Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:35, контрольная работа
Культурно - исторический процесс этого периода характеризуется начавшимся разрушением средневекового религиозного мировоззрения. Падает духовный авторитет церкви, что приводит к росту демократических традиций. Происходит так называемое «обмирщение» культуры , то есть отход от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секуляризация- процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви).
Ведение
Образование и книгопечатание. Литература.
Развитие храмового и светского зодчества.
Новое направление в живописи. С. Ушаков.
Появление театра на Руси.
Задание.
Список использованной литературы.
Содержание:
Ведение
Введение
В XVII
в. В истории России завершается период
Средневековья. Передовые страны Европы
вступили уже на путь буржуазного развития,
а Россия продолжала оставаться феодальной
страной, хотя уже появились зачатки промышленности
– первые мануфактуры. Утвердилась новая
церковная династия Романовых. В России
сложилась сословно - представительская
монархия.
Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. В XVII в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но и намечаются новые элементы. Это была культура переходного времени, новые тенденции четко обозначились лишь к концу века.
Культурно - исторический процесс этого периода характеризуется начавшимся разрушением средневекового религиозного мировоззрения. Падает духовный авторитет церкви, что приводит к росту демократических традиций. Происходит так называемое «обмирщение» культуры , то есть отход от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секуляризация- процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви).
Обмирщению
русской культуры противилась церковь,
видевшая в нем западное, «латинское»
влияние. Московские правители XVII в.,
стремясь ограничить влияние Запада в
лице прибывавших в Москву иностранцев,
заставляли их селиться подальше от москвичей
— в специально отведенной для них Немецкой
слободе (ныне район ул. Баумана). Однако
новые идеи и обычаи проникали в установившийся
быт Московской Руси. Стране нужны были
знающие, образованные люди, способные
заниматься дипломатией, разбираться
в новшествах военного дела, техники, мануфактурном
производстве и т. д. Расширению политических
и культурных связей со странами Западной
Европы способствовало воссоединение
Украины с Россией.
1. Образование и книгопечатание. Литература.
Процесс «обмирщения» культуры сказался на развитии образования и книгопечатания. Росту грамотности способствовало появление учебных пособий – рукописных и печатных. В 1634 г. Был издан первый «Букварь» Василия Бурцева, в 1648 г. Вышла «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, а в 1687 г. – «Считание удобное» - таблица умножения. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря», изданного тиражом 2400 экземпляров.
Во второй половине XVII в. стали устраиваться школы, в основном при монастырях. В 1680 г. В Москве при Печатном дворе на Никольской улице было открыто училище с двумя классами: в одном изучали славянские языки, в другом – греческий. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.
В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.
В литературе XVII в. также происходило обмирщение, появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачиваются церковные элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события, например, исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.
Многие произведения повествовали о «смутном времени»: «Сказание» Авраама Палицина, «Новая повесть о преславном Российском государстве» и др. В них рассуждалось о причинах «великой разрухи» и в то же время показывались величие русского народа, его патриотизм.
В произведениях литературы второй половины XVII в. проявляется новое отношение к человеческой личности — интерес к внутреннему миру человека, признание его ценности независимо от положения в обществе.
Жанр жития приобретает характер автобиографии. Наиболее талантливое из них «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», которое можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением. Протопоп Аввакум (1620—1682), один из крупнейших деятелей раскола русской церкви, был и выдающимся писателем написал более 80 произведений. Язык его сочинений сочетание церковнославянского и живого разговорного языка. Большинство произведений написано им в последние 15 лет жизни, когда он сидел в остроге в ожидании смерти (сожжен в 1682 г.).
Появляются и новые литературные жанры, особенно во второй половине XVII в. сатирические произведения, стихотворный и драматический жанры. Принципиально новой по языку, сюжету и герою стала бытовая стихотворная Повесть о Горе-Злосчастии, которая отражает взаимоотношения отцов и детей. Сюжет повести трагическая судьба молодого человека (безымянного героя), купеческого сына. Он захотел порвать со старыми домостроевскими порядками и жить по своей воле, но это ему не удалось: Горе едва не довело его до погибели. В результате своих злоключений герой уходит в монастырь, спасаясь от Горя. Сюжет этой повести переплетается с библейским сюжетом о блудном сыне.
