Речевой этикет

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 23:54, реферат

Описание работы

Специальный "Словарь по этике" так определяет, что такое этикет: "ЭТИКЕТ" (фр. Etiqette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. Сравните вежливое обращение лицом к говорящему и совершенно невежливое - спиной к нему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3

Культура речи…………………………………………………………... 3

Речевой этикет…………………………………………………………… 5

Заключение ……………………………………………………………… 12

Список литературы……………………………………………………... 13

Работа содержит 1 файл

реферат речевой этикет.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

     Больше  всего ее напугало то, что к ней  обращаются на «вы», по имени-отчеству. Это делало все происходящее крайне двусмысленным, потому что, если опаздывала Любочка – это было одно, а если инженер по рационализации Любовь Григорьевна Сухоручко – уже совсем другое. (В.О.Пелевин, «Вести из Непала».)

     Таким образом, речевой этикет не является жесткой системой правил; он в достаточной  мере пластичен, и эта пластичность создает довольно обширное «пространство  для маневра».

     Речевой этикет и проблемы стилистики. Стилистические различия в употреблении единиц речевого этикета в значительной степени определяются принадлежностью речи к различным функциональным стилям. Фактически каждый функциональный стиль имеет свои этикетные правила. Например, деловая речь отличается высокой степенью формальности: участники коммуникации, лица и предметы, о которых идет речь, называются их полными официальными наименованиями. В научной речи принята довольно сложная система этикетных требований, определяющих порядок изложения, ссылок на предшественников и возражений оппонентам (к несколько архаичным проявлениям научного речевого этикета, несомненно, относятся Мы-формы: Выше мы уже показали… – в том числе от имени одного автора). Кроме того, различным функциональным стилям могут соответствовать особые формы обращения (например, обращение Коллеги в научной речи).

     Существенно также противопоставление письменной и устной речи. Письменная речь, как  правило, принадлежит к тому или  иному функциональному стилю; напротив, устная речь тяготеет к размыванию стилистических границ. В качестве примера можно сравнить письменные документы судопроизводства и устные выступления в суде тяжущихся сторон и их представителей: в последнем случае налицо постоянные выходы за пределы функционального стиля, менее формализованный язык и т.д.

     Единицы речевого этикета благодаря своей  социальной и стилистической маркированности и широкому использованию в речевой практике существенно расширяют экспрессивно-стилистические ресурсы языка. Это может использоваться как в повседневной речи, так и в художественной литературе. Употребляя те или иные единицы речевого этикета, можно достигать различных целей, можно выражать свои эмоции и провоцировать эмоциональную реакцию у партнера по коммуникации.

 

Заключение

     Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Первое представление о человеке и его первоначальная характеристика, как правило, формируются на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника.

     Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее. Причем, если при контактном общении слушающий в какой-то степени может регулировать темп новой информации, переспрашивая собеседника, прося его говорить медленнее, прокомментировать какое-либо не очень понятное высказывание, то при дистанционном восприятии речи (радио, телевидение) такой возможности нет. Слушающий вынужден воспринимать речь в том темпе, языковом оформлении и объеме, которые не учитывают его индивидуальных возможностей.

     Каждый  должен постоянно совершенствовать свою речь: читать классическую художественную литературу, содержащую лучшие образцы речевой культуры; внимательно вслушиваться и перенимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов радио и телевидения, артистов, лекторов; расширять свой словарный запас, совершенствовать свою дикцию, образность, четкость, яркость и выразительность своей речи. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи - одним из важнейших профессиональных качеств.  
 

     Список  литературы

    1. Архангельская М.Д. «Бизнес-этикет или игра по правилам», М. 2001
    2. Введенская Л.А. «Русский язык и культура речи»., М. 2002
    3. Гайхмана О. Я. «Русский язык и культура речи» Учебное пособие, М., 2001 г.
    4. Федосюк Н. Ю. «Русский язык для студентов - нефилологов» Учебное пособие – М.2004
    5. Формановская Н.И. «Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты». М., 1987

Информация о работе Речевой этикет