Развитие культуры:эволюционизм и диффузионизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 13:46, реферат

Описание работы

Существуют различные определения понятия культура.Изначально под культурой понималось-возделывание или обработка почвы,для её дальнейшего использования.Позже появились такие определения,как всё,что сделано руками человека,совокупность определённых ценностей,а так же нормы поведения.

Содержание

1.Понятие культуры и основный периоды……………………………3
2.Эволюционизм………………………………………………………..3-4
3.Первые эволюционистские теории культур………………………...4-5
4.Эволюционисткая концепция культуры Э.Тайлора………………..5-6
5.Критика теории анимизма……………………………………………6-7
6.Диффузионизм………………………………………………………..7-8
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Развитие культуры-эволюционизм и диффузионизм.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Критика теории анимизма 
 

Теория  анимизма вызвала дискуссию среди исследователей культур.Лэнг и Шмидт критиковали её,используя для этого факты монотеистических верований. Вклад в культурологические теории внесли учёные,понимавшие ограниченность теории анимизма.

Многие исследователи  обратили внимание на чрезвычайно древний пласт верований и обрядов, невыводимых из анимизма и даже предшествовавших ему. Подобные взгляды в истории науки получили название "преанимизм". Преанимистические теории бывают двух видов:интеллектуальные и эмоциональные.Понятия «преанимизм» впервые упортебил Р.Маррет в статье «Преанимистическая религия».Так же он выдвинул тезис о первичности ритуалистической стороны религии.Он считал,что более важным аспектом изучения  являются религиозные действия,а не мифы.Первобытный человек действовал  под влиянием бессознательных импульсов. "Дикарская религия не столько выдумывается, - писал он, - сколько выплясывается"[4].

Религию Маррет рассматривал как область безотчётных  эмоций. Существенную роль в формировании религиозных верований играет объективация эмоциональных состояний.Например, «в воображении первобытного человека фиксировалось ощущение безотчетного страха перед чем-то непонятным и опасным. Сначала возникало представление о безличной мистической силе, оживляющей всю природу (Маррет назвал это "аниматизмом"). Потом оно персонифицировалось и возникали анимистические образы и образы личных духов.»Аналогичные взгляды были и у немецких учёных-Прейсса и Вундта. 

Главным представителем критики анимизма являлся Дж.Фрезер.Он знаменит своими блестящими работами,посвященными изучению мифов,ритуалов различных культур.Наиболее известные из них : «Золотая ветвь»,»Мифы о происхождении огня» и т.д. 

Особенностью  Фрезера являлось стремление понять мифы,обычаи различных культур.Каждому  явлению он хотел дать объяснение. Он одним из первых предпринял изучение сюжетов Ветхого завета в сравнении с мифологией других народов. Одновременно он является автором оригинальной концепции эволюционных стадий в умственном развитии человечества. Существуют три стадии такого развития: магия, религия, наука.На первой стадии человек верил в свою колдовскую силу.На второй он по каким-то причинам разочаровывался в своих силах и стал просить помощи у богов.На последней стадии человек понимает,что никто не управляет развитием и функционированием природы.Тут в силу вступают законы. 

Такое функциональное деление стадий развития культуры применимо и к анализу современной исторической эпохи.Эти этапы представлены в действительности.Магия имеет место в современном мире,например,в просторах Африки.Огромное значения религия имеет в исламском мире.Наука имеет значение в развитых индустриальных странах. Не лишено основания мнение о том, что в современной культуре сосуществуют все три типа умственно-культурного развития, выделенные Дж.Фрезером.[7] 
 

Диффузионизм 

«Диффузионизм -это направление в этнографии, социологии, социальной антропологии, культурологии, археологии, объясняющих развитие культур отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т.п.).»[1] 

Учёные считают,что определённое явление культуры не обязательно должно возникнуть в результате эволюции,оно может быть заимствовано.Именно это суждение и явилось родоначальником понятия диффузионизм.Оно возникает в в конце XIX — начале XX века и является реакцией на крайности эволюционизма.Основные представители:в Германии-Ф.Гребнер,в Англии-У.Риверс и др. 

