Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:06, реферат
Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориенти-ровалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций — вы-явление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общело-гической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и мо-ральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение дейст-вительности. Какое место в этом освоении занимает религия? Ограничимся рассмотрением взаимодействия религии с искусством, моралью и наукой.
Религия как компонент духовной культуры
Духовная культура, формируясь в течение
веков и тысячелетий, ориенти-ровалась
на выполнение, по крайней мере, двух социальных
функций — вы-явление объективных законов
бытия и сохранение целостности социума.
Иначе говоря, речь идет о познавательной
функции, которую реализует в системе
духовной культуры наука (отчасти и искусство),
и функции общело-гической, регулятивной,
которую выполняют политическая, правовая
и мо-ральная культура, религия, искусство.
Эти элементы духовной культуры осуществляют
«теоретическое» и «практическо-духовное»
освоение дейст-вительности. Какое место
в этом освоении занимает религия? Ограничимся
рассмотрением взаимодействия религии
с искусством, моралью и наукой. Религия
— весьма многогранное, разветвленное,
сложное общественное явление, представленное
различными типами и формами, самыми распро-страненными
из которых являются мировые религии,
включающие много-численные направления,
школы и организации. В истории культуры
особое значение имело возникновение
трех мировых религий: буддизма, христианства
и ислама. Эти религии внесли сущест-венные
перемены в культуру, вступив в сложное
взаимодействие с различ-ными ее элементами
и сторонами. Термин «религия» латинского
происхождения и означает «благочестие,
святыня». Религия — это особое мироощущение,
соответствующее пове-дение и специфические
действия, основанные на вере в сверхъестествен-ное,
нечто высшее и священное. Она предстает
такой формой отражения действительности,
в которой преобладает психологический,
иррациональ-ный элемент — различные
состояния души, настроения, грезы, экстаз.
Од-нако основой религии является вера
в бога, бессмертие души, потусторон-ний
мир, т. е. мифы и догмы.
2. Религия и искусство
Во взаимодействии с искусством религия
обращается к духовной жизни человека
и по-своему интерпретирует смысл и цели
человеческого бытия. Искусство и религия
отражают мир в форме художественных образов,
по-стигают истину интуитивно, путем озарения.
Они немыслимы без эмоционального отношения
человека к миру, без его развитой образной
фантазии. Но у искусства существуют более
широкие возможности образного отраже-ния
мира, выходящие за пределы религиозного
сознания. Исторически взаимодействие
искусства и религии осуществлялось сле-дующим
образом. Для первобытной культуры была
характерна нерасчле-ненность общественного
сознания, поэтому в древности религия,
представ-лявшая собой сложное переплетение
тотемизма, анимизма, фетишизма и магии,
была слита с первобытным искусством и
моралью, все вместе они явились художественным
отражением природы, окружающей человека,
его трудовой деятельности (охоты, земледелия,
собирательства). Сначала, очевидно, появился
танец, представлявший собой магические
телодвиже-ния, имеющие целью задобрить
или устрашить духов. Затем родилась му-зыка
и мимическое искусство. Из эстетической
имитации процессов и ре-зультатов труда
постепенно развилось изобразительное
искусство, направ-ленное на умилостивление
духов. Огромное влияние религия оказала
на античную культуру, одним из эле-ментов
которой явилась древнегреческая мифология.
Из мифов мы узнаем об исторических событиях
того времени, о жизни общества и его проблемах.
Так, гомеровский эпос считается важным
первоисточником в изучении древ-нейшего
периода греческого общества, о котором
нет других свидетельств. Древнегреческие
мифы послужили почвой для возникновения
античного театра. Прообразом театральных
представлений были празднества в честь
очень популярного и любимого в Греции
бога Диониса. Во время празднеств выступали
хоры наряженных в козьи шкуры певцов,
которые исполняли осо-бые гимны — дифирамбы
(от греч. dithyrambos — песня козлов). Из них
и возникла позже греческая трагедия.
