Религия в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:36, реферат

Описание работы

Слово “религия” от латинского religio – набожность, святыня, предмет культа, общественно-историческое явление, форма общественного сознания и соответствующие ей психология и поведение людей.

Содержание

История зарождения религии у человечества……………………….3
Общественно-исторические условия возникновения христианства как монотеистической религии в I в. н.э. Особенности православного вероучения, культа, церковной организации. Русское православие…………………………………………………………………8

3. Христианские секты в странах Западной Европы в XI–XIII вв.: Катары, Альбигойцы, Трубадуры…………………………………………………..15

4. Общее дополнительное задание……………………………………….22

Библиография………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

religov.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

 Идейными истоками христианства  стали идеи и представления  ряда других религий, в первую  очередь иудаизма. Вообще, можно  указать на немаловажную преемственность,  неизменно существующую между  ранними формами религии - мифами,  с их политеизмом и  обрядностью, и самой религией, возникающей на их основе.

Из иудаизма христианство заимствовало несколько основных идей: во-первых, идею монотеизма, т.е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, во-вторых, идею мессианизма, и, в-третьих, эсхатологию, т.е. идею гибели существующего мира в результате божественного вмешательства. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между богом и человеком.

Кроме того, на возникновение христианства также повлияли три философские школы - стоическая, эпикурейская и скептическая, в комплексе ориентированные на создание блаженства личной жизни.

Православие (от греч. правоверие) — одно из трех главных, наряду с  католицизмом и протестантизмом, христианских вероисповеданий распространенное преимущественно в странах Восточной Европы Ближнего Востока и на Балканах. Сложилось православие как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи (395г.) и оформилось после разделения церквей (1054г.). Православие не имело единого церковного центра, так как с начала своего формирования церковная власть в Византии была сосредоточена, как отмечалось, в руках четырех патриархов — Константинопольского, Александрийкого, Антиохийского и Иерусалимского. При этом Константинопольский патриарх, хотя и именовался вселенским, был всего лишь першим среди равных. По мере распада Византийской империи каждый из упомянутых патриархов стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) поместную православную церковь. Византия в то время представляла собой сильное централизованное государство. Император Византии считал себя главой всей Римской империи, столицей которой был объявлен Константинополь. В VI в. глава Византийской церкви Константинопольский патриарх после освобождения Византией Рима от варваров стал именовать себя вселенским, т. е. главой как восточной, так и западной церквей. Борьба между главой Римской католической церкви Папой и Константинопольским патриархом за власть над христианами продолжалась в течение многих веков с переменным успехом. После завоевания императором франков Карлом Великим Италии (конец VII — начало VIII в.) Папа Римский выходит из-под юрисдикции византийского императора и его позиции усиливаются. Византия же в это время подвергается атакам со стороны арабского халифата и теряет несколько важных территорий, на которых консолидируются самостоятельные церковные организации.

Православию осталась чуждой юридическая концепция первородного греха как правовой ответственности, переходящей от предков к потомкам: в понимании православия грех Адама вызвал только сущностную деградацию человеческой природы, наследственную предрасположенность ко злу, но юридической ответственности за деяния Адама человек не несет. Поэтому в православии нет догмата о рождении Девы Марии в результате "непорочного зачатия" (т. е. такого, при котором наследственная ответственность за первородный грех оказалась бы снятой); неюридическое понимание греха в православии исключает и концепцию чистилища.

Для всех православных церквей  общими являются вероучение, культ  и каноническая деятельность. Основу православного вероучения составляет Никео-Цареградский символ веры, принятый на первых двух вселенских соборах (в 325г. — Никейским и в 381г. — Константинопольским, или Цареградским). Этот символ веры был утвержден в виде 12 членов (параграфов), содержащих догматические формулировки основных положений вероучения о Боге как Творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, Боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви. Символ веры читается как молитва на богослужениях и в домашних условиях, а также исполняется хором присутствующими в храме.

Краеугольным догматом православия является учение о троичности божества. Представление о Боге едином в трех лицах претерпело сложный  путь развития. Христиане первых трех веков фактически были унитариями, а не тринитариями.

