Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:15, реферат
Религия в России в последние годы усиленно и упорно выставляется властью и православной церковью чуть ли не как единственная всеспасительница духовной жизни народа, российской культуры и самого общества. Пропаганда религии и религиозных воззрений стала фактически главной идеологией российской власти.
Религия
в России в последние годы усиленно
и упорно выставляется властью и
православной церковью чуть ли не как
единственная всеспасительница духовной
жизни народа, российской культуры и самого
общества. Пропаганда религии и религиозных
воззрений стала фактически главной идеологией
российской власти. И это в двадцатый и
двадцать первый века, характеризующиеся
развертыванием научно-технических и
научно-технологических революций, реальным
взлетом и возвышением в глобальном масштабе
роли науки, рационализма и разума! Что
же представляет собой религия и каково
ее реальное место и роль в культуре, обществе,
цивилизации, в многообразной деятельностной
и творческой жизни людей?
РЕЛИГИЯ КАК ОСНОВАНИЕ
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе – духовной культуры. В обществе она выполняет ряд важных социокультурных функций, и одной из них является мировоззренческая, или смыслополагающая. Ведь в религии, как форме духовного освоения мира, осуществляется его мысленное преобразование и организация для сознания, в ходе которой вырабатывается его целостная картина, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве культурологических ориентиров и регуляторов поведения. В то же время над этими повседневными тяготами и заботами возвысилась эмоциональная, иррациональная вера в стоящий над бренным и скоротечным земным миром сверхъестественный, прекрасный божественный мир, не объяснимый, а принимаемый на веру как духовная благодать и духовное спасение.
Вместе
с тем религия представляет особый
тип мировоззрения и
Согласно определению А. Ф. Лосева, «...религия есть вера в сверхчувственный мир и жизнь согласно этой вере, включая определенного рода мораль, быт, магию, обряды и таинства, и вообще культ»
Корни религии уходят в мифологию. Л. Н. Митрохин подчеркивал, что «мифология составила некоторое материнское лоно, отправную точку для формирования ранних форм религии...». Без мифологии религия «...обойтись не может. Каждая историческая религия в качестве объяснения своего возникновения предлагает определенный миф о некоем чудесном событии»
Давая
определение религии, которое мы
считаем наиболее разносторонним и
полным, Л. Н. Митрохин писал: «Религия
– феномен многослойный, многогранный,
в ней каким-то колдовским образом житейские,
обыденные переживания смыкаются с высокими
метафизическими спекуляциями». «Религия
– не просто совокупность умозрительных
догм и моральных предписаний. Это универсальная
“наука жизни”, обосновывающая особый
тип социальной деятельности, образ жизни,
обряды и праздники, традиции и отношения
между людьми. Религия – иной пласт культуры,
непосредственно связанный с опытом массового
сознания, с многовековым нравственно-психологическим
наследием. Это не абстрактное миросозерцание,
а мироощущение, тип каждодневного поведения,
в котором решающую роль играют не доводы
разума, логики, а бытийствующее сознание,
мирочувствование, или, по Марксу, не теоретическое,
а практически-духовное освоение мира.
Без выявления “вертикального” измерения
религии что-то понять в ней невозможно.
Иными словами, существование Бога нельзя
рационально (“научно”) ни доказать, ни
“опровергнуть” (“критиковать”), его
можно лишь объяснить, исходя из свидетельств
массового сознания»
Религия в нескольких проявлениях
• Как мировоззрение, как религиозная система взглядов на мир в целом и на место в нем человека, как определенная совокупность идеалов и убеждений, обусловливающих поведение и образ жизни людей.
• Как
определенное мироощущение, то есть как
восприятие мира преимущественно в
чувственно-эмоциональной и
• Как идеология, где наряду с определенными взглядами проповедуется вполне определенная совокупность идей и концептуальных представлений о мире и о всех духовных процессах в общественной жизни. Идеологический подход предусматривает оценку с определенных позиций разделяемых взглядов и постановку определенных целей перед носителями этих взглядов, перед субъектами религиозных воззрений.
• Как
вера, то есть как принятие человеком,
людьми религиозных утверждений и учений
без необходимости их доказательств и
рациональных обоснований, принятие их
как аксиом, просто «на веру». Как подчеркивал
Л. Н. Митрохин, «...фундаментальные положения
христианского вероучения, которые ставили
в тупик самые проницательные умы, рядовые
верующие воспринимали как нечто бесспорное,
само собой разумеющееся»
. Место религии
в истории, в сознании
Исторически сложилось так, что до возникновения и широкого развития, распространения и утверждения науки в бытии и повседневной жизни людей в обществе преобладающей формой мировоззренческо-ценностных взглядов людей и народов, как носителей и субъектов цивилизации, была религия в том или ином виде и выражении. Как отмечал Л. Н. Митрохин, «...безрелигиозных народов история не знает...». Религия «...исторически возникла как элемент практического сознания масс. Ее основа – вера в сверхъестественное, в Бога или богов, – в конечном счете формируется в недрах личностного сознания... как мироощущение, подсказанное собственным житейским опытом»
По
словам А. Я. Гуревича, в эпоху средневековья
с IV по
XV в. центральным познавательным постулатом
было понятие Бога, с которым соотносились
все культурные и общественные ценности,
а теология давала «общезначимую знаковую
систему, в терминах которой члены федерального
общества осознавали себя и свой мир и
находили его обоснование и объяснение»
Л. Н.
Митрохин делает следующее заключение:
«Иными словами, образование и возрастающее
влияние христианства, представляющего
(наряду с иудаизмом и исламом)
теизм с его концепцией трансцендентного
Бога, равно как и появление различных
диссидентских образований (“ересей”,
сектантства и т. п.), было обусловлено
специфическими особенностями европейской
(техногенной, “фаустовой”) цивилизации.
Этим же самым объясняется и доминирующая
роль христианского мироощущения в “практическом”
массовом сознании, начиная со средних
веков, что в конечном счете и объясняет
реальное земное могущество церковных
социальных институтов и роль теологии
как “науки наук”»
Информация о работе Религия, ее философские основания и место в культуре