Из сельских празднеств с шуточными песнями
и плясками родилась трагическая комедия.
Древнегреческая мифо-логия оказала большое
влияние на культуру многих современных
европей-ских народов. К ней обращались
Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Шек-спир,
Моцарт, Глюк и многие другие композиторы,
писатели и художники. Библейские мифы,
в том числе главный миф о богочеловеке
Иисусе Хри-сте, были самыми притягательными
в искусстве. Живопись веками жила трактовками
рождества и крещения Христа, тайной вечери,
распятия, вос-крешения и вознесения Иисуса.
На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского,
Ге, Иванова Христос представлен как высший
идеал Человека, как идеал чистоты, любви
и всепрощения. Такая же нравственная
доминанта преобла-дает в христианской
иконописи, фресках, храмовом искусстве.
Храм — это не только место богослужения,
это — крепость, символ силы и независимости
государства (города), исторический памятник.
Так, самая древняя церковь в Ленинградской
области -- церковь св. Георгия в Старой
Ладоге — была Построена в честь победы
над шведами, осадившими Ладо-гу в 1164 г.,
и посвящена святому Георгию, покровителю
ратных дел. Глав-ный храм Пскова — Троицкий
собор — был символическим выражением
столичных функций Пскова как независимой
вечевой республики. Памятник ут-верждения
Киевского государства, главный христианский
храм Киева Со-фийский собор был построен
Ярославом Мудрым в XI в. на месте, где была
одержана победа над печенегами. В роскошной
обстановке, среди драго-ценного убранства
и художественных произведений мирового
значения здесь происходили торжественные
церемонии посвящения в великие князья
и в высшие иерархические чины, приемы
послов. Здесь находилась кафедра киевских
митрополитов. В Софийском соборе была
создана первая на Руси библиотека, велось
летописание. Таким образом, храмы, являясь
культовыми сооружениями, имели боль-шое
культурное значение: в них воплотилась
история страны, традиции и художественные
вкусы народа. Для каждого храма древнерусские
мастера находили свое единственное архитектурное
решение. Умея точно выбрать лучшее место
в ландшафте, они добивались его гармоничного
сочетания с окружающей природой, что
усиливало выразительность храмовых сооружений.
Примером может слу-жить самое поэтичное
творение древнерусского зодчества —
церковь По-крова в излучине реки Нерли
на Владимиро-Суздальской земле. Религия,
являясь богатым, многовековым пластом
мировой культуры, оказала огромное влияние
на литературу. Она оставила миру Веды,
Библию и Коран. Веды – это обширный фонд
идей, ценнейший источник древнеиндийской
философии и различных знаний. Здесь речь
идет о творении мира, вводятся многие
понятия (космология, теология, гносеология,
мировая душа и др.), определяются практические
пути преодоления зла и страдания, обретения
духовной свободы. Отношение к Ведам определило
авторитет, и разнообра-зие древнеиндийских
философских школ (веданты, сакхи, йоги
и др.). На почве Вед возникла и вся древнейшая
индийская культура, подарившая ми-ру
Махабхарату и Бхагавадгиту — одну из
наиболее популярных частей Ма-хабхараты,
где речь идет о нравственном аспекте
индуизма, о внутренней свободе, о добре,
зле и справедливости. Здесь же развивается
учение о йо-ге как системе практического
совершенствования тела, души и духа. Библия
является памятником древнееврейской
литературы (Ветхий завет) и раннехристианской
литературы (Новый завет). В Ветхий завет
включены хроникально-законодательные
книги, сочинения народных проповедников,
а также собрания текстов, относящихся
к различным поэтическим и прозаиче-ским
лаврам — религиозная лирика, размышления
о смысле жизни (книги Иова и Екклезиаста),
сборник афоризмов (книга Притчей Соломона),
сва-дебные песни, любовная лирика (книга
«Руфь» и книга «Есфирь»). В Библии нашли
отражение жизнь народов Древнего Средиземноморья
— войны, со-глашения, деятельность царей
и полководцев, быт и нравы того времени.