В наиболее раннем из новозаветных произведений — "Апокалипсисе Иоанна" — не упоминается о троичности Бога. Нет догмата о Троице и в более поздних посланиях Павла. В отдельных местах, где говорится о Святом Духе, имеется в виду не личное божество, не ипостась Троицы, I безличная сила, якобы исходящая от божества. Только в Евангелиях появляется формула "во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мтф. 28, 18—20). В четвертом Евангелии от Иоанна впервые встречается понятие о логосе. Христианские писатели во II—III вв. еще и» сформулировали догмат о "единой природе" Троицы. Тертулиан считает абсолютным Богом только Отца. Сын (Иисус) подчинен Отцу и выступает у Тертуллиана посредником между Отцом и миром. Дух же Святой — не ипостась Троицы, а второстепенное божественное начало, которое Иисус послал на землю вместо себя. Юстин, один из наиболее видных апологетов во II в., первым пытается раскрыть взаимоотношения Отца и Сына. По мнению Остина, Иисус был рожден Богом накануне сотворения мира и, следовательно, зависел от Отца. Любопытное объяснение троичности Бога дал Ориген, один из виднейших раннехристианских богословов. Согласно Оригену, Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух — различные существа. В абсолютном смысле Богом Ориген признает только Отца. Логос (или Христос) находится в подчинении у верховного Бога-Отца. Непосредственное воплощение Логоса; Иисуса немыслимо. Христос имеет только духовное начало. Воплощение Христа образованные христиане должны понимать не буквально, а как наставление в истинах высшего порядка. Что касается телесного воплощения, то это лишь видимость, которую преподнес Логос плотским загрубевшим умам, нуждающимся в обращении к Богу, в чувственном впечатлении, в наглядности. Сын и Дух Святой — последовательные эманации верховного Бога. Дальнейшие эманации Бога — это мир духов, включая человеческие души; наконец, последняя, наиболее низшая эманация — материя, чувственный мир. Примерно такую же схему дал Плотин в "Эннеадах". Важно отметить, что Ориген пришел к выводу о вечности материи. Без природы Богу "нечего было бы делать".

Вопрос о природе Иисуса Христа и его взаимоотношениях с Богом-Отцом вызвал острые споры на Никейском соборе 325г. Сын был признан единосущным Отцу, но составляющим отличное от него лицо. Природа Святого Духа была "определена" в посленикейский период (на Константинопольском соборе 381г.). Святой Дух был признан также единосущным Богу. Три лица христианской Троицы — Отец, Сын, Святой Дух — получили название ипостасей (сущностей). Был оформлен основной догмат христианского вероучения: Бог един по существу и троичен в лицах. Итак, Православное вероучение сформировалось в результате первых семи вселенских соборов.

С догматическим вероучением  тесно связана система культовых  действий. Основы последних составляют семь главных обрядов — таинств. Таинствами эти культовые действия называются богословами потому, что в них "под видимым образом сообщается верующим невидимая божественная благодать". Православные признают семь таинств: крещение, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство. Помимо совершения таинств культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. Важное место в православном культе занимают праздники и посты. Наиболее почитаемый праздник — Пасха. Затем идут так называемые двунадесятые праздники — Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, Вознесение и Троица. За двунадесятыми праздниками следует пять праздников, называемых великими: Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Праздник святых Иоанна и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы. Остальные праздники называются престольными. Это местные праздники, связанны с престолами — святым местом в храме, которое посвящено тому или иному святому.

 

3. Христианские секты  в странах Западной Европы  в XI–XIII вв.:  Катары, Альбигойцы, Трубадуры

 

Большое распространение  христианские секты получили в странах Западной Европы в XI - XIII вв. Идейными источниками этих сект были еретические течения первых веков христианства, главным образом гностицизм и манихейство. Другим идейным источником были философские учения ряда мыслителей (Иоанн Скот Эриугена, Берен-гар Турский, Росцелин, Абеляр, Жильбер Порретанский, Джон Уиклиф, Ян Гус и др.).

 Основную группу  составляли "бюргерские" секты,  Такими были секты катаров и альбигойцев, получивших широкое распространение в городах Южной Франции и Северной Италии.

Катары (от греч. "чистый") - еретическая секта, появившаяся около 1116 г. в Италии, ставшей впоследствии важнейшим центром катаров.

 Эта секта имела  большое сходство с манихеизмом.  О ней имеется мало сведений, т. к. катары скрывали свои  доктрины не только от света, но и от своих прозелитов низших степеней. Катары верили в переселение душ. Они предполагали, что для того, чтобы достигнуть света, потребуется семь подобных переселений. Катары не почитали, презирали крест, т. к. считали его орудием смерти Иисуса Христа, и говорили, что крест - это изображение зверя в Апокалипсисе и предмет омерзения в святом храме. Катары вели трудолюбивую жизнь, основывали школы и больницы. Они не порицали самоубийства, имели коммунистические наклонности и были против брака.

 Катары исполняли свои обряды в лесах, пещерах, отдаленных долинах. У них было четыре таинства. Утешение состояло в наложении рук или крещении Святым Духом, которое отпускало грехи, сообщало утешительный дух и упрочивало вечное Спасение. Во время преследований катаров их обряды сокращались, бывали по ночам и тайно. Зажженные свечи были символом крещения огнем.

 При обряде посвящения  священник читал первые восемнадцать  стихов Евангелия от Иоанна. В  воспоминание своего посвящения  новичок получал одежду из  тонкого полотна и шерсти, которую носил под рубашкой, а женщины - пояс, который также носили на теле под самой грудью.

