Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:35, доклад
Культура Древнего Египта возникла одной из первых. Она существовала примерно с конца IV тыс. до н.э. до 332 г. до н.э. Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. до н.э. Уже к началу тысячелетия на севере и юге реки Нил появляются более 40 городов, стоящих во главе областей, или номов. Во второй половине тысячелетия складываются два крупных государственных объединения: Северное (Нижнее) царство с центром Буто и Южное (Верхнее) со столицей Нехен. Наконец, к началу III тыс. до н.э. образуется единое египетское государство, возникшее в результате победы царя Южного Египта Мина над Северным, который заложил крепость Инбу-Хедж (Белые стены), превратившуюся затем в первую столицу нового государства — Мемфис.
Культура Древнего Египта возникла одной из первых. Она существовала примерно с конца IV тыс. до н.э. до 332 г. до н.э. Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. до н.э. Уже к началу тысячелетия на севере и юге реки Нил появляются более 40 городов, стоящих во главе областей, или номов. Во второй половине тысячелетия складываются два крупных государственных объединения: Северное (Нижнее) царство с центром Буто и Южное (Верхнее) со столицей Нехен. Наконец, к началу III тыс. до н.э. образуется единое египетское государство, возникшее в результате победы царя Южного Египта Мина над Северным, который заложил крепость Инбу-Хедж (Белые стены), превратившуюся затем в первую столицу нового государства — Мемфис.
В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов. Первый из них именуется додинастическим (IVтыс. до н.э.), в течение которого зарождалась египетская цивилизация. Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю своей страны, предложил называть Древним (III тыс. до н.э.). Средним (конец III — начало II тыс. до н.э.) и Новым (II тыс. до н.э.) царствами. Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем (I тыс. до н.э.).
Древний Египет
Древний Египет стал классическим примером речной цивилизации, поскольку решающую роль в его существовании играл Нил. Остававшийся после его разливов ил служил прекрасной почвой для сельского хозяйства, являвшегося основой экономики Египта. Использовавшаяся для орошения ирригационная система по необходимости должна была быть единой, что в свою очередь способствовало созданию единого у централизованного государства.
Имевшиеся по берегам реки огромные залежи камня, включая гранит и мрамор, служили прекрасным строительным материалом. Необходимость в точном определении сроков разлива Нила стимулировала развитие астрономии, математики и других наук. Наконец, долина Нила, защищенная с обеих сторон пустынями, была труднодоступна для вторжения иноземцев, давала дополнительные возможности спокойно жить и развиваться, сохраняя самобытность культуры. Подчеркивая огромное значение Нила для Египта, древнегреческий историк Геродоте полным основанием называл страну «даром Нила».
Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических представлении и культов. Верховными божествами были боги Ра, Амон, Осирис, Пгах, Гор, Тог. Многобожие отчасти объясняется тем, что каждая область предпочитала верить в своего бога. Однако некоторые из них пользовались всеобщим поклонением. В целом вся культура имела ярко выраженный сакральный характер. Египтяне изначально считали, что их родина создана богами. Согласно Манефону, до земных царей Египтом правили боги, а затем полубоги. Боги-творцы уничтожают первоначальный хаос, создают мир и утверждают в нем божественный Порядок и Истину, составляющие всеобщую гармонию, воплощением которой выступает богиня Маат. К началу V династии, по мере создания и укрепления единого государства, культы многочисленных богов Египта несколько упорядочиваются и среди них устанавливается некая иерархия. На первое место выходит бог солнца Ра, или Алюн-Ра. Культ солнца становится главным. Уход, исчезновение солнца равносильны концу мира. В то же время существует представление о всех богах как эманации единого Птаха, создавшего мир «сердцем и языком»: задуманного сердцем и сотворенного силою своего слова.
Особое место занимает
также бог Осирис. Сначала он воспринимается
как умерший и возрожденный к
новой жизни, воплощающий само бессмертие.
Позднее миф о нем усложняется,
и он предстает как царь загробного
мира, вершитель посмертной судьбы
каждого египтянина на суде богов. С
его образом связывается
Боги для египтян были
не только творцами мира, порядка и
закона, городов и правителей, но
и создателями ремесел и
Наряду с культом богов не менее важную роль в жизни египтян играл культ обожествленного и,аря — фараона. Царь имел не только земного отца, но и отца небесного — верховного бога солнца Ра. Ему приносились жертвы в специальных храмах. Можно сказать, что законодательная власть над миром принадлежала небесным богам, однако проведение законов в жизнь, исполнительная власть находилась в руках царей. Египетский фараон воплощал собой средоточие всей религиозной жизни. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим наиболее важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. Именно он каждую весну бросал в Нил особый свиток с приказом о начале разлива. После смерти обожествленный правитель отождествлялся с богом Осирисом. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды.
