Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:37, контрольная работа
Цель настоящей контрольной работы состоит в изучении вопроса взаимовлияния культуры и религии. Руководствуясь точкой зрения, что культура - это определённый уровень развития общественных творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, их взаимодействии, а также в совокупности создаваемых ими материальных ценностей, мы должны определить: является ли религия элементом культуры.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие и происхождение религии…………………………………………...…4
2. Соотношение культуры и религии……………………………………………….9
3. Структура и функции религии……………………………………………….....10
4. Нравственное содержание религии………………………………………….....12
5. Культура в христианской религии……………………………………………...13
6. Культура в буддизме…………………………………………………………….14
7. Культура в исламской религии………………………………………………....15
Заключение………………………………………………………………………....16
Библиографический список………………………………………………………..17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и происхождение религии…………………………………………...…4
2. Соотношение культуры и религии……………………………………………….9
3. Структура
и функции религии……………………………………………….....
4. Нравственное содержание религии………………………………………….....12
5. Культура
в христианской религии……………………
6. Культура
в буддизме……………………………………………………
7. Культура
в исламской религии……………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………………..
Введение
Культура и религия связаны с самого начала истории человечества. На раннем этапе культуры формирующееся сознание человека было мифологическим по своему содержанию и форме. Историки культуры свидетельствуют, что у ее истоков для наших предков были почти неотличимы факт и вымысел, наблюдение и иллюзия, реалия и воображение, действительность и легенда, практическое действие и магический ритуал, очевидность и миф. Такова мифология - мироощущение детства человечества. Массу своих архетипов (не столько в знаниях, сколько в верованиях) культура вынесла именно из мифологии. Один из таких архетипов - вера в чудесное.
Культурологи всегда подчеркивали, что религии - это явление мировой культуры. Немецкий философ и культуролог Карл Ясперс, рассматривая осевое время, уделил немалое внимание феномену религии. Касаясь этого рубежа человеческой истории, Ясперс писал: «Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел конец. Греческие, индийские, китайские философы и Будда в своих основных идеях о Боге были далеки от мифа, Божество неизмеримо возвысилось посредством усиления этической стороны религии».
Религия глубоко связана с культурой. Культура родилась из культа. Она соприродна духовности, следовательно, религии. Именно в религии коренятся глубинные сокровенные основы культуры. Поэтому исследование религии как феномена культуры является всегда актуальным.
Цель настоящей контрольной
Религия - система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности, поэтому в данной работе она будет рассматриваться в виде неотъёмлемой части развития социума. Фактора, служившего на различных этапах формирования общества, то прародителем, то толчком к расцвету, то тормозом для культуры.
1. Понятие и происхождение религии
Религия (от лат. religio-совестливость, благочестие, набожность, предмет культа; religare - связывать, привязывать; relegere - возвращаться, обдумывать, бояться) - мировосприятие, воодушевленное верой в Бога, тип мировоззрения, важнейшая область духовной жизни людей и культуры.
Касаясь происхождения слова, назовем два предположения. В первом случае считается, что религия происходит от лат. relege (чтить, почитать) и означает богопочитание. Именно такое объяснение предложил римский поэт и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э). В трактате "О природе богов" он определил религию как преклонение и благоговение человека перед бесконечным Началом. Существует и другая версия, которую выдвинул христианский писатель IV в. до н.э. Лактанций. Он полагал, что "религия" происходит от слова religare - "связывать".
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе – духовной культуры. В обществе она выполняет ряд важных социокультурных функций, и одной из них является мировоззренческая, или смыслополагающая.
Религия - это и определенная связь между человеком (как конечным существом) и Богом (как и абсолютным началом мира) и вытекающие из нее (связи), благоговение перед бесконечным, т.е. богопочитание. Религия - это не только вера или совокупность взглядов. Религия есть чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы - Зороастр, Лао-цзи, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммад. Не расходятся с этим осмыслением религии и то, что современные мыслители.
Философ Карл Ясперс высоко оценивал рождение мировых религий. Их появление знаменовало собой перевороты в духовном развитии человечества. Они стали источником новых социокультурных ценностей, идеалов. мировых религий определяло развитие культуры огромных регионов. Историю человечества трудно представить себе без религии.