Новым в русской литературе стал жанр демократической сатиры. В сатирических произведениях обличаются порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажностью судей. Этой теме посвящены сатирические повести «О Шемякином суде» и «О Ерше Ершовиче — сыне Щетинникове», написанные простым народным языком. Последняя из них была широко распространена и переходила из столетия в столетие или в прозаической, или в стихотворной форме.
Попадали
в Россию и рыцарские романы, героями
которых были короли, графы. Переводилась
также бытовая и плутовская новелла,
авантюрно-приключенческая повесть, юмористические
рассказы и анекдоты. Зачастую под влиянием
русского фольклора они претерпевали
изменения, и сами становились достоянием
устного народного творчества. Примером
может служить «Повесть о Бове королевиче»,
в основе которой лежал французский рыцарский
роман.
2. Развитие храмового и светского зодчества.
В зодчестве XVII в., особенно во второй половине века, отражается также переходный характер эпохи. Происходит обмирщение зодчества — отказ от строгих церковных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нарядности, декоративности. Сущность новых исканий — «дивное узорочье», как определили этот стиль сами современники. Этот термин отражает пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, а позднее — и западных форм.
Выдающийся памятник зодчества этого времени — московская церковь Рождества в Путинках (окончание строительства в 1652 г.). Сооружение церкви обошлось в 500 руб., по тем временам — огромная сумма. Сначала деньги дали прихожане, но не рассчитали своих возможностей, и им дважды пришлось обращаться за помощью к царю. В композиции церкви сказалось то новое, что вошло в это время в каменную архитектуру Руси. Пять разновысоких шатров, придел и крыльцо объединены шатром встроенной колокольни — самой высокой части среди отдельных построек, составляющих храм. Храм украшен декоративными деталями, выделяется остротой силуэтов.
Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.
Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т. п.
Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.
Новое
строительство велось не только в
Москве, но и в других городах. Своими
храмовыми постройками по заказу
богатых купцов славился Ярославль.
Большинство ярославских церквей по размерам
и убранству превосходило московские:
церковь Ильи Пророка
(1647—1656), церковь Иоанна Златоуста (1649—1654).
Вершина ярославского зодчества — церковь
Иоанна Предтечи в Толчкове (1671—1687). Ее
характеризуют монументальность, гармоничное
сочетание золотых 15 глав и красных кирпичных
стен, украшенных голубыми изразцами.
3. Новое направление в живописи. С. Ушаков.
Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Это коснулось иконописи, росписи храмов, станковой живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков(1626-1686). Он внес свое понимание назначения иконы, выделив прежде всего ее художественную и эстетическую ценность. Произведения Ушакова знаменуют переход от религиозного к светскому искусству. Он переходит от условности изображения к более точному, стараясь придать своим иконописным произведениям характер живых лиц. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность, изображает не абстрактного святого, а реального человека.
Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.
В 80—90 гг. XVII в. русские художники создают наиболее значительные парсуны: «Л. К. Нарышкин» (портрет в рост дяди Петра I), «Н. К. Нарышкина» (поясной портрет матери Петра I), «Г.П. Годунов». Для них характерны пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.
В
живописи XVII в. заметно стремление к реализму,
повышение интереса к человеческой личности.
До XVII в. на Руси не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды — свадьбы, праздники, такие, как проводы масленицы, колядование с участием ряженых. На этих праздниках выступали скоморохи-плясуны, акробаты, музыканты, кукольники и др. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих.
По-настоящему театр был создан в XVII в. придворный и школьный театр. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр был организован в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 г. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты.
Кроме придворного в России в XVII в. сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями, ставились по праздникам, роли исполнялись учащимися Академии. В пьесах, написанных в стихах на основе монологов, использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Кроме реальных лиц вводились и аллегорические персонажи.