Поэтому Библия является одним из крупнейших
памятников мировой культуры и литературы.
Без знания Библии многие культурные ценности
оста-ются недоступными. Большую часть
художественных полотен эпохи клас-сицизма,
русскую иконопись и философию невозможно
понять без знания библейских сюжетов.
Коран включает в себя исламское учение
о судьбах мира и человека, со-держит собрание
обрядовых и юридических установлении,
назидательных рассказов и притч. В Коране
представлены древнеарабские обычаи,
араб-ская поэзия, фольклор. Литературные
достоинства Корана признаны всеми знатоками
арабского языка. Роль религии в истории
мировой культуры заключалась не только
в том, что она даровала человечеству «священные»
книги — источники мудрости, доброты и
творческого вдохновения. Религия оказала
немалое влияние на художественную литературу
разных стран и народов. Возьмем, к примеру,
христианство и русскую литературу. Потеряв
ориентиры в суетном мире, в хаосе относительных
ценностей, русские авторы издавна стали
обращаться к христианской морали и позднее
к образу Христа как идеалу этой морали.
В древнерусской литературе (в житиях
святых) подробно описывали жизнь святых,
подвижников, праведников-князей. Христос
еще не выступал в ка-честве литературного
персонажа: слишком велики были священный
трепет и благоговейное отношение к образу
спасителя. В литературе XIX в. Христа тоже
не изображали, но в ней появляются образы
людей христианского духа и святости:
у Ф. М. Достоевского — князь Мышкин в романе
«Идиот», Але-ша и Зосима в «Братьях Карамазовых»;
у Л. Н. Толстого — Платон Каратаев в «Войне
и мире». Как это ни парадоксально, литературным
персонажем Христос впервые стал в советской
литературе. А. Блок в поэме «Двенадцать»
впереди объятых ненавистью и готовых
на смерть людей поставил Христа, образ
которого, очевидно, символизирует надежду
людей на очи-щение и покаяние хотя бы
когда-нибудь, в будущем. Позднее Христос
поя-вится в романе М. Булгакова «Мастер
и Маргарита» под именем Иешуа, у Б. Пастернака
— в «Докторе Живаго», у Ч. Айтматова —
в «Плахе», у А. Дом-бровского — в «Факультете
ненужных вещей». Писатели обратились
к образу Христа как идеалу нравственного
совер-шенства, спасителю мира и человечества.
В образе Христа писатели уви-дели и то
общее, что выпало на его долю и что переживает
наша эпоха: предательство, преследование,
неправый суд. В такой обстановке человек
устал жить и изуверился. Обесценивая
жизни, страх перед гибелью породи-ли в
его психике трусость, лицемерие, покорность,
предательство. Когда люди теряют духовные
ориентиры, порывают с вечными ценностя-ми
и начинают жить только сиюминутными проблемами,
заботясь о пище, одежде, жилье, тогда культура
и общество неизбежно оказываются в кризи-се.
Так было на закате античности, так было
в конце прошлого века, так происходит
и сейчас. Выход из тупика — в нравственном
возрождении лю-дей, которое всегда совершалось
на духовной, в том числе религиозной ос-нове.
3. Религия и мораль
Религия всегда была символом духовного
поиска, служения добру и ут-верждения
христианской морали. В то же время религия
утешает, успокаи-вает тех, кому одиноко
и плохо в этом мире, дает примеры жизни
подвижни-ков церкви (Сергей Радонежский,
Серафим Саровский, Ксения Петербург-ская),
поднявшихся над житейской суетой и посвятивших
себя служению высшему идеалу, Богу, бескорыстной
помощи людям. Таким образом, рели-гия
неразрывно связана с моралью. Однако
при этом совершенно не следует делать
вывод, что верующие всегда были нравственными
людьми, а атеисты — наоборот. Среди тех
и других были и есть и безнравственные,
и высоконравственные люди. Дело в том,
что человек по своей природе и добр, и
зол, и прекрасен, и ужасен. Все зависит
от того, каким путем в жиз-ни он пойдет,
ему предоставлен свободный выбор. В Библии
говорится, что для каждого человека всегда
открыты два пути: «путь вечной жизни»
— узкий путь и «путь гибели» — широкий.
