Религия и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:20, реферат

Описание работы

Древние греки представляли богов, как созданий, у которых все черты характерные человеку, проявлялись в более великом и возвышенном виде. Бесспорно, греки через богов могли лучше осмыслить свой внутренний мир, собственные намеренья и поступки, достойным образом оценить свои силы. Так, герой «Одиссеи», преследуемый гневом могущественного бога морей Посейдона, из последних сил держиться за спасительные скалы, проявляя мужество и волю, противопоставляя их разбушевавшимся по воле богов стихиям, чтобы выйти победителем. Все герои сказаний проявляют непосредственность в разочарованиях и радостях, так как и сами древние греки непосредственно воспринимали все жизненные перипетии. Они простодушны, благородны и одновременно жестоки к врагам. В этом проявляются реальные черты человеческих характеров древних греков.

Содержание

Глава 1. Религия и культура. 3
1.1. Религия древних греков. 3
1.2. Влияние греческой религии на культуру. 4
Глава 2. Категория прекрасного. 8
2.1. Ранняя классика. 8
2.1.1. Архитектура. 8
2.1.2. Круглая скульптура и рельефы. 10
2.1.3. Живопись и вазопись. 12
2.2 Высокая классика. 14
2.3. Переход к поздней классике. 16
2.4. Поздняя классика. 19
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Реферат по культурологии без т_л.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

Глава 1. Религия и культура.

1.1. Религия древних греков.

Понимание культуры в  Античности было гуманистичным, т.е. базисом являлся идеал человека, гражданина подчиняющегося законам своего полиса и выполняющим все гражданские обязанности, способного испытывать наслаждение от прекрасного. Целью культуры и было достижение этого идеала. Само понятие «культура» не ограничивалось понятиями «идеального гражданина» и «чувством прекрасного», неотъемлемой частью было «благочестие» - необходимость участия в религиозном культе, в поклонении богам.

Пытаясь найти защиту от стихийных проявлений природы греки, как и все народы, прошли через веру в одухотворенность стихийных сил. Воплощая свои представления о жизни многочисленных богов в мифах. Однако, греки довольно рано перешли к очеловечиванию мифов, т.е. боги и герои греческого мифотворчества были живыми и полнокровными существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными, вступившими с ними, в любовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам.

«Генетическая связь  Аполлона с солнцем, или Нептуна  с водой, или превращения Зевса  в его любовных похождениях в быка, лебедя, золотой дождь, или образы кентавров, сирен, сатиров были пережитками далекого прошлого, воспринимавшимися уже как метафоры, а основное население Олимпа в том виде, в каком представляло его искусство скульптуры и вазописи, имело чисто человеческий облик»1

Древние греки представляли богов, как созданий, у которых все черты характерные человеку, проявлялись в более великом и возвышенном виде. Бесспорно, греки через богов могли лучше осмыслить свой внутренний мир, собственные намеренья и поступки, достойным образом оценить свои силы. Так, герой «Одиссеи», преследуемый гневом могущественного бога морей Посейдона, из последних сил держиться за спасительные скалы, проявляя мужество и волю, противопоставляя их разбушевавшимся по воле богов стихиям, чтобы выйти победителем. Все герои сказаний проявляют непосредственность в разочарованиях и радостях, так как и сами древние греки непосредственно воспринимали все жизненные перипетии. Они простодушны, благородны и одновременно жестоки к врагам. В этом проявляются реальные черты человеческих характеров древних греков. Жизнь персонажей мифов полна подвигов, побед и страданий. Скорбит Афродита, потерявшая горячо любимого Адониса; страдает Деметра, у которой Аид похитил любимую дочь Персефону. Безмерны и нестерпимы страдания Прометея, прикованного к вершине скалы и терзаемого орлом Зевса за то, что он похитил божественный огонь с Олимпа для людей. Окаменевает от горя Ниоба, у которой погибли все ее дети, сраженные стрелами Аполлона и Артемиды.

Поэтому мифы греческого народа, который пытался понять происходящее вокруг него, послужили основой общечеловеческой культуры. Они имеют столь притягательную силу и так глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека, что он, не отдавая себе в этом отчета, в самой обыденной речи говорит о сизифовом труде (имея ввиду бессмысленное, бесполезное времяпровождение), о титанических усилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты – порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги – обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером).

1.2. Влияние греческой религии на культуру.

Религия оказывала огромное влияние на греческую культуры. Так же как и у прочих народов древности, греческая религия определяла основы миропонимания, нравственности, формы и направление художественного творчества, его разных проявлений в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, даже философии и науке. Мифология, сложившаяся еще в архаический период, сказания о взаимоотношениях богов, героев между собой и людьми создали богатый арсенал образов, которые послужили основой для разработки художественных типов сильных людей, выступавших против слепых сил природы, против самих могущественных богов, послужили основанием для создания замечательной греческой литературы V—IV вв. до н. э.

