Преподаватель: Халтурина
Татьяна Анатольевна
Студент:: Юдин Кирилл Юрьевич
11ГУ 31
Петровские реформы положили
начало переходу от древнерусской
культуры к культуре нового времени.
- Главное содержание петровских реформ составили секуляризация и европеизация русской культуры, что разрушило ее целостность и породило в ней сложные неоднозначные процессы.
- Петровские реформы расчленили некогда единую синкретичную «культуру – веру» на культуру и на веру, то есть на две культуры: культуру светскую и религиозную (духовную). При этом религиозная часть культуры уходила на периферию, а новообразовавшаяся светская культура укоренилась в центре. Реформы изменили основные установки в концепции мира русского человека. На место красоты была поставлена польза, приоритета слова – приоритет вещи, церковной книжности – светская книжность, плетению словес (литературный стиль) – деловое письмо.
-
- Петровские реформы принесли немыслимые для традиционной русской культуры явления: библиотеки, общедоступный театр, кунсткамеру, академии наук, парки, парковую скульптуру, дворцовую архитектуру. Преодолевая статичность русская культура начала проникаться принципом историзма: история отныне не стала восприниматься как застывшая вечность, как предопределение, а стала рассматриваться как результат деятельности людей, итог их сознательных поступков, как поступательное движение мира от прошлого к будущему.
- Петровские реформы носили противоречивый характер, это было обусловлено тем, что одна часть страны еще находилась в средневековье, а другая шагнула в новое время. Посланные на обучение за границу молодые дворяне (прообраз будущей интеллигенции) составляли очень тонкий слой европейско-образованных реформаторов во многом оторванных не только от большинства населения, но и от жизни своего класса.
- Помимо социо-культурного раскола, порожденного секуляризацией, петровские реформы заложили еще две конфронтации в русском обществе:
- - между просвещенным меньшинством и непросвещенным большинством;
- - между прозападнически настроенными реформаторами и их противниками.
- Реформы и нововведения в:
- 1. Образовании и науке:
- Петр создал Российскую академию наук. В 1724 г. он подписал указ о ее основании:
- Петр I стал создателем современной светской школы,
В Москве одна за другой открывались школы – навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. В 1703 г. открылась Немецкая школа, которую можно считать первой российской гимназией
- В 1714 г. Петр 1 подписал указы об обязательном обучении дворянских детей цифири и геометрии
- В конце 1702 г. произошло событие , значение которого трудно переоценить: вышел первый номер первой русской печатной газеты “Ведомости”
- В 1700 г. была выдвинута целая программа издания книг
- В 1708-1710 гг. в России перешли на новый шрифт, который с некоторыми изменениями по сей день используется. Петр 1 лично отобрал окончательный вариант нового шрифта
- В 1700 г. была выдвинута целая программа издания книг.
- 2. Перемены в обычаях тоже не сводились лишь к острижению боярских бород и налогам на бороды тех купцов, которые любой ценой желали их сохранить. Жизнь менялась тогда очень быстро, прежде всего при дворе, в дворянских кругах, а затем и среди зажиточного купечества. Появились новые одежды, при дворе все обязаны были носить парики; появилась мода на балы и банкеты - царь лично её поощрял. Участие в балах и банкетах, вместе с женами и взрослыми дочками тоже стало обязанностью всякого придворного.
- 3. В государственной службе:
- В 1722 г. была введена “Табель о рангах”, в соответствии с которой различались три вида службы : военная, штатская и придворная.
первый номер первой русской
печатной газеты “Ведомости”
- 4. Архитектура:
- Заложение Петербурга. 16 мая 1703
Петербург закладывался
как крепость, первый кирпич в
основание будущей каменной цитадели
заложил сам царь Петр.
- В мировой истории градостроительства найдется очень мало примеров создания крупных городов всего за два-три десятилетия. Петербург занимает особое место в этом ряду. Масштабное строительство новой русской столицы, а так и задумал царь Петр Алексеевич, невозможно было без четкой организации и команды лучших зодчих, знакомых с мировыми достижениями архитектуры. Строительство приобрело большой размах и велось планомерно под руководством архитекторов, приглашенных Петром I из Италии (Д. Трезини, Дж. М. Фонтана, Н. Миккети), Франции (Ж. Б. Леблон), Германии (Г. Шедель, А. Шлютер, И. Ф. Браунштейн, Г. И. Маттарнови, Т. Швертфегер), и русских мастеров, обучавшихся в Москве или вернувшихся из Голландии (М. Г. Земцов, Г. Н. Усов, И. К. Коробов). В 1706 году для руководства строительством была учреждена "Канцелярия городовых дел". В 1714 году для концентрации строительных усилий был принят указ, воспрещающий возводить каменные дома где-либо в государстве, кроме Петербурга.
