Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 13:46, реферат
Существуют различные определения понятия культура.Изначально под культурой понималось-возделывание или обработка почвы,для её дальнейшего использования.Позже появились такие определения,как всё,что сделано руками человека,совокупность определённых ценностей,а так же нормы поведения.
1.Понятие культуры и основный периоды……………………………3
2.Эволюционизм………………………………………………………..3-4
3.Первые эволюционистские теории культур………………………...4-5
4.Эволюционисткая концепция культуры Э.Тайлора………………..5-6
5.Критика теории анимизма……………………………………………6-7
6.Диффузионизм………………………………………………………..7-8
Список литературы
Критика
теории анимизма
Теория анимизма вызвала дискуссию среди исследователей культур.Лэнг и Шмидт критиковали её,используя для этого факты монотеистических верований. Вклад в культурологические теории внесли учёные,понимавшие ограниченность теории анимизма.
Многие исследователи обратили внимание на чрезвычайно древний пласт верований и обрядов, невыводимых из анимизма и даже предшествовавших ему. Подобные взгляды в истории науки получили название "преанимизм". Преанимистические теории бывают двух видов:интеллектуальные и эмоциональные.Понятия «преанимизм» впервые упортебил Р.Маррет в статье «Преанимистическая религия».Так же он выдвинул тезис о первичности ритуалистической стороны религии.Он считал,что более важным аспектом изучения являются религиозные действия,а не мифы.Первобытный человек действовал под влиянием бессознательных импульсов. "Дикарская религия не столько выдумывается, - писал он, - сколько выплясывается"[4].
Религию Маррет
рассматривал как область безотчётных
эмоций. Существенную роль в формировании
религиозных верований играет объективация
эмоциональных состояний.Например, «в
воображении первобытного человека фиксировалось
ощущение безотчетного страха перед чем-то
непонятным и опасным. Сначала возникало
представление о безличной мистической
силе, оживляющей всю природу (Маррет назвал
это "аниматизмом"). Потом оно персонифицировалось
и возникали анимистические образы и образы
личных духов.»Аналогичные взгляды были
и у немецких учёных-Прейсса и Вундта.
Главным представителем
критики анимизма являлся Дж.Фрезер.Он
знаменит своими блестящими работами,посвященными
изучению мифов,ритуалов различных культур.Наиболее
известные из них : «Золотая ветвь»,»Мифы
о происхождении огня» и т.д.
Особенностью
Фрезера являлось стремление понять
мифы,обычаи различных культур.Каждому
явлению он хотел дать объяснение.
Он одним из первых предпринял изучение
сюжетов Ветхого завета в сравнении с
мифологией других народов. Одновременно
он является автором оригинальной концепции
эволюционных стадий в умственном развитии
человечества. Существуют три стадии такого
развития: магия, религия, наука.На первой
стадии человек верил в свою колдовскую
силу.На второй он по каким-то причинам
разочаровывался в своих силах и стал
просить помощи у богов.На последней стадии
человек понимает,что никто не управляет
развитием и функционированием природы.Тут
в силу вступают законы.
Такое функциональное
деление стадий развития культуры применимо
и к анализу современной исторической
эпохи.Эти этапы представлены в действительности.Магия
имеет место в современном мире,например,в
просторах Африки.Огромное значения религия
имеет в исламском мире.Наука имеет значение
в развитых индустриальных странах. Не
лишено основания мнение о том, что в современной
культуре сосуществуют все три типа умственно-культурного
развития, выделенные Дж.Фрезером.[7]
Диффузионизм
«Диффузионизм
-это направление в этнографии, социологии,
социальной антропологии, культурологии,
археологии, объясняющих развитие культур
отдельных народов не их самостоятельной
эволюцией, а главным образом или даже
исключительно заимствованиями культурных
достижений других народов (при миграциях
и т.п.).»[1]
Учёные считают,что
определённое явление культуры не обязательно
должно возникнуть в результате эволюции,оно
может быть заимствовано.Именно это суждение
и явилось родоначальником понятия диффузионизм.Оно
возникает в в конце XIX — начале XX века
и является реакцией на крайности эволюционизма.Основные
представители:в Германии-Ф.Гребнер,в
Англии-У.Риверс и др.
