Развитие науки и искусства в Древнем Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:56, контрольная работа

Описание работы

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

Содержание

Введение 3
1.Развитие научных знаний. Важнейшие изобретения и открытия древних китайцев 4
2. Возникновение и развитие письменности. Литература Древнего Китая 10
Заключение 14
Литература 15
Тест 16

Работа содержит 1 файл

Введение культурология(последний).docx

— 34.85 Кб (Скачать)

Содержание2

Введение 3

1.Развитие научных знаний. Важнейшие изобретения и открытия древних китайцев 4

2. Возникновение и развитие письменности. Литература Древнего Китая 10

Заключение 14

Литература 15

Тест 16 

Введение

     Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в  своем развитии неоднократно опережала  культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

     Бесчисленные  войны, многократно разоряли и опустошали страну. Пожары не раз выжигали города, легкие деревянные постройки разрушались  дотла, уничтожались ценные свитки живописи, хранившиеся в древних музеях и частных собраниях. Однако величие  китайской культуры проявлялось  в том, что она продолжала существовать и противостоять всем потрясениям. Племена, которые пытались завоевать  Китай, утрачивали свой родной язык, свою письменность, целиком попадая под  воздействие страны. Города восстанавливались  по прежним чертежам и в тех  же традициях, и, как только наступало  время передышки, страна снова начинала жить интенсивной хозяйственной  и духовной жизнью. Обилие памятников искусства, созданных в древности  и в пору расцвета средневековой  культуры, поистине грандиозно, несмотря на чудовищные потери страны.

1.Развитие  научных знаний. Важнейшие изобретения и открытия древних китайцев

     Показателем общего подъема культуры Древнего Китая  эпохи Чжаньго было развитие научных знаний, прежде всего математики. Прогресс в этой области науки определяется ее прикладным характером.

     Составленный  во II в. до н.э. трактат «Математика  в девяти книгах» подобно «Началам»  Евклида содержит компендиум математических знаний, накопленных предшествующими  поколениями ученых. В этом трактате зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии, теорема Пифагора, применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы линейных уравнений и многое другое. «Математика а девяти книгах» была своего рода руководством для землемеров, астрономов, чиновников и т.д. Для исследователя истории Древнего Китая эта книга помимо своего чисто научного значения ценна тем, что в ней нашли отражение реалии ханьской эпохи: цены на различные товары, показатели урожайности земледельческих культур и т.д.

     С развитием математики были тесным образом  связаны значительные достижения древних  китайцев в области астрономии и  календаря. В «Исторических записках»  Сыма Цыня одна из глав раздела «Трактаты» специально посвящена проблемам небесных светил. Аналогичная глава содержится и в «Ханьской истории» Бань Гу, где приводятся названия 118 созвездий (783 звезды). Большое внимание уделялось в это время наблюдениям за планетами. В I в. до н. э. древним китайцам было известно, что период обращения Древесной звезды (Юпитера) составляет 11,92 года. Это почти совпадает с результатами современных наблюдений.

     В 104г. до н.э. было вычислено, что продолжительность года составляет 365,25 дня. Принятый в этом году календарь использовался вплоть до 85г. н.э. По этому календарю год состоял из 12 месяцев; дополнительный месяц добавлялся в високосном году, который устанавливался один раз в три года.

     Солнечно-лунный календарь древних китайцев был  приспособлен к нуждам сельскохозяйственного  производства. Календарю уделялось  значительное внимание в тех научных  трактатах, которые обобщали важнейшие  достижения земледельческой техники.

     Весьма  значительное развитие получила в Древнем  Китае медицина. Древнекитайские  врачи еще в IV—III вв. до н.э. стали  применять, метод лечения, получивший впоследствии широкое применение в  традиционной китайской медицине —  иглоукалывание. Чрезвычайно интересны  рукописи медицинских сочинений, найденные  недавно в одном из ханьских погребений начала II в. до н.э. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. Последний содержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней. Среди рекомендуемых средств наряду с лекарствами, содержащими в общей сложности более двухсот ингредиентов, прижиганиями и иглоукалываниями упоминаются и некоторые магические приемы. Например, для исцеления от опухолей предлагалось в один из дней в конце месяца провести по опухоли семь раз старым веником, а затем бросить веник в колодец. Обращает на себя внимание тот факт, что в более поздних медицинских сочинениях ханьского времени магические приемы лечения практически уже не упоминаются. К III в. относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.