Лессинг Готгольд Эфраим (1729 - 1781) немецкий драматург, патриарх немецкой духовной свободы, утверждал, что нравственный прогресс человечества соотносится с чередованием религий.
Культурологи и философы с давних времен описывали рождение религии. Особое внимание они уделяли исторически ранним формам верований.
1) Шаманизм - это религиозные представления и культовые действия, в основе которых лежит вера в возможность шаманов быть посредниками между человеческим сообществом и духов. Истоки шаманизма прослеживаются в глубине веков. Судя по всему, ему по меньшей мере от тридцати до сорока тысяч лет. Своими корнями он уходит в эру палеолита. Стены знаменитых пещер в Южной Франции и Северной Испании, такие как Ляско, Фон де Гом, Ле-Труа-Фрер, Альтамира и других, расписаны красивыми изображениями животных. Большинство из них представляют собой виды, которые чески населяли ландшафты каменного века - бизоны, дикие лошади, каменные козлы, мамонты, волки, носороги и олени. Однако другие животные, такие как, например, "Чудесный зверь" в пещере Ляско, являются мифическими существами и определенно имеют магическое и ритуальное назначение. В нескольких из этих пещер находятся рисунки и рельефы странных фигур, сочетающих в себе черты человека и животного, которые вне всяких сомнений представляли древних шаманов.
Центральное верование шаманизма - существование двух миров, тесно прилегающих друг к другу, которые перекрещиваются, но сохраняют автономию. Это физический мир, в котором мы живем, и духовный мир, населенный силами, которые направляют и контролируют физический мир. Как обитатели "меньшего" мира мы существуем в нем в некотором смысле по милости мира духовного. Его вторжение в наш мир может принести исцеление или болезнь, удачу или невезение. Духовный мир параллелен всей нашей жизни на физическом уровне - так, каждое дерево, животное или обладает собственным духом. Причинить им вред или обидеть - значит накликать беду. Таким образом, наше взаимодействие с духовным миром приобретает огромное значение. Именно здесь решающую роль играет шаман. Он способен войти в духов и установить контакт с силами духовного мира. Это достигается через состояние транса или через роль медиума (посредника).
Антропологические, исторические и археологические исследования показали, что основные черты шаманизма и его технологий сакрального остались неизменными на протяжении десятков тысяч лет. Они пережили миграцию через половину земного шара, хотя многие аспекты культур претерпели драматические изменения. Этот факт позволяет предполагать, что шаманизм связан с теми уровнями человеческой психики, которые являются изначальными, временными и универсальными.
2) Магия. До сих пор исследователи обращали внимание либо на сакрально-культовый характер магии, останавливаясь лишь на субъективно-психологической стороне магических актов и недооценивая роль социокультурных факторов, либо на ее практический характер, видя в ней лишь средство для достижения, или напротив, недооценивая роль идеальных факторов. При анализе феномена магии важно учитывать не только ее социокультурные аспекты, но и соответствующий ей тип ментальности (образа мышления). Итак, магия является не только культовой практикой, но и эффективной преобразовательной силой общества, представляет собой не только религиозно-мистический, но и социокультурный феномен. Магия - разновидность мистики, ее оперативная форма, практический оккультизм (общее название учений, признающих существование в мире тайных сверхъестественных сил и разрабатывающих способы взаимодействия с этими силами). Магия сыграла существенную роль в становлении и развитии религии и оказывается неотъемлемой частью любой религии. С другой стороны, магическое сознание содержит в себе религиозные представления. Таким образом, нет оснований противопоставлять магию и религию. Это разные, но родственные явления.
3) Идея Бога. Бог («Бог» от слав. - наделяющий богатством; древнеиран. Бада - господин, участь; древнеинд. bhagа - удача, счастье, дарующий; греч. theos; лат. deus; инд. deva - светить, сиять) - основное религиозно-богословское понятие, которое означает некую сверхъестественную сущность, своеобразный объект поклонения. Бог - высшая ценность религиозной веры, всегда так или иначе рассматриваемая как личность. Признается в качестве сущности, наделенной необыкновенными, "сверхъестественными" свойствами и силами. В самом широком смысле Бог есть сущность совершенная. В понятие совершенства верят и преклоняются перед ним как сущим.
