Религиозные и философские истоки Восточного танца

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:57, доклад

Описание работы

Помимо вышеперечисленных, существуют еще множество географических фольклорных стилей. Все они, несмотря на общие корни, отличаются друг от друга, обладают своей уникальностью и индивидуальностью. Манера исполнения восточного танца зависит от места его происхождения, поэтому, знающий человек всегда сможет отличить заливский танец от танцев бедуинов или свадебный шамадан от исцеляющего зара. Разница очевидна потому, что каждый танец отражает культуру, жизненный уклад, взгляды на отношения и философию определенной народности или этнической группы.

Работа содержит 1 файл

доклад 2.docx

— 17.70 Кб (Скачать)

Религиозные и  философские истоки Восточного танца.

История восточного танца уходит корнями в древность. В прошлом великих цивилизаций, в древних культах плодородия и изобилия есть элементы этих, ныне популярных, танцев. На сегодняшний день нельзя достоверно утверждать, как выглядели эти танцы изначально. В современном обществе царит стереотип о том, что танец живота, например, создан исключительно как средство соблазна и привлечения. Но это слишком простая трактовка танца, ведь никакое искусство не создается для столь примитивных целей. Долгое время это искусство считалось священным и не предназначалось для посторонних глаз. Есть свидетельство персидской танцовщицы XIX века Армен Оганян: «В истинном востоке наиболее развращенный человек инстинктивно уважает в каждой женщине изображение богини, той, которая его родила». Возникнув, первоначально этот танец олицетворял материнство, таинственную концепцию жизни, страдания и радости, с которой душа принесена в мир. Что касается обычая танцевать босиком, то он вырос из древних культов – танцовщица подключается к Родительской земле.

Сильнее всего на танец  Востока повлияли два стиля –  Gawazee и Baladi. Гавази был профессиональным женским танцем верхнего Египта и, скорее всего происходил из Индии. Хотя Египтяне уверены, что танец живота происходит от эпохи фараонов, на самом деле он был привнесен из Индии цыганами. Датируют этот факт по-разному – приблизительно X век. В то время, когда цыгане Гавази появились в Египте, их танец уже имел влияние Северной Африки, Турции, Персии и других стран Среднего востока.

Baladi – означает в переводе «Родина», «Родной город».  Raks Baladi танцевали во многих деревнях по всему Египту. Танцевали его женщины для женщин, находясь в доме. Фигуры танца были основаны на движениях бедер, движения рук были довольно просты, танцевали босиком и, в целом, танец производил тяжеловатое впечатление.

Классические фольклорные  стили не ограничиваются лишь Гавази и Балади, существует множество интересных фолк-направлений, не менее важных в истории развития восточных танцев: Халиджи, Тахтиб, Саиди, Дабка, Фалляхи, Хагалла , более новое направление – Александрийский (Македонский, портовый) танец. Каждый из этих танцев зарождался на определенном географическом пространстве. География восточного танца, как уже отмечалось, обширна – это Египет, Турция, Марокко, Алжир, Сирия, Тунис, Судан, Ливан, Иордания, Йемен, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, ОАЭ.

Помимо вышеперечисленных, существуют еще множество географических фольклорных  стилей. Все они, несмотря на общие корни, отличаются друг от друга, обладают своей уникальностью  и индивидуальностью. Манера исполнения восточного танца зависит от места  его происхождения, поэтому, знающий  человек всегда сможет отличить заливский  танец от танцев бедуинов или свадебный шамадан от исцеляющего зара. Разница очевидна потому, что каждый танец отражает культуру, жизненный уклад, взгляды на отношения и философию определенной народности или этнической группы. 

На каждом витке истории  культурный фон меняется, приспосабливаясь к новым условиям жизни. Это касается и искусства – оно модернизируется  в соответствии с новыми потребительскими запросами. Не обошло это и восточный  танец. На фоне того, что с начала XIX индустрия развлечений начала активно процветать и развиваться, а почти все народные стили были созданы не для сцены, появилась потребность в модернизации и популяризации этих танцев.