     Первым  великим изобретением древнего Китая  считается бумага. Согласно китайским  летописям династии Восточная Хань, бумагу изобрел придворный династии Хань — Цай Лун в 105 году н.э.

     В глубокой древности в Китае до появления бумаги для записей  использовали скрученные в свитки полоски  из бамбука, свитки из шелка, деревянные и глиняные таблички и т.д. Наиболее же древние китайские тексты или «цзягувэнь» были обнаружены на черепашьих панцирях, которые датируются 2-м тысячелетием до н.э. (династия Шан).

     В ІІІ веке бумагу уже широко применяли  для письма вместо более дорогих  традиционных материалов. Разработанная  Цай Лунем технология производства бумаги состояла в следующем: кипящая смесь из пеньки, коры тутового дерева, старых рыболовных сетей и тканей превращалась в пульпу, после чего её растирали до пастообразного однородного состояния и смешивали с водой. В смесь погружали сито в деревянной раме из тростника, вычерпывали ситом массу и встряхивали, чтобы жидкость стекла. При этом в сите образовывался тонкий и ровный слой волокнистой массы.

     Эту массу затем опрокидывали на гладкие  доски. Доски с отливками клали  одна на другую. Связывали стопку и  укладывали сверху груз. Затем затвердевшие и окрепшие под прессом листы  снимались с досок и сушились. Изготовленный по такой технологии бумажный лист получался легким, ровным, прочным, менее желтым и более  удобным для письма.

     Изобретения древнего Китая: иллюстрация, приведенная  в книге ученого Ван Чжэня (1313г.), показывает литеры наборной печати, которые расположены в особом порядке по секторам круглого стола

     Возникновение бумаги, в свою очередь, привело к  появлению книгопечатания. Самый  древний известный образец печати с деревянных досок — это сутра  на санскрите, напечатанная на конопляной бумаге приблизительно между 650 и 670 годами н.э. Однако первой печатной книгой со стандартным размером считается  сделанная во время династии Тан (618—907) Алмазная сутра. Она состоит  из свитков длиной 5,18 м. Согласно исследователю  традиционной культуры Китая Джозефу  Нидэму, методы печати, которые использовались в каллиграфии Алмазной сутры, значительно превосходят по совершенству и изысканности миниатюрную сутру, напечатанную ранее.

     Наборные  шрифты: Государственный деятель  и учёный-эрудит Китая Шень Ко (1031—1095) впервые изложил способ печати при помощи наборного шрифта в своей работе «Записки о ручье снов» в 1088 году, приписав данное новшество неизвестному мастеру Би Шэну. Шэнь Ко описал технологический процесс производства литер из обожженной глины, процесс печати и изготовление наборных шрифтов.

     Переплетная техника: Возникновение печати в  девятом веке существенно изменило технику переплетения. Под конец  эпохи Тан книга из скрученных свитков бумаги превратилась в стопку листов, напоминающую современную брошюру. Впоследствии при династии Сун (960—1279гг.) листы стали сгибать по центру, делая перевязку типа «бабочки», отчего книга уже приобрела вид современной. Династия Юань (1271—1368) ввела корешок из жесткой бумаги, а позже во времена династии Мин листы стали прошивать нитками.

     Книгопечатание  в Китае внесло большой вклад  в сохранение формировавшейся веками богатой культуры.

     Следующим изобретением Древнего Китая является порох, который был разработан в  Х веке. Вначале он использовался  как начинка в зажигательных  снарядах, а позже были изобретены пороховые снаряды взрывного  действия. Пороховое ствольное оружие, согласно китайским летописям, впервые  было применено в сражениях 1132 года. Это была длинная бамбуковая трубка, куда закладывался порох и потом  поджигался. Этим «огнеметом» врагу  наносились сильные ожоги.

     Столетие  спустя, в 1259г., впервые было изобретено ружье, стреляющее пулями — толстая бамбуковая трубка, в которую помещался заряд пороха и пули.

     Позже на рубеже 13—14 веков в Поднебесной  распространились металлические пушки, заряжаемые каменными ядрами.