Многие идут последним путем — путем соблазнов
и удовлетворения плоти, потребительства
и мирской суеты. Это убивает суть человека,
его душу, поскольку на первый план ставятся
материальные потребности, любовь обращена
только на самого себя. Человек становится
эгоцентристом, руководствуясь только
своими прихотями и желаниями, он делает
зло не только окружаю-щим, но прежде всего
самому себе. В результате разрушается
личность. Желание утвердить себя, самомнение
и гордыня могут привести к преступ-лениям,
что блестяще проанализировал Ф. М. Достоевский
в романе «Преступление и наказание» на
примере судьбы Родиона Раскольникова.
Если же смысл жизни человек видит в служении
людям, в любви к ним и ко всему окружающему
живому и неживому, то обретает истинный
смысл жизни. Уз-кий путь, «путь жизни»
— это путь духовного совершенствования,
путь ду-ховной чистоты, внутреннего покоя,
путь мира, праведности и покаяния. Это
— сложный путь, и немногие его находят.
Нравственные идеалы, достойные человека,
были подробно изложены Христом в Нагорной
проповеди. То, что он сказал, было неожиданным
и удивительным для слушателей. Если раньше
считалось вполне справед-ливым действовать
по принципу «око за око, зуб за зуб» или
«люби ближне-го твоего и ненавидь врага
твоего», то Христос апеллировал к высшим
мо-тивам поведения человека, к более высокой
степени духовности. В Нагорной проповеди
он говорит не столько о справедливости,
сколько любви. Первая и главная заповедь
— о любви к Богу, который своей мучениче-ской
смертью искупил грехи людей, победил
все низкое и злое в них. Вторая заповедь
— о любви к человеку. Эти две заповеди
связаны между собой, потому что Бог создал
человека по образу и подобию своему. Значит,
вера в Бога невозможна без веры в человека,
без высоких требований к нему: «Будьте
совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».
Нравственное совершенство требует решения
еще более сложной мо-ральной задачи: любить
не только ближних, но и врагов своих. Любить
лю-бящих вас и приветствовать братьев
ваших — что тут особенного? Но лю-бить
врагов, молиться за обижающих и гонящих
вас, прощать ненавидящих вас — выполнение
этой заповеди предусматривает большую
работу над собой на пути морального совершенствования.
Это очень сложно, но стре-миться к этому
как к высшему идеалу необходимо. В любви
к другому чело-век становится нравственнее,
чище. Либо на земле установится царство
любви, душевная красота и любовь спасут
мир, либо человечество погиб-нет. Третьего
пути нет. Весьма удивительным для слушателей
Нагорной проповеди было сле-дующее. Раньше
считалось, что праведность вознаградится
земными бла-гами — здоровьем, долголетием,
богатством, но Христос ничего такого
не обещал. Наоборот, он говорил, что праведные
в земной жизни будут гонимы и нищи, потому
что их богатство — не в материальных
вещах, а в духовно-сти. «Не собирайте себе
сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют
и где воры подкапывают и крадут, но собирайте
себе сокровища на небе». Для чего нужны
нравственное совершенствование, высокая
духовность? Ведь жизнь конечна, все тленно,
все сотрет смерть. Может быть, в таком
случае надо спешить и брать от жизни все,
что можно? Однако богатство, слава, власть
— все это относительно в жизни: сегодня
— нищий, завтра — король, сегодня — враг,
завтра — герой. К тому же потребительство
не-избежно приводит личность к деградации,
наступают разочарование в по-ставленных
целях и душевная пустота. Человек всегда
ищет высший смысл жизни, стремится к чему-то
вечному, гармоничному, прекрасному. Поэтому
главное в проповеди Христа то, что он
пришел, чтобы в корне изменить природный
порядок существования, возвестил Царствие
Небесное, новый тип бессмертного бытия.
