Религия и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 17:20, реферат

Описание работы

Проблема соотношения религии и искусства очень важна как для атеистической теории, так и для практики атеистического воспитания.

Содержание

1. Введение 2
2. Истоки религии и искусства 3
3. Художественная фантазия и фантазия религиозная 6
4. Эстетическое и духовное переживание 7
5. Определение религиозного искусства 9
6. Церковный канон и художественное творчество 10
7. Искусство прошлого в борьбе с религией 12
8. Философия, религия и искусство 14
9. Заключение 17
10. Перечень ссылок 18

Работа содержит 1 файл

Религия и искусство.docx

— 57.02 Кб (Скачать)

Квинтэссенцией  русской литературы стала русская  религиозная философия конца 19 начала 20 веков, и Владимир Соловьев был  переходной фигурой, поскольку он писал  и философские произведения и  художественные.

"Из него" появились Павел Флоренский и  Сергий Булгаков с одной стороны  и Александр Блок с другой.

Но одновременно с подъемом русской литературы в 19 веке, предпринималась попытка  возрождения Церкви, то есть, попытка  возвращения религии к своим  прежним позициям. Религия попыталась привлечь снова все лучшее, что  было наработано и нарабатывалось в  обществе в 19 веке. Светские писатели - Достоевский с его описанием  старца Зосимы - также формировали  те идеалы, которые пыталась выработать Церковь исходя из изучаемых заново писаний Отцов Церкви и духовных потребностей русского общества конца 19 века. Русское общество тогда сделало  попытку обернуться к своим духовным истокам - текстам Отцов и средневековому религиозному искусству. Движение это  было прервано. Почему? Ответ на этот вопрос нужно искать в сфере мистики…

Но потеряно было не все, традиция прервана не полностью, раз через три четверти столетия люди пытаются вернуться к исходным вопросам, сфера ответов на которые  лежат в области религии, философии  и искусства. 

  
 
 
 
 
 

                                      Заключение 

В процессе исторического  развития духовной культуры человечества существуют различные взаимоотношения  между такими формами общественного  сознания, как искусство и религия. В этом историческом процессе те или  иные религии «выбирают» ту или иную систему искусств, которая в наиболее оптимальном варианте способна воспроизводить духовную атмосферу и культовую  практику данной религии. Искусство, как  эмоционально-образное утверждение  религиозных идей, занимает определенное место в структуре тех или  иных религий. В ярком и четком виде этот процесс проявляется в  функционировании развитых мировых  религий, структура которых наиболее устойчива и определена, хотя исторически  и она, конечно, эволюционирует.

Этот исторический процесс взаимодействия искусства  и религии привел к тому, что  мировые религии включили в свою структуру почти все искусства, как традиционные, так и современные. Но этот процесс имел свои роковые  последствия: границы религиозного сознания в результате многостороннего  воздействия на него всех искусств стали размываться, религии стали терять свое иллюзорное специфическое содержание. Вместе с тем возникает новая эстетическая и художественная среда, которая слишком удалена от традиционного религиозного мышления.

Освобождение  эстетического сознания из-под религиозного влияния неизбежно, так как современный  мир с его динамически напряженным  процессом социальной жизни, научно-техническая  революция и мощные демографические  взрывы разрушают, последовательно  и неуклонно, структуру традиционных мировых религий. Это исторически  неизбежное разрушение структуры традиционных религий происходит и под воздействием созданной ими системы искусств.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников  

1. Тэнасе А. Культура и религия. М., 1977.

2. Угринович Д. Искусство и религия. М., 1982.

3. Яковлев Е. Эстетическое  чувство и религиозное переживание.  М., 1964.

4. Яковлев Е. Искусство  и мировые религии. М., 1977.

Информация о работе Религия и искусство