Огромное значение для египтян имел также культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых, что свидетельствовало о глубокой укорененности тотемизма в их религиозных представлениях. В число священных входило значительное число различных живых существ: лев, кошка, корова, бык, баран, козел, крокодил; птицы — сокол, ибис и коршун, а также пчела, змея, навозный жук-скарабей.
Прослеживая эволюцию Египта, следует отметить, что уже в до- династический период он имел развитое земледелие и скотоводство, виноделие и ткацкое ремесло. К этому периоду относится также начало изготовления папируса, что способствовав широкому распространению письменности. Его культура была в полном смысле самобытной.
В эпоху Древнего царства Египет впервые переживает настоящий расцвет. Сами египтяне рассматривали эпоху Древнего царства как золотой век в истории своей культуры.
В этот период в Египте утверждается медный век. Высокого уровня достигают земледелие, садоводство, огородничество и виноградарство. Следует отметить, что именно Египту принадлежит заслуга открытия пчеловодства. В больших масштабах ведется каменное строительство, включая монументальные сооружения. Завершается становление иероглифического письма, появляется первый свиток папируса, складывается система счета, осуществляются первые попытки мумификации.
В эпоху Древнего царства практически оформляется вся сложная система культов, а среди многочисленных богов устанавливается своеобразная иерархия с богом солнца Амоном-Ра во главе. Значительный подъем переживает художественная культура, в которой формируются специфические каноны искусства.
Ведущим искусством Древнего царства была архитектура, которая развивалась в единстве с другими видами и жанрами и придавала всему искусству комплексный характер. Подавляющее большинство архитектурных построек было связано с заупокойным культом. Первым из такого рода сооружений стала мастаба, которая устраивалась над могилами умерших в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичом или каменной кладкой с наклонным профилем стен, напоминающих скамейку (мастабу). Последовательное усложнение мастабы и многократное увеличение ее размеров по вертикали и горизонтали в конце концов превратили ее в пирамиду. Первым это осуществил зодчий Имхотеп, построивший пирамиду фараона Джосера вСакка- ре (нач. III тыс. до н.э.). Первая пирамида была ступенчатой, имела высоту 60 м и представляла собой как бы поставленные друг на друга шесть мастаб. Имхотеп являлся не только архитектором, но и ученым, писателем и целителем. После смерти он был обожествлен, и в его честь построили храм. Он стал выдающейся фигурой не только египетской, но и мировой культуры.
Второй пирамидой стала пирамида Снофру в Дашуре. Она была уже не ступенчатой, но правильным четырехгранником стали пирамиды Хуфу. Хафра и Менкаура в Гизе (XXIX-XXVIII вв. до н.э.). Самая большая из них — пирамида (по-гречески - Хеопса) имела высоту 146 м (сейчас меньше), сложена из 2,3 млн блоков по 2,5-3 т, занимает площадь в 5,4 га. Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хафра находится гигантский сфинкс (57 м длины) в образе льва с портретной головой, возможно, самого Хафра или другого фараона. (По последним данным создателем Сфинкса был фараон Джедефра, оставшийся непризнанным в истории.) Всего было построено около 80 пирамид.
Пирамиды стали символом Древнего Египта. В них идея безграничной власти и всеподавляюшей мощи фараона нашла наиболее полное воплощение. Они также выразили стремление фараонов уравняться с богами в бессмертии, преодолеть время, достичь вечности. Отсюда арабская пословица гласит: «Все на свете боится времени, а время боится пирамид». Пирамиды стали величайшим достижением египетской культуры и цивилизации. До сих пор они хранят множество тайн и загадок и являют собой символ всего Востока. Самая знаменитая из них - пирамида Хуфу - считается одним из семи чудес света.
Пирамиды вызывали весьма
разные, порой прямо противоположные
оценки и суждения. Римский философ
Филон Александрийский дает им весьма
скептическую оценку: «Горы камня, воздвигнутые
на горах камня». Напротив, у Гёте
они вызывают восхищение: «Самая удивительная
архитектурная идея, которую невозможно
превзойти». Римский писатель Плиний
видит в них «тщеславную
Думается, что такая неоднозначность
в суждениях не случайна. Пирамиды
не безупречны. Видимо, главный их недостаток
— чрезмерность. Они требовали
неимоверных, фантастических средств
и усилий: их строили десятки тысяч
людей в течение десятков лет.