- Петропавловская крепость.
Первоначально крепость
называлась Санкт-Петербургской, а
позже получила название Петропавловской,
произошедшее от находящегося
в ней собора Петра и Павла.
Поначалу храм был деревянным,
позже Трезини перестроил его,
сделав каменным. В Петровское
время собор был нетипичен
для русского зодчества, т.к. он
имеет форму базилики – здания,
сильно вытянутого с запада
на восток, характерного для архитектуры
Западной Европы.
- При Петре 1 появился и первый российский музей – Кунсткамера. Ее экспонатами поначалу служили различные древние предметы и редкости,
- были возведены два дворца – Зимний и Летний с огромным парком.
- В окрестностях Петербурга на самом берегу моря Петр заложил в 1714 году дворец Монплезир.
- Четыре начала составляют чудо Петергофа – архитектура и скульптура, зелень и вода. Петр хотел, чтобы Петергоф был подобием Версаля.
- В начале 18 в. В России сформировались основные принципы зодчества нового времени ордерность, “регулярность”. Русская архитектура стала развиваться в рамках общеевропейских художественных стилей.
Петро Павловская крепость.
Кунсткамера
Зимний дворец
Летний дворец Петра
Дворец Монплезир
Парк и дворец Монплезир в
Петергофе
- 5. Скульптура:
- при Петре 1 статуи стали появляться во дворцах, парках, храмах, на триумфальных арках. Одним из наиболее интересных примеров является Петропавловский собор. Важное отличие в убранстве данного храма являет собой скульптура, которую Древняя Русь почти не знала. Лепные фигуры ангелов смотрят из-под сводов. Главная же достопримечательность - иконостас, подаренный Петром 1.
- В начале 18 в. В России сформировались основные принципы зодчества нового времени – ордерность, “регулярность”. Русская архитектура стала развиваться в рамках общеевропейских художественных стилей.
Медный всадник Арх.:Фольконе
- Не имея за своими плечами многовековой традиции скульптуры, Россия не сразу освоила этот вид искусства. Поначалу пробел восполняли иностранные мастера. Одним из самых ярких представителей был итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли.
Памятник Петру. Арх.:Растрелли
- Скульптура при Петре 1 заняла важное место при оформлении дворцов парков, фонтанов, храмов, и навсегда вошла в нашу жизнь. Благодаря Петру 1 в конце 18 века в русских городах получили распространение скульптурные монументы, без которых сегодня мы не мыслим архитектуры наших городов.
- 6. Живопись:
- Основным художественным методом становится реализм. Кардинально изменяются способы изображения.
- Русские художники начинают постепенно отходить от традиционной, иконописной манеры письма. Они приобщаются к новой живописи, известной в Западной Европе еще с эпохи Возрождения, где проблемы формы и пространства решались иначе. Древнерусские художники не стремились передать объем предметов и глубину окружающего пространства. Живописцы нового времени, наоборот, осваивают искусство светотени, а для создания трехмерного пространства обращаются к линейной перспективе – одному из величайших достижений изобразительного искусства эпохи Возрождения.
- Реформы в живописи в петровскую эпоху позволили перейти от иконописи к реальному изображению, живопись стала светской , жанровой, реальной, и сегодня мы имеем возможность увидеть портреты не только самого царя Петра Алексеевича, но и многих его современников.
- В петровское время начали формироваться жанры живописи, такие как батальный, портретный, пейзажный, бытовой, натюрморт.
- 7. Отношение к церкви:
- Петр, «сверг» патриаршество и навсегда более ограничил власть православной церкви.
Ангел Петропавловского собора.
Из скульптур иконостаса Петропавловского
собора
крепость Петропавловский собор ангел
фрагмент...
Портрет Петра I, Поль Деларош, 1838
Алексей Антропов - Портрет Петра I (1770