     Изобретения древнего Китая: наиболее раннее художественное изображение порохового оружия, эпоха  пяти династий и десяти царств (907—960 гг.). На картине изображено, как Мара тщетно пытается соблазнить Будду: в верхней части демоны угрожают Будде огненным копьем и другим оружием, тогда как демоны в нижней части обольщают его удовольствиями.

     Помимо  военного дела, порох активно применяли  и в быту. Так, порох считался хорошим  дезинфицирующим средством при  лечении язв и ран, во время  эпидемий, а также его использовали для травли вредных насекомых.

     Однако, пожалуй, наиболее «ярким» изобретением, которое появилось благодаря созданию пороха, являются фейерверки. В Поднебесной они имели особое значение. По древним поверьям, злые духи сильно боятся яркого света и громкого звука. Поэтому издревле на Новый китайский год существовала традиция во дворах жечь костры из бамбука, который шипел в огне и лопался с треском. А изобретение пороховых зарядов, несомненно, напугало «нечисть» уже не на шутку — ведь по силе звука и света они значительно превосходили старый способ. Позже китайские умельцы стали создавать разноцветные фейерверки путем добавления в порох различных веществ.

     Сегодня фейерверки стали незаменимым атрибутом  празднования Нового года практически  во всех странах мира.

     Так же в Древнем Китае появился во времена династии Хань (202 до н.э. — 220 н.э.) первый прототип компаса, как считается, когда китайцы стали использовать магнитный железняк, ориентированный на север-юг. Правда, использовался он не для навигации, а для гадания. В древнем тексте «Луньхэн», написанном в 1 веке н.э., в главе 52 древний компас описывается так: «Этот инструмент напоминает ложку, и если его положить на тарелку, то его ручка укажет на юг».

     Помимо  четырех великих изобретений  древнего Китая, умельцы Поднебесной  подарили нашей цивилизации следующие  полезности: китайский гороскоп, барабан, колокол, арбалет, скрипку эрху, гонг, военные искусства «ушу», оздоровительную гимнастику цигун, вилку, лапшу, пароварку, палочки для еды, чай, соевый сыр тофу, шелк, бумажные деньги, лак, зубную щетку из щетины, туалетную бумагу, воздушного змея, газовый баллон, настольную игру Го, игральные карты, фарфор и многое другое.

2. Возникновение и  развитие письменности. Литература Древнего  Китая

     Система китайских иероглифов содержит 3000 основных и 45000 специальных значков, которые  эволюционировали из первоначальных картинок, в значительной мере сходных с  египетскими иероглифами. Первоначальные картинки, из которых комбинируются  современные иероглифы, называются «ключами», и их насчитывают 214 штук. Изначально одна идеограмма означала одно слово, и это правило сохраняется  для предметов повседневного  обихода. Позднее пиктограммам стали  придавать и переносные, аллегорические значения для того, чтобы записывать более сложные и отвлечённые  идеи.

     Китайская иероглифическая письменность устроена таким образом, что при незначительных усилиях читать её могут все многочисленные народности Китая и прилежащих Кореи  и Японии. Иероглифы обозначают некоторые  конкретные понятия и не имеют  самостоятельного звучания. Таким образом, иероглифы являются международными идеографическими значками, похожими на европейскую алхимическую и астрологическую  символику средневековья или  — на современную математическую символику. Н.А. Морозов отметил, что  китайские книги в этом смысле похожи на таблицы логарифмов.

     Наиболее  ранние памятники древнекитайской  письменности — иньские гадательные надписи XIV—XI вв. до н. э. Возникновение же этой системы письма должно быть отнесено к гораздо более раннему времени, поскольку иньская письменность предстает перед нами в достаточно развитом виде. С типологической точки зрения между иньской письменностью и современной иероглификой нет принципиальных различий. Подобно современным китайцам, иньцы пользовались знаками, фиксирующими те или иные единицы языка преимущественно со стороны их значения. Подавляющее большинство иньских знаков представляло собой идеограммы — изображения предметов или сочетания таких изображений, передающие более сложные понятия. Кроме того, в иньской письменности уже использовались знаки другого типа, абсолютно преобладающие в современной китайской иероглифике: один элемент такого знака указывал на чтение, другой — на приблизительное значение. Эта категория иньских знаков типологически близка к тем древнеегипетским иероглифам, которые, фиксируя звучание слова, имели дополнительный смысловой детерминатив.

Информация о работе Развитие науки и искусства в Древнем Китае