала под свои знамена раскольников почти всей Европы.
Ересь альбигойцев
сделала такие успехи по
В остроконечных
колпаках халдейских
В 1209 г папа Иннокентий
III провозгласил крестовый поход
против пагубной ереси Король
Франции Филипп II Август двинул
к границам Лангедока
Умирает Иннокентий,
и конклав кардиналов избирает
нового папу, три короля сменяются
на французском престоле, а в
Лангедоке полыхает пламя
Покоренные и униженные жители Тулузы, Фуа, Альби и Кар-кассона вновь и вновь берутся за оружие во имя бессмертных заповедей "совершенных". Только через полвека крестоносцам удалось утихомирить опустевшую, дымящуюся страну. В одном лишь Безье, согнав жителей к церкви св. На-зария, каратели перебили 20 тысяч человек. Безье горел три дня; древний Каркассон, у стен которого альбигойцы дали последний бой, был наполовину разрушен.
Последние "совершенные" с остатками разбитой армии отступили в горы и заперлись в пятиугольных стенах замка
Монсепор. Это была
не только последняя цитадель
альбигойцев, но и их
Однажды ночью крестоносцы втащили на крохотную скальную площадку тяжелую катапульту и забросали замок камнями. Эти каменные ядра и сейчас лежат у разбитых стен Монсегюра. В марте 1244 г. Монсегюр пал, а спустя несколько дней 257 уцелевших после штурма альбигойцев взошли на костер.