Его необходимо активно приближать. Таким
обра-зом, читая Нагорную проповедь Христа,
можно прийти к следующим выво-дам. Во-первых,
необходимо постоянное нравственное самосовершенствова-ние,
отказ от соблазнов и мелочей земной жизни.
Это — сверхчеловеческие требования,
они противоречат природе человека и в
то же время призывают его стремиться
к идеалу. Во-вторых, нравственного самосовершенствования
самого по себе, без активного преобразования
материального мира недостаточно. Необходимы
активные поиски новой духовной природы.
Это направление человеческой, деятельности
было глубоко осознано и развито русским
религиозным мыс-лителем-утопистом Н.
Ф. Федоровым (1828--1903) в его «Философии общего
дела». Разработанный им проект «регуляции
природы», сознательного управления эволюцией
предусматривал овладение силами природы,
пере-устройство человеческого организма,
а в итоге — достижение бессмертия и воскрешения
предков. Свое учение Федоров назвал активным
христианст-вом, обнаружив в учении Христа
«космический смысл» — призыв к активно-му
преобразованию природного смертного
мира в бессмертный, божествен-ный тип
бытия. Он пытался спроектировать реальный
мост от земли к небу, от естественного,
к сверхъестественному, т.е. восхождение
к высшей при-роде. А пока нам, людям XX в.,
принявшим за Абсолют самого человека
и пришедшим к нравственной, деградации,
стоило бы подумать о необходи-мости стремления
человека к высшему идеалу. Этому учит
Нагорная про-поведь — важный свод законов
духовной жизни общества. Заповеди, изложенные
в ней, оказали огромное влияние на всю
последующую историю че-ловечества, без
них невозможна и наша цивилизация. В IV
в. христианство становится государственной
религией и тем самым приобретает статус
«охранительной» идеологии Римской империи.
В этом качестве религия подчиняла себе
и философию, и искусство, и мораль, и науку.
Религиозная вера, обеспечившая определенную,
цельность средне-вековой культуры, представляла
собой высшую истину, с которой соотно-сились
культурные, ценности. По мере развития
культуры мораль посте-пенно начинала
оспаривать монополию религии на решение
«вечных» про-блем человеческого бытия.
Ведь Бог мыслился одновременно не только
как создатель всего «сущего», наличного
мира, но и как творец «должного», ис-точник
моральных ценностей и норм. А это поставило
перед теологами про-блему теодицеи, «оправдания
Бога». Иначе как было объяснить наличие
зла, раз Бог вершит только добро? Но если
отношения религии и политики, морали,
искусства были обу-словлены решением
задач идеологического регулятивного
порядка, то от-ношения религии и науки
необходимо рассматривать в иной плоскости.