Как говорилось ранее, греки представляли богов и героев в образах красивых людей с характерными для человека чертами, но в более великом и возвышенном виде, это и стало исходным рубежом для разработки скульптурного образа героизированного гражданина. Прекрасное божественное существо живет, по представлениям греков, в прекрасной обители, и греческие архитекторы приложили усилия на разработку храмового здания как наиболее совершенного архитектурного сооружения и сделали его одной из исходных основ для развития всей греческой архитектуры.

Первостепенным значением  для созданию системы духовных ценностей  древних греков послужило своеобразное понимание природы божества. Греки относились к своим богам, как к могучим, но не всемогущим, покоряющимся силе высшей необходимости, которая довлеет над богами так же, как и над людьми. По подобию людей появлялись боги рабочие такие, как Гефест «..был, после Прометея, богом огня, но не огня — молнии, а богом кухонного очага и кузницы, огня, прирученного на пользу человека.»2, и Афина «..была сама труженицей, и прекрасной труженицей, и являлась покровительницей всего трудящегося народа. Плотники и каменщики обязаны ей своим наугольником. Она покровительница металлургического литья, но еще более она покровительствует многочисленному сословию гончаров... Афина изобрела гончарный круг и изготовила первые кувшины из обожженной глины... Вся корпорация гончаров — хозяева, лепщики, фасонщики, разрисовщики, художники,... рабочие, следящие за обжигом, чернорабочие, которые месят глину, — все поклоняются Афине... Богиня рабочих покровительствует и женскому рукоделию».3

Также к рабочим богам можно отнести Гермеса, древнего бога куч камней, «…сделавшийся хитрым богом путешественников, торговцев, лавочников, купцов и коммерсантов… Он изобрел весы, гири и меры. Гермесу нравится сам процесс торговой сделки: он оттачивает язык продавца и покупателя, внушая каждому самое честное и выгодное предложение, пока между ними не установится согласие».4

Своеобразное посредничество и взаимоотношения богов с людьми в принципе возвышало человека, развивало его способности и открывало большие перспективы для создания художественных образов героизированных, сильных людей, и для философского размышления о сущности человека, могуществе его сил и разума.

Важной частью религиозного культа в V—IV вв. до н. э. стали почитания главного божества данного полиса. Выглядело это как торжественное шествие граждан со статуей божества и принесения жертвы в его честь перед главным храмом. После этого обязательными были праздничные мероприятия такие, как пиршество (в жертву обычно приносились лишь внутренности животных, большая часть туши шла на угощение), состязания молодых атлетов, разыгрывание сценок из жизни богов или горожан. Все это придавало празднеству всенародный характер, делало его важным общественным событием.

В V в. до н. э. во множестве греческих полисов (особенно ярко это проявилось в Афинах) праздничные мероприятия в честь главного божества, были демонстрацией силы и богатства полиса, показ его достижений и успехов. В итоге общественно-политические и идеологические стороны проявляются явственнее и полнее, чем религиозные начала таких празднеств. Все большую заинтересованность проявляют к гимнастическим состязаниям и театральным представлениям, подготовке к ним, которую ведет весь город, это становится сильным творческим импульсом. Такие празднества, как Панафинеи в Афинах в честь богини-покровительницы города Афины, Дионисии в честь бога растительности, виноградарства, вина и веселья Диониса, Олимпийские празднества в честь верховного бога неба, грома и молнии Зевса, Пифийские в Дельфах в честь бога Аполлона, Истмийские в честь бога морей и морской влаги Посейдона в Коринфе, превращаются в крупные общественные события не только местного, но и общегреческого значения.

Самыми известными из них стали Олимпийские игры, проводившиеся раз в четыре года. Олимпийские игры первоначально были традиционной частью культа в честь Зевса, в котором, состязания атлетов и театральные развлечения лишь дополняли культовые действия. Однако уже в VI в. до н. э. религиозные церемонии стали восприниматься как своего рода вступительная часть к спортивным состязаниям, приобрели характер общегреческих, и даже театральные действа были отодвинуты на второй план. В других празднествах, например на Пифийских играх, вышли на первое место не спортивные, а музыкальные состязания кифаредов и авлетов (т. е. исполнителей, играющих на кифарах и флейтах). В Афинах во время празднования Панафинеи и Дионисий в V в. до н. э. постепенно возрастает роль театральных представлений (ставили трагедии и комедии), из которых вырос замечательный греческий театр, сыгравший огромную роль в общественной жизни, воспитании и всей культуре древних греков.

В целом влияние греческой религии на культуру помогло человку в его совершенствовании. Подталкнуло к созданию нового, созиданию того, чего нет в природе, соревнованию с природой и к способности «создавать не менее прекрасные вещи, чем ее творения, — величественные здания, прекрасные корабли, изящные сосуды, мощное оружие, скульптурных «двойников» живых людей, более того — образы самих богов, ибо если изначально миф представлял человека как творение бога-первогончара или первокузнеца, а все формы деятельности людей как дары богов, то теперь сами боги представали как творения людей»5

 

Глава 2. Категория прекрасного.