В религиях Древнего Китая, Кореи, Японии, Индии, Древнего Востока описывается сонм богов, один из которых всегда наиболее могущественный, например Зевс у древних греков. В индуизме такая иерархия отсутствует. Наряду с «великими богами» здесь нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотличимые от местных духов, гениев, демонов.
В представлениях о Боге с самого начала фигурировали такие могущественные природные силы и вещи, как ясное дневное небо, солнце, луна, гром, ветер, море и т.д. Перед ними преклонялись еще наивно, как перед явлением невидимых, непонятных сил, стоящих за явлениями или действующих в самых естественных феноменах и управляющих ими, как перед духовными сущностями. Они есть то, чем (и каким) человек не является, но хотел бы быть. Именно эти сущности вносят ясность и устойчивость в запутанное и неустойчивое человеческое существование. Кто повинуется им, кто следует их заповедям, ублажает их жертвоприношениями, к тому же они милостивы и одаряют сначала материальными, а затем и духовными благами, дают долю своей проницательности, своего могущества, наконец, своего бессмертия в "потустороннем" Они придают жизни высший смысл и являются представителями всеобщего принципа, позволяющего понять мир со всем его злом и страданиями, благодаря которым он находит объяснение и загадки собственной души.
Понятие Бога включает в себя три основных момента совершенства:
- Бог как абсолютное, всемогущее и совершенное начало, творец всего сущего;
- Бог абсолютное духовное начало, которому приписывается атрибут всеведения, всемудрости;
- Бог как совершенное всеблагое начало, абсолютный источник милости и справедливости.
Представление о Боге как о творце и властелине Вселенной, источнике нравственного закона наиболее определенно обнаруживается в Библии.
По вопросу происхождения религии одни культурологи считали, что религия сложилась как своеобразный ответ на страдания и лишения людей. Они искали утешения в этой многотрудной жизни и мечтали об иной жизни. Именно такие чувства и привели к рождению религии. О таком мирочувствии древнего грека писал, например, немецкий философ, мыслитель Фридрих Ницше (1844-1900). Он описывал, как глубоко и проникновенно ощущал древний грек трагизм жизни.
По мнению В.В. Вересаева, хотя греки ощущали трагизм жизни, вряд ли в этом следует искать корни религии. Мир для эллина был прекрасен и божествен, боги составляли неотрывную его часть. Столь же неотрывную часть этого мира составлял и человек.
Корни религии усматривали также в чувстве страха и бессилия, который был укоренен в сознании первобытного человека. Философ Д.Фейблман писал:
«На стадии первобытной культуры боги и люди взаимодействуют; человек беспомощен в руках капризных богов. Сами боги - воплощение мифов о природе». Такая версия происхождения религии была впервые определена Демокритом Абдеры (V н. э.). Эту концепцию греческого философа в виде афоризма выразил поэт Стаций: «Первых в мире богов создал страх». Человек - песчинка мироздания. Его окружают грозные природные стихии. Небо осыпает людей кометами. Недра Земли извергают огненные лавы. Человек постоянно на себе предательство земной тверди.
Культурологи часто утверждали, что истинный и высший источник религии - чувство зависимости в человеке. Религия, согласно немецкому романтику Фридриху Шлейермахеру (1768-1834), возникла из "чувства абсолютной зависимости от божества". Этот тезис принимает и английский этнограф, знаток религий Джеймс Фрэзер: «Поначалу религия лишь отчасти небезоговорочно признает наличие внешних по отношению к человеку сил, однако с ростом знания она становится глубинным исповеданием полной и абсолютной зависимости от божества; его прежнее свободное поведение сменилось установкой на скромную простертость перед таинственными силами незримого».
Однако, по справедливому комментарию философа Э. Кассирера, «пассивная установка никак не может передать продуктивную энергию».
Другие философы, скажем З.Фрейд и Э.Фромм, искали чисто психологическое объяснение происхождения религии. Они считали, что бессознательное восхищение отцом, поэтизация его облика служат ключом к объяснению тайны Бога. Бог для человечества - это кристаллизация психологических переживаний, связанных с отношением к отцу. Вот почему Бог в религиях милует и карает. Он добрый и суровый...
Многие мыслители, в том числе Б.Рассел, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Г.Юнг, выражали неудовлетворенность религиозной картиной мира, искали светские нравственные опоры в обосновании жизнеутверждающего мироощущения.
Однако некоторые
мыслители рассматривали