Радикальные сторонники
стремились свести человечество к заимствованием
и переносам культур.Понятие
Диффузионисты
считают,что наиболее удачные культурные
изобретения должны распространятся
по миру как стихийное бедствие,что
именно таким образом вероятен способ
культурного развития.Следовательно,
наименее вероятным является противоположный
путь: каждая культура сама изобретает
большинство культурных предметов.
Диффузионизм относится к разряду экзогенных теорий,т.е. объясняющих рост и развитие чего-либо за счет внешних факторов.Для Д. характерно отрицание антропологической трактовки культуры.
«Заслугой Д. заключается
в разработке, тщательном изучении и введении
в научный оборот ряда принципиально важных
понятий и проблем.Прежде всего это каналы
культурной коммуникации(распространение
чужой культуры)»
Если термин
«эволюция» подразумевал аналогию с
биологическим ростом организма, то
понятие «диффузия» не имеет аналога
в биологии. Оно подразумевает
не конкуренцию и вытеснение культур,
а их сотрудничество и общение, способность
учиться друг у друга. Специалисты различают
три основных варианта диффузионизма:
а) инвайзионизм
(от англ. invasion - вторжение), считающий
успехи в развитии собственной культуры
исключительно или преимущественно результатом
чужеземного вторжения диких племен, военных
завоеваний или мирных миграций, принесших
с собой более высокий уровень культуры
и техники;
б) теории культурного
центра, изображающие распространение
культуры в виде последовательных волн
рассеяния норм и ценностей передовой
культуры, зародившихся в центре, по периферии.
в) культурно-историческая
школа, представители которой
В рамках теории
дифузионизма существовало несколько
научных направлений:
Историко-географическое
.Задача этого направления -показать
последовательность культурного развития.
Гелиолетическое.Изучение
культурных кругов-“все развитие первобытного
общества к нескольким первоначальным
культурным кругам, каждый из которых
характеризовался определенным количеством
специфических культурных элементов.
На протяжении ранней истории человечества
устанавливались связи между отдельными
элементами культуры, и в результате этого
оформлялись культурные круги, возникавшие
на определенном географическом пространстве
и распространившееся затем отдельными
элементами или, что наблюдалось чаще,
целыми комплексами в другие области земли...
Каждый элемент культуры человечества
возникал лишь единожды, а в дальнейшем
каждый раз сочетался с определенными
культурными кругами. На основании этого
ранняя культура человечества приравнивалась
ко всей совокупности культурных кругов;
варианты культуры могли возникнуть лишь
в результате миграций и смешений.”
Суть теории
диффузионизма состоит в
• Происхождение культурных элементов имеет географическую привязку.
• Главные факторы развития культуры связаны с заимствованиями, переносом, смешением ее элементов.
• Каждый элемент культуры рассматривался как имеющий определенное географическое и этническое происхождение.
• Каждая культура
рассматривалась с точки зрения
преобладания в ней самобытных или
заимствованных культурных элементов.
К двадцатым годам
диффузионистское направление стало терять
популярность. Становилось очевидным
несоответствие искусственно сконструированных
“культурных кругов” и других подобных
теоретических концептов эмпирическим
наблюдениям.[5]
Список используемой литературы:
1.Культурология.20 век..М,1997.-с.103
2.Культурология.20 век.М,1997.-с.542-543
3. Работы Л.А.Уайта по культурологии. М.,1996.
4. Тайлор Э. Первобытная культура. М.,1989.
5. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000. - с.147-149
6.Основы культурологии.
7.Б.С.Ерасов.Социальная
культурология.М,1998.-с.130-
Информация о работе Развитие культуры:эволюционизм и диффузионизм