4. Религия и наука
Анализ взаимоотношения религии и науки
должен осуществляться, оче-видно, не в
плане сопоставления высказываний (истинных
или ложных) о мире и человеческом бытии,
а как элементов духовной культуры, которые
обслуживают различные объективно-исторические
потребности общества. Наука в системе
духовной культуры выполняет познавательную
функцию. Поэтому ее следует рассматривать
в нескольких аспектах. Во-первых, наука
предстает в качестве одной из форм общественного
сознания, возникшей на определенном этапе
человеческой истории. Назна-чение науки
заключается в выработке обобщающего
теоретического знания. В то время как
религия основана на вере в сверхъестественное,
наука соз-дает систему достоверного знания,
которое в силу своего внеличностного
характера может быть использовано как
во благо, так и во зло. Это и харак-теризует
современную ситуацию, когда груз глобальных
проблем человече-ства создает негативное
отношение к науке на уровне общественного
соз-нания. Создается обстановка, когда
религия не только реализует свою идеологическую
функцию в обществе, но и претендует на
выполнение по-знавательной функции, выработку
своей системы знаний. Иначе как можно
расценить тот факт, что Ватикан, спустя
360 лет, реабилитировал подверг-нутого
суду инквизиции Г. Галилея? Во-вторых,
НАУКА предстает как определенный вид
человеческой дея-тельности, разновидность
умственного труда, нацеленного на выработку
теоретического знания. В данном случае
сопоставление религии и науки возможно
по следующим основаниям. Человек есть
творец культуры, уче-ный или религиозный
деятель, мученик науки или инквизитор.
Перед глаза-ми встают образы Дж. Бруно,
Н. Коперника, Г. Галилея, Ч. Дарвина и других
ученых, чьи открытия вызывали резкий
протест церкви. Причем этот про-тест,
скажем, против учения Н. Коперника был
вызван отнюдь не тем, что оно опровергало
геоцентризм К. Птолемея в собственно
теоретическом пла-не, а потому, что учение
К. Птолемея представляло собой важный
элемент христианской картины, мира. Но
обратно, из истории культуры можно при-вести
многочисленные примеры того, как служители
церкви оказывались творцами научных
открытий (например, Н. Кузанский, Г. Мендель,
Т. де Шарден, П. Флоренский и др.). Вместе
с тем, человек выступает в качестве потребителя
культуры. Он усваивает научное знание
либо религиозные догматы. Происходит
опредме-чивание того, что уже представляет
собой достояние культуры. И здесь на-блюдается
парадоксальная ситуация. Растет число
последователей хариз-матического движения
как в мире в целом, так и в нашей стране,
что в со-временных прогнозах рассматривается
как предтеча религиозного возрож-дения
третьего тысячелетия (Нэсбит Д., Эбурдин
П. «Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции:
Год 2000. Десять новых направлений на 90-е
годы.» М., 1992. С. 311). В нашей стране, по данным
социологических исследований, число
людей, которых безоговорочно можно отнести
к убежденным верующим, составляет не
более 20%. Приводя эти данные, Л. Н. Митрохин
пишет о том, что если раньше печать пестрела
высказываниями, оскорблявшими чувства
верую-щих, то «теперь впору, кажется, говорить
о защите достоинства неверую-щих, поскольку
единственным основанием подлинной нравственности
все чаще объявляется вера в Бога». Трансформации
в отношениях между науч-ным знанием и
религиозной верой, которые впитываются
умом и чувством новых поколений людей,
отличает известный американский религиовед
Д. Хант: «Вопреки всеобщим ожиданиям,
что прогресс науки приведет к отми-ранию
религии, наука сама поворачивается к
религии и допускает сверхъес-тественное
в форме психических явлений. Многие мистические
силы, кото-рые когда-то были торговым
знаком колдовства и волшебства, ныне
демон-стрируются физиками под строгим
лабораторным контролем и принимаются
от имени науки». В деятельность современного
человека объективно включаются, в боль-шей
или меньшей степени, научные знания, вытесняющие
традиционные, донаучные представления
об окружающей среде действительности.
К тому же на протяжении всей жизнедеятельности
современный человек вынужден, несколько
раз менять сферу приложения творческих
дарований. В такой си-туации религия выполняет
своего рода компенсаторную функцию, за
кото-рой закрепляется сохранение традиционных,
вековечных начал в человеческой деятельности
и отношениях. И если ускоренное развитие
науки за-хватывает деятельное начало
в освоении человеком законов бытия, то
ре-лигия обращена в прошлое, сохраняет
это прошлое в настоящем. В-третьих, науку
следует рассматривать в качестве социального
инсти-тута. Научные знания и научная деятельность
в обществе институализиру-ются, т. е. закрепляются
в систему полученных знаний (академии,
научно-исследовательские институты),
их воспроизводства, хранения и трансляции
(университеты, научные библиотеки, центры
научно-технической информа-ции) и т. д.