2.1. Ранняя классика.

2.1.1. Архитектура.

В мировоззрении греков на рубеже VI-V веков до н. э. намечался перелом, ведущий художников к новым формам в искусстве и качественно новому периоду в осмыслении мира-классике. Мастеров привлекало типическое, а не индивидуальное, нарастало стремление к гармонической соразмерности частей художественного произведения, почитавшейся за основное достоинство. Искусство архаики при всей жизненности образов было условным в своих формах; классика наметила больше контактов с реальной действительностью.

Те качества, что отчетливо  проступали в строгих и четких пропорциях архитектурных сооружений начала V века до н. э. и которые принято  именовать классическими, проявили себя и в греческой скульптуре этого времени.

Фронтоны храма Афины  Афайи на Эгине возникли на рубеже архаики и классики. На них изображалась борьба греков и троянцев. Восточный  фронтон был посвящен первому  походу на Трою, западный - второму, в  котором участвовали жители Эгины. Греки, умея сохранять злободневность в искусстве, часто отвлекались от современных им событий и обращались к легендарным сказаниям, придавая особенную поэтичность произведениям.

Хотя от старых принципов  сохранилась симметрия композиции, но условность архаического искусства в эгинских фронтонах начинает преодолеваться: создаются круглые скульптуры, исчезает скованность в изображении человека, фигуры объединены одним действием, совершеннее показывается движение, более свободное и естественное.

Треугольное поле фронтона над шестиколонным западным портиком было заполнено двенадцатью сражающимися воинами с изваянием Афины в центре. Здесь нет разновеликости статуй, свойственной архаике, нет и плоскостности фигур. Воинов, расположенных ближе к краям, мастер показывает опустившимися на колени.

Скульптуры восточного фронтона менее архаичны, чем западного. Это объясняется тем, что, разбитые молнией или персами, первые статуи были заменены позднее новыми, но отличными  от прежних, также найденных археологами  вблизи храма. При сравнении изваяний первого и второго восточного фронтонов заметны изменения, происшедшие за эти годы в искусстве.

К произведениям раннего  восточного фронтона относится голова, возможно Афины, в шлеме. Припухлость  щек, условная улыбка, миндалевидные  глаза, орнаментальная трактовка волос над лбом, резкие переходы от скул к подбородку и от лба к впадинам глаз свидетельствуют о традициях архаического искусства. Иначе выглядит голова Афины позднего восточного фронтона. Наивный, удивленный взгляд сменяется спокойным, уверенным. Пропадает резкая улыбка, овал лица становится плавным, красиво сложенные губы - более сочными, глаза не такими узкими и изогнутыми, как ранее, но овальными. Отказывается мастер и от декоративизма архаики - орнаментальной трактовки волос.

Воины восточного фронтона показаны в сложных положениях. Сопротивляющиеся изображены в некоторых случаях почти опрокинутыми на спину или чудом держатся на ногах. После долгого периода, когда принято было показывать фигуры неподвижными, у мастера будто прорвалось желание представить воинов в быстрых движениях. Но на первых порах это получилось еще во многом наивно, слишком подчеркнуто, намеренно резко.

Возросшая реальность изображения  на втором восточном фронтоне вызвала  некоторые изменения и в его  композиции, где на таком же по размерам пространстве помещалось теперь на два воина меньше. Фигурам раннеклассическим нужно больше простора, чтобы свободнее двигаться. Скульптор освобождает здесь место для персонажей, подобно вазописцу Андокиду, создававшему краснофигурные росписи с меньшим числом действующих лиц, нежели в чернофигурной технике. Если мастер архаического западного фронтона стремился, чтобы композиция прежде всего воспринималась издали красивым декоративным узором, то для скульптора раннеклассического восточного важнее красота жизненности и естественность фигур и их движений. На смену условности пришла конкретность. В этом завоевание классики и смысл перехода к новым формам, выразившегося в эгинских скульптурах, оказавшихся на вершине водораздела, разделявшего архаическое и классическое восприятие мира.

Во второй четверти V века до н. э. в искусстве Греции происходят значительные изменения. О них свидетельствуют  мраморные статуи фронтонов храма  Зевса в Олимпии. В торжественной  и сдержанной восточной композиции изображен момент перед состязанием героя Пелопса и царя Эномая. В композиции выступает свойственный скульптуре ранней классики красноречивый язык жестов и поз.

Фронтоны и метопы храма Зевса не только вершина  раннеклассической скульптуры, но и  памятник, открывавший новые возможности, воплотившиеся в дальнейших работах греческих мастеров.

2.1.2. Круглая скульптура и рельефы.

Информация о работе Религия и культура