Радикальные сторонники стремились свести человечество к заимствованием и переносам культур.Понятие эволюции отвергалось.Истоки диффузионизма  обнаружились в антропогеографическом учении немецкого географа и этнографа Ф.Ратцеля.Он стремился изучать явления культуры прежде всего с географическими ясловиями. 

Диффузионисты считают,что наиболее удачные культурные изобретения должны распространятся  по миру как стихийное бедствие,что именно таким образом вероятен способ культурного развития.Следовательно, наименее вероятным является противоположный путь: каждая культура сама изобретает большинство культурных предметов. 

Диффузионизм  относится к разряду экзогенных теорий,т.е. объясняющих рост и развитие чего-либо за счет внешних факторов.Для Д. характерно отрицание антропологической трактовки культуры.

«Заслугой Д. заключается в разработке, тщательном изучении и введении в научный оборот ряда принципиально важных понятий и проблем.Прежде всего это каналы культурной коммуникации(распространение чужой культуры)» 

Если термин «эволюция» подразумевал аналогию с  биологическим ростом организма, то понятие «диффузия» не имеет аналога  в биологии. Оно подразумевает  не конкуренцию и вытеснение культур, а их сотрудничество и общение, способность учиться друг у друга. Специалисты различают три основных варианта диффузионизма:  

а) инвайзионизм (от англ. invasion - вторжение), считающий  успехи в развитии собственной культуры исключительно или преимущественно результатом чужеземного вторжения диких племен, военных завоеваний или мирных миграций, принесших с собой более высокий уровень культуры и техники; 

б) теории культурного  центра, изображающие распространение  культуры в виде последовательных волн рассеяния норм и ценностей передовой культуры, зародившихся в центре, по периферии. 

в) культурно-историческая школа, представители которой рассматривали  развитие культуры как пространственные перемещения культурных инноваций  не из одного, а из нескольких центров — культурных кругов. 

В рамках теории дифузионизма существовало несколько  научных направлений: 

Историко-географическое .Задача этого направления -показать последовательность культурного развития. 

Гелиолетическое.Изучение культурных кругов-“все развитие первобытного общества к нескольким первоначальным культурным кругам, каждый из которых характеризовался определенным количеством специфических культурных элементов. На протяжении ранней истории человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры, и в результате этого оформлялись культурные круги, возникавшие на определенном географическом пространстве и распространившееся затем отдельными элементами или, что наблюдалось чаще, целыми комплексами в другие области земли... Каждый элемент культуры человечества возникал лишь единожды, а в дальнейшем каждый раз сочетался с определенными культурными кругами. На основании этого ранняя культура человечества приравнивалась ко всей совокупности культурных кругов; варианты культуры могли возникнуть лишь в результате миграций и смешений.” 
 
 

Суть теории диффузионизма состоит в следующем:

• Происхождение  культурных элементов имеет географическую привязку.

• Главные факторы  развития культуры связаны с заимствованиями, переносом, смешением ее элементов.

• Каждый элемент  культуры рассматривался как имеющий  определенное географическое и этническое происхождение.

• Каждая культура рассматривалась с точки зрения преобладания в ней самобытных или  заимствованных культурных элементов. 

К двадцатым годам диффузионистское направление стало терять популярность. Становилось очевидным несоответствие искусственно сконструированных “культурных кругов” и других подобных теоретических концептов эмпирическим наблюдениям.[5] 

Список  используемой литературы:

1.Культурология.20 век..М,1997.-с.103

2.Культурология.20 век.М,1997.-с.542-543

3. Работы Л.А.Уайта по культурологии. М.,1996.

4. Тайлор Э. Первобытная культура. М.,1989.

5. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000. - с.147-149

6.Основы культурологии.Морфология  культуры.Санкт-Петербург,1997.-с.10;430-432

7.Б.С.Ерасов.Социальная культурология.М,1998.-с.130-131;332-334

Информация о работе Развитие культуры:эволюционизм и диффузионизм