Государство формирует научную политику
(подготовка кадров, развитие сети научных
учреждений, связь науки с производством
и другими сферами общественной жизни).
Важное значение в данном случае имеет
вопрос о том, как в рамках той или иной
духовной культуры, а более широко — в
недрах цивилизации —-происходило и происходит
продуцирование но-вого знания. Так, научный
эксперимент зародился в процессе отрицания
средневекового типа мышления и схоластической
науки, а позитивное зна-ние касалось главным
образом внешнего по отношению к человеку
мира. Уже эта установка исключала какое-либо
взаимодействие науки нового вре-мени
и религии. Вместе с тем, обращение к изучению
индийской культуры показало, что в ней
имеются знания, касающиеся непосредственно
челове-ка, которые еще не стали или только
становятся предметом освоения для современной
науки (иглоукалывание или методы овладения
силами челове-ческого организма — йога,
медитация и т. д.). В какой-то мере эти формы
знания, связанные во многом с религиозными
верованиями, мистическими представлениями
и образами, ушли даже дальше современной
науки. Впро-чем, из этого не следует, что
каждая культура порождает свою науку
— за-падную или восточную, православную
или мусульманскую. Такое суждение справедливо
по отношению к религии, но не к науке.
Первый проект государственной организации
науки составил Ф, Бэкон в «Новой Атлантиде»
(1627 г.). Ставший впоследствии прообразом
научных обществ и академий «Дом Соломона»
был предложен Бэконом как центр ор-ганизации
и планирования научных исследований
и технических изобрете-ний, а также распоряжения
производством и техническими ресурсами.
Вме-сте с тем, Бэкон разграничивал области
научного знания и религиозной ве-ры, полагая,
что религия не должна вмешиваться в вопросы
науки. «Храм науки» — это, скорее, образное
понятие, выражающее трепетное отношение
к науке, нежели уподобление ее церковному
храму. В-четвертых, наука на определенном
этапе исторического развития становится
производительной силой, овеществленной
в орудиях и продук-тах труда. В этом качестве
наука выступает элементом знания, навыков
и организации человеческого труда и производственного
коллектива. Пони-маемая так наука аккумулирует
в себе рассмотренные выше ее определе-ния.
Наука пронизывает, таким образом, все
сферы человеческой деятель-ности, общественной
жизни на основе продуцирования достоверного
теоре-тического знания. Религия также
претендует на подчинение себе этих сфер,
но в более узком плане — идеологическом.
Поэтому постоянная конфронта-ция науки
и религии является следствием их намерений
на подчинение себе различных форм культуры,
в том числе и «жизненного мира» человека.
А. Мень, например, пишет, что так называемые
вечные вопросы, не под-дающиеся экспериментальной
проверке, с помощью методов науки, т. е.
вопросы, о смысле жизни, конечных причинах,
духовном бытии высшей Ре-альности, являются
прерогативой религиозной веры. Эти вопросы
«опира-ются на иной опыт, отличный от
научного. Здесь спорят не осязаемые фак-ты,
а различные убеждения и формы веры. Эволюция
культуры немыслима без этого диалога,
дискуссии мировоззрения» (Мень А Трудный
путь к диа-логу. М., 1992. С. 27). Религия претендует
на решение познавательных за-дач, тогда
как наука, опираясь на рационалистический
метод, претендует на «практически-духовное»
освоение природы и человеческого бытия,
что .изначально было подвластно искусству,
морали, религии. Таким образом, признавая
право на существование каждого из видов
ду-ховной культуры, необходимо учитывать
их познавательное и идеологиче-ское назначение,
сферы взаимодействия в современном мире.