Они истощат и надрывали
Из других архитектурных памятников заслуживает упоминания храм бога солнца Ра в Абусире. Этот чудесный храм примечателен тем, что выходит за рамки заупокойного культа, и сохранился до наших дней.
Наряду с архитектурой в Древнем царстве успешно развивается скульптура. Одним из первых и известных произведений пластики стала небольшая плита (высотой 64 см) фараона Нармера. Она покрыта с двух сторон рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о победе Нармера, правителя Южного Египта над Северным. Эта знаменитая палетка интересна тем, что в полной мере выражает своеобразие «египетского стиля», заключающегося в особом способе передачи объемного тела на плоскости: голова и ноги изображаются в профиль, а плечи и тело — в фас.
Помимо рельефов, украшавших стены гробниц и храмов, широкое распространение получает портретная скульптура, часто связанная с заупокойным культом. Сохранившиеся произведения дают полное представление о характерных чертах и особенностях египетской скульптуры. Как правило, все статуи находятся в спокойных и застывших позах, наделены одними и теми же атрибутами, имеют одинаковую условную раскраску: красно-коричневую — для мужских, желтую — для женских, черную — для волос, белую — для одежд. Еще одна особенность египетской пластики — геометризм: абсолютная симметрия, четкость линий, строгая уравновешенность правой и левой половины тела. Наиболее известными скульптурными творениями являются «Сельский староста», «Писец Каи», статуи- портреты царевича Рахотепа и его жены Нофрет и др.
Среднее царство
Вслед за смутным временем, установившимся между царствиями, последовало Среднее царство, которое явилось вторым периодом рассвета Древнего Египта. Данную эпоху обычно называют классической. В этот период интенсивно развивается выплавка металла и египтяне широко используют орудия из бронзы. К уже имеющимся ремеслам добавляется производство стекла. Расширение и улучшение оросительной системы способствовало новому подъему земледелия.
В социальной сфере усиливается роль средних слоев. Изменения происходят и в других областях жизни. Заупокойный культ обслуживает теперь не только царей и вельмож, но и средние слои. Наблюдается переосмысление роли фараона: он воспринимается не только как бог, но и как конкретный живой человек. В целом же значение сакральной культуры несколько ослабевает. Возникают даже сомнения в загробной жизни. Возможно, благодаря этому невиданный подъем и расцвет переживает наука.
Успехи в деле мумификации и бальзамирования были достигнуты благодаря развитию медицины, знанию анатомии и физиологии человека. Египетские целители-жрецы разрабатывали учение о мозге, кровеносных сосудах, пульсе и сердце. Не менее впечатляющими были успехи в математике и астрономии. От египетских математиков до нас дошло несколько десятков текстов, посвященных решению теоретических и практических вопросов. Геродот справедливо называл египтян учителями геометрии. Египетские астрономы неплохо знали небо, умели предсказывать солнечные и лунные затмения, начало разлива Нила; их солнечный календарь становился все более совершенным.
В художественной культуре Среднего царства архитектура остается ведущим искусством, развиваясь по-прежнему в единстве со скульптурой и рельефом. В этот период продолжается сооружение пирамид, но их строят не из камня, а из кирпича-сырца, что делает их недолговечными.
В эпоху Среднего царства широкий размах получает храмовое строительство, в котором наряду с заупокойными появляются другие сооружения. Храмы украшаются обелисками, внушительными и многочисленными колоннами и роскошными декором. Самым знаменитым стал заупокойный храм Аменемхета III. названный греками Лабиринтом. Он занимал огромную территорию (7,2 га) и представлял собой гигантский комплекс многочисленных и великолепных сооружений. Это был настоящий пантеон, храм бесконечного множества египетских богов. Геродот, видевший его и испытавший при этом глубокое восхищение и настоящее потрясение, счел, что храм превосходит сами пирамиды и не поддается никакому описанию словами. К сожалению, этот храм, как и большинство других, не сохранился.
Среднее царство характеризовалось настоящим всплеском художественной литературы. Хотя литература возникла в Древнем царстве, от этого периода мало что дошло до наших дней. От смутного времени Междуцарствия мы располагаем несколькими произведениями. Среди них — два дидактических сочинения, содержание которых составляют нравственные искания. Среднее царство представляют подлинные шедевры художественной литературы. К их числу относится прежде всего «История Синухета», которая по праву считается настоящим романом. В повести «Беседа разочарованного со своей душой» рассказывается о пессимизме человека, который видел много горя, устал от жизни, сомневается в существовании загробного мира.