Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:51, реферат
Эпоха Возрождения несколько позднее охватила и другие страны, культурный центр Европы постепенно стал перемещаться из Италии на север. Так в разных странах он выражал и идею дворянской культуры времен рассвета абсолютизма, борьбы за национальное единство, вкусы бюргерства. Там предметный мир наряду с мощным влиянием итальянского искусства и ремесла испытал влияние и своих местных условий. Для Франции, Голландии, Германии традиционным было совсем иное отношение к интерьеру, и прежде всего тяга к его замкнутости, к большому уюту. Это хорошо передают живописные полотна художников северного Возрождения
Распространение стиля барокко в Европе
Эпоха Возрождения несколько позднее охватила и другие страны, культурный центр Европы постепенно стал перемещаться из Италии на север. Так в разных странах он выражал и идею дворянской культуры времен рассвета абсолютизма, борьбы за национальное единство, вкусы бюргерства. Там предметный мир наряду с мощным влиянием итальянского искусства и ремесла испытал влияние и своих местных условий. Для Франции, Голландии, Германии традиционным было совсем иное отношение к интерьеру, и прежде всего тяга к его замкнутости, к большому уюту. Это хорошо передают живописные полотна художников северного Возрождения
Жизнерадостные реалистические начала свойственны барокко во Фландрии (живописцы П. П. Рубенс, А. ван Дейк, Я. Йордане, Ф. Снейдерс). Барокко получило распространение в Испании, Португалии (и их колониях в Америке и Азии), на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль.
Конечно, протокольной точности от картины ожидать нельзя. Изображая бытовые сцены, немцы, фламандцы и французы были склонны преувеличивать тесноту и обилие предметов, в то время как итальянские живописцы, наоборот, стремились уничтожить границу внутреннего и внешнего пространства, раздвинуть стены комнат, лишая их иногда предметного наполнения.
По сравнению с итальянскими палаццо здесь ниже потолки, меньше окна и двери. В отделке стен превалирует дерево, совсем иную, более заметную роль играет мебель и домашняя утварь — они зримо заполняют пространство интерьера.
На картинах и гравюрах можно не только разглядеть отдельные предметы, но и проследить их «жизнь» в бытовой среде. Под потолком — изящные металлические люстры на несколько рожков, на столе масляный светильник или подсвечник, а рядом щипцы, чтобы снимать нагар со свечей. Важное место в комнате занимает камин, дающий столь ценное для северян тепло и вместе с ним уют.
Вещи в комнате несут на себе следы занятий человека. На столе ученого — наклонная подставка для тяжелых книг с переплетом из телячьей кожи и массивными бронзовыми застежками. Рядом письменные принадлежности и песочные часы. Мотки шерсти в плетеной корзине — это материал для рукоделия, которым занимаются женщины. Около трапезного стола расположен встроенный в шкафчик умывальник, а рядом висит полотенце.
Убранство этих столов предстает еще довольно скромным. На них не увидишь сервизов или приборов, расположенных перед каждым сидящим. На столе находятся лишь большие блюда, миски, кубки, иногда кувшины для разного рода питья.
Посуда обычно разрозненная, наряду с металлической — глиняная или стеклянная. В ходу были и деревянные миски и ложки. Иногда металл сочетался с деревом —так делали кадушки и ведра. Вся эта разностильная посуда использовалась не только по своему прямому назначению, но и служила украшением — ее размещали на полках, на шкафчиках, вешали на стенах.
Предметы не знали границ — европейская знать зачастую обставляла свои комнаты привезенной из Италии мебелью а об утвари и говорить нечего, она служила предметом торговли; в городах Средней Европы можно было встретить венецианское стекло, а в Италии арабскую керамику. Предметы бытового обихода, утварь покупали у приезжих купцов привозили из военных походов.
Хотя местная традиция и имела большое значение, формы предметов, тип мебели европейских стран, расположенных севернее и южнее Альп, были в общем сходны. Но некоторые особенности их были устойчивы даже в пределах одной страны. На севере Франции в Бургундии, например, шкафы отличались необычайной массивностью, украшались спиралевидными колонками, фигурами атлантов и другой резной скульптурой. В то же самое время шкафы парижских столяров были несравненно уже и выше, а украшающие их рельефы сдержанны и графичны.
Домашняя утварь рядового горожанина переходила от поколения к поколению, но в кругу знати шла неустанная погоня за модой, беспрерывное наращивание пышности и богатства форм, отделки предметов.
К началу XVII века создаются грандиозные дворцы и храмы, удивительные по своим масштабам ансамбли площадей со стремительно уходящими в глубину и ввысь лестницами, сложнейшими, украшенными скульптурой фонтанами. Особенным размахом отличались постройки Рима: протяженность каждой из колоннад собора св. Петра, например, превышала триста метров.
В отделке интерьеров богатых дворцов стали особенно широко применять лепнину, скульптуру, живопись, самые богатые отделочные материалы, вплоть до золота.
Хотя формы различных предметов (и мебели в том числе) становятся особенно богатыми и разнообразными, логика построения целого еще сохраняется. Как бы ни была сложна и запутанна композиция архитектурного произведения или предмета, скульптура, как и конструктивные детали, имеет свое определенное место. Этот принцип мы можем легко проследить на примере роскошного спального ложа с дивной резной спинкой и простыми прямоугольными опорами или шкафа, где строго функциональный объем завершает буквально растворяющаяся в воздухе резная скульптура. Контрасты плоского и рельефного, тяжелого и легкого роднят эти предметы с архитектурой того времени. Этот период в искусстве получил название барокко, а его стилевые признаки стали называться барочными.
Усложненность
и массивность — внешние
Обогатилась техника украшения мебели: наряду с резьбой и росписью получает распространение инкрустация из Дерева, перламутра, черепахи и бронзовые накладки.
Влияние стиля проникало и в среду горожан среднего достатка, утилитарность в их быту все более и более стала сочетаться с эстетикой. Появилось больше самих предметов — это были столы для самых разных целей, шкафы и комоды. Наряду с традиционными табуретами уже встречались стулья и кресла. Мебель стали украшать резьбой, а иногда даже мозаикой из дерева. Но все это, разумеется, было несравненно скромнее, чем во дворцах знати.
Посуда
для массового обихода из керамики,
фаянса или из олова почти всегда
была чисто утилитарной. Традиционный
ее облик изменялся очень