Альбигойцы (лат. albigenses) - ветвь секты катаров. Существовала в Южной Франции (пров. Лангедок). Свое название получила от области Альбижуа. Впервые термин "альбигойцы" появился в 1181 г. Альбигойцы придерживались дуалистических взглядов и утверждали наличие двух начал: доброго (Бога - творца духовного) и злого (дьявола - творца материального). Они отрицали страдания Христа, не почитали крест, считали ненужными иконы и статуи, не признавали действенными семь таинств католической церкви, в частности крещение водой, заменяемое ими рукоположением. Отрицали учение о предстоящем Страшном Суде, существование Ада и Рая, а также не признавали Ветхий Завет.

 Надо заметить, что цель альбигойцев разнилась от цели всех последующих сект в том отношении, что ее удары направлялись только на папский престол, и мщение посредством гражданской силы и патерской ярости было проникнуто чисто папским духом. Альбигойцы соединялись со всеми, кто шел против Рима, особенно с Фридрихом II и с арагонца-ми, для поддержания прав королей против притязаний папской епархии.

 Тулуза была Римом  этой церкви, которая имела своих  пастырей, епископов, провинциальные  и вселенские соборы, как официальная церковь, и собирала под свои знамена раскольников почти всей Европы.

 Ересь альбигойцев  сделала такие успехи по берегам  Средиземного моря, что многие  страны стремились отделиться  от Рима, а князья и императоры  открыто покровительствовали этому. Не будучи довольны предполагаемым уничтожением нечестивого Рима, альбигойцы вдруг обратились к крестоносцам - на которых сначала смотрели равнодушно, - надеясь сделать Иерусалим знаменитым и могущественным соперником Рима, учредить там свое местопребывание и основать на земле небесный Иерусалим, царем которого будет Готфрид Бульонский - тот, кто опустошил Рим огнем и мечом, убил антице заря Рудольфа, "короля патеров", и выгнал папу из священного города, заслужив этим и надеждами, возложенными на него, бесконечные похвалы своему благочестию, чистоте и целомудрию, воспеваемым трубадурами, первоначально явившимися в первой четверти XII в. в аллегорических сочинениях, известных под названием "Лебединый Рыцарь".

 В остроконечных  колпаках халдейских звездочетов, в черных, подпоясанных веревкой одеждах, ходили альбигойцы по дорогам Лангедока, проповедуя повсюду свое вероучение. Это были так называемые "совершенные" - подвижники веры, принявшие на себя тяжкие обеты аскетизма. Остальные же лангедокцы - "верующие" - жили обычной жизнью, грешили, как все люди, и радовачись жизни, что не мешало им благоговейно соблюдать те немногие заповеди, которым научили их "совершенные". Одна из этих заповедей - основная: "Не проливай крови". Это была опасная ересь, которая страшила сильных мира сего, как и сама доктрина сектантов

 В 1209 г папа Иннокентий III провозгласил крестовый поход  против пагубной ереси Король  Франции Филипп II Август двинул  к границам Лангедока закованных  в сталь баронов и армию  в 50 тысяч копий Предводитель крестоносцев Симон де Монфор не щадил ни стариков, ни детей.

 Умирает Иннокентий, и конклав кардиналов избирает  нового папу, три короля сменяются  на французском престоле, а в  Лангедоке полыхает пламя восстаний,  вызванных карательной экспедицией 

 Покоренные и униженные жители Тулузы, Фуа, Альби и Кар-кассона вновь и вновь берутся за оружие во имя бессмертных заповедей "совершенных". Только через полвека крестоносцам удалось утихомирить опустевшую, дымящуюся страну. В одном лишь Безье, согнав жителей к церкви св. На-зария, каратели перебили 20 тысяч человек. Безье горел три дня; древний Каркассон, у стен которого альбигойцы дали последний бой, был наполовину разрушен.

 Последние "совершенные"  с остатками разбитой армии  отступили в горы и заперлись  в пятиугольных стенах замка

 Монсепор. Это была  не только последняя цитадель  альбигойцев, но и их святилище.  Стены и амбразуры Монсегюра  были строго ориентированы по  сторонам света и, подобно Стоунхенджу  друидов, позволяли вычислять  дни солнцестояния. Среди защитников крепости, возведенной на вершине горы, было всего около сотни военных. Остальные же не имели права держать оружие, ибо в глазах "совершенных" оно являлось носителем зла. Но и сотня воинов целый год противостояла 10 тысячам осаждавших крепость крестоносцев. Все же силы были слишком неравны. Объединившись вокруг своего престарелого епископа Бертрана д'Ан Марта, "совершенные", последние маги, философы, врачи, астрономы, поэты готовились принять мученическую смерть.

 Однажды ночью крестоносцы  втащили на крохотную скальную площадку тяжелую катапульту и забросали замок камнями. Эти каменные ядра и сейчас лежат у разбитых стен Монсегюра. В марте 1244 г. Монсегюр пал, а спустя несколько дней 257 уцелевших после штурма альбигойцев взошли на костер.

Информация о работе Религия в жизни человека