Начиная с середины XIX века стали популярны всяческие шоу. Первое шоу с восточными танцовщицами было показано в Париже в 1889 году. В 1893 году они выступили в Чикаго, и рекламой для них стала французская фраза «Dance du ventre» (дословно с французского «танец желудка» или «танец живота»). В начале XX века Каир стал крупным городом с населением в треть миллиона человек, из которых двадцать процентов были не египтянами. Большинство иностранцев в Каире были торговцами. Стиль Baladi эволюционировал вместе с урбанизацией населения. Под влиянием Запада, Греции, Турции, Северной Африки, Персии, Индии и других стран Среднего востока, он превратился в новый танец, известный как Raks Sharky (танец Востока). Новый танец стал смешением стилей, появились новые детали костюма, приспособленные для индивидуального женского исполнения. На этом этапе родился женский сольный танец, как сценическое искусство. На Западе Raks Sharky становится известным как Belly Dance,- это неправильное название произошло от неверного толкования термина Baladi или от французской фразы «Dance du ventre». В современной форме Belly Dance иногда называют «Cabaret». Именно стиль кабаре определяет наше представление о восточном танце. Костюм для выступления в стиле кабаре по арабски называется «Bedleh», - это столь привычные нам лиф, пояс и юбка, украшенные бисером, пайетками и т.п. Этот стиль танца и костюм появились после того, как в Голливуде использовали восточный танец в таком виде, как Восток представлялся в западных фантазиях.

Голливуд способствовал  популярности средневосточного танца  на Западе в течение 40-х и 50-х годов. Голливудский образ был адаптирован  профессиональными танцовщицами Среднего Востока и потом снова, уже  в таком виде, разошелся по миру.

В XIX веке танец стал ассимилировать с несовместимыми на первый взгляд ему жанрами, популярными в то время, такими как бурлеск и водевиль. Фактическое определение слова бурлеск – «высмеивать», «пародировать», «передразнивать». По жанру этот стиль близок к «травести» (литературному пародийному приему, когда о низком предмете повествуется высоким стилем) и основам на каламбуре, сложной карикатуре и лирическом мастерстве с традиционным историческим или социальным подтекстом. Бурлеск возник еще в античной литературе, как пародия на знаменитые произведения, например «Илиаду» Гомера. В XVI веке поэтический бурлеск можно найти в произведении «Кентерберийские истории» Джефри Чосера.

К 60-м годам XX века, вследствие эмансипации и свершившейся сексуальной революции на Западе, восточные танцы стали более жесткими по стилю исполнения, - танцовщица больше не являлась послушной и покорной «женой», теперь женщина стала независима, своенравна и сильна, в том числе и физически. К тому же исполнение танца в классической манере не было уже экзотикой, что стало причиной необходимой модернизации танца. И в это время появляется новая манера исполнения танца; меняется и суть передаваемой информации, эмоций – это Trible. Танцуя в этом стиле, танцовщица показывает свою самостоятельность и силу, блестящая красота и пышность сменяются мрачным спокойствием и холодной уверенностью исполнительницы, теперь она не улыбается зрителям, части тела медленно, завораживающе двигаются отдельно друг от друга, вызывая эффект нереальности происходящего. В костюмах не используется золото и блестки, ничего блестящего, а лишь серебро и племенные атрибуты и символика. Трайбл (в пер.- племя) является современным феноменом, который отражает культуру и вкусы современного общества, в то же время отдавая дань своим историческим корням.

Стиль прижился и стал востребованным, но к 90-м годам XX века на интуитивном уровне, шагая вместе с изменениями в области культуры и искусства, обращаясь к возрастающей тенденции к женственности, в трайбл начинает возвращаться восточная мягкость, игривость и кокетливость бурлеска и водевиля, разнообразие и яркость других танцевальных направлений. Появляются новые направления: трайбарет, трайблеск и трайбл-фьюжн соответственно.

Пережив множество трансформаций  и модернизаций, восточный танец  даже на сегодняшний день является наиболее яркой характеристикой  и ассоциацией, возникающей в  нашем сознании при упоминании о  Востоке. Этот вид танца популярен  и любим не только потому, что  красив, но и потому, что во многом именно он помог увидеть и понять культуру, обычаи, менталитет и взгляды  народностей, проживающих на территории где был создан тот или иной стиль танца. Проследив эволюцию восточного танца, мы можем увидеть изменения, произошедшие в обществе.


Информация о работе Религиозные и философские истоки Восточного танца