Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:07, реферат
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выходец из беднейших слоев коми-зырянского народа, освоивший грамоту лишь в 14 лет. Вскоре он стал крестьянским революционером, вступив в партию эсеров. Получив известность еще до февральской революции 1917 года, он подвергался преследованиям царизма, вскоре стал одним из лидеров своей партии.
Введение.
Три типа культуры:
- Идеациональная культура
- Чувственная культура
- Идеалистическая культура
Теория Питирима Сорокина
Теория
Исторические данные, доказывающие теорию
исследования Греции
исследования Рима
исследования Европы
Четыре фазы состояния общества и его культуры
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение.
Три типа культуры:
Теория Питирима Сорокина
Теория
Исторические данные, доказывающие теорию
исследования Греции
исследования Рима
исследования Европы
Четыре фазы состояния общества и его культуры
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Я выбрала тему,
связанную с Питиримом
Питирим Александрович
Сорокин (1889-1968) – выходец из беднейших
слоев коми-зырянского народа, освоивший
грамоту лишь в 14 лет. Вскоре он стал
крестьянским революционером, вступив
в партию эсеров. Получив известность
еще до февральской революции 1917
года, он подвергался преследованиям
царизма, вскоре стал одним из лидеров
своей партии. Активно сотрудничал
в Государственной Думе, был одно
время секретарем главы правительства
– А.Ф. Керенского, позднее – профессором
Петроградского университета. После
Октябрьского переворота, который Сорокин
встретил в штыки, его арестовали
большевики по обвинению в покушении
на Ленина. Он скрывался в лесах
русского Севера, но потом примирился
с победой новой власти и написал
нашумевшее открытое письмо, объявляя
всем о своем разрыве с эсерами.
Это письмо и послужило поводом
для написания известной статьи
Ленина «Ценные признания Питирима
Сорокина», сделавшей его известным
на всю тогдашнюю Россию. В 1922 году
по инициативе Ленина и Дзержинского,
Сорокин вместе с большой группой
ученых и писателей, представлявших
цвет русской общественной мысли, был
выслан из страны. В 1923 году ученый переезжает
в США, где становится одним из
ведущих социологов и культурологов.
Три
типа культуры
В своих многочисленных трудах он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, объединенных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений. Под воздействием «двойственной» природы человечества: существа мыслящего и существа чувствующего, и формируется каждая культурная суперсистема. Исходя из этого, он выделял три типа культуры: два противоположных друг другу типа – идеациональный, если преобладает «истина веры», и чувственный тип, если преобладает «истина чувств», и третий – смешанный, промежуточный между ними тип – идеалистический, где «человеческими умами будет руководить истина разума». Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры философ наполняет фактическим содержанием, выделяя ее основные составляющие – искусство, истину, мораль, право, что является «основой и фундаментом всякой культуры»1 – и давая им характеристики.
Идеациональная культура, по своей сути, религиозна. Она основана «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности»2.
Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями – сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события.
«Это не искусство одно профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой»3. Стиль этой художественной культуры символичен и во многом формален. Художественный образ идеационального искусства воплощается: в архитектуре церковных зданий, богослужебных музыкальных песнопениях, в религиозных литературных молитвах. Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». «Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях»4. Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным Абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные. В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям в этой культуре негативно. Главным является безупречное исполнение людьми своих обязанностей между Богом и обществом. Идеациональное право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Нормы, законы и формы применения религиозных устоев в идеациональной культуре абсолютны и жестки. Юридическое сознание данного общества «свободно от всяких сомнений, не допускает критики и обсуждения»5.
Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной.
Сенситивное искусство
живет и развивается в мире
чувств. Его темпами и персонажами
являются реальные события и представители
различных социальных групп. Задача
искусства – доставить
Серьезные проблемы, по мысли Соркина, существуют и в функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме культуры подменяется мешаниной «из кое-как склеенных друг с другом фрагментов науки»7.
Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспект, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Для главных составляющих идеалистической культуры действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.
Теория
Питирима Сорокина
Питирим Сорокин делает предположение, что периоды перехода одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, «когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла»8, когда конфликт между ценностями различных людей и социальных групп становится необычайно острым, то такие периоды перехода порождают борьбу особой интенсивности, выражаясь в огромном диапазоне различности форм: самоубийства, преступность, жестокость наказаний, бунты, восстания и революции.
В некоторых
обществах такие переходы выражаются
в виде международных войн. «Чем
более велик и глубок по своей
сути переход, тем больше насилия
содержится во взрыве революций, войн,
преступности и наказаний»9. Такие
переходы всегда оставляли след в
истории как времена
С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, Сорокин старается ответить на вопрос: «А подтверждает ли история такое предположение?».
Используя надежный метод, автор исследовал все войны, известные в истории Греции, Рима и стран Запада с 500 г. до Р.Х. и до 1925 г. Это дает ему 967 важных войн. Каждая из них была рассмотрена с точки зрения продолжительности, размера армий и жертв. Беря за единицу измерения войны количество жертв на миллион соответствующего населения, Сорокин получает следующие «значимости» войн для каждого столетия (статистические данные взяты из произведения Питирима Сорокина «Кризис нашего времени»).
Для Греции:
V в. до Р.Х. – 29;
Начало IV в до Р.Х. – 48, конец IV в до Р.Х. – 36;
I в до Р.Х. — 33;
I в – 5;
III в – 13.
Самые высокие показания индексов для войн в истории Греции, V и IV века до Р.Х., совпадают с периодом перехода идеациональной культуры к чувственной. Когда в конце четвертого века до Р.Х.чувственная культура стала доминирующей и стабильной, то войн стало меньше.
Если взять
всю Римскую империю, то показатели
для войн и революций, используя
аналогичные измерения, намного
ниже. Сравнив эти статистические
данные, мы видим один и тот же
результат: при смене культур
индексы самые высокие.
Век Индексы для войн Индексы для революций
V в до Р.Х.
IV в до Р.Х.
III в до Р.Х.
II в до Р.Х.
I в до Р.Х.
I в после Р.Х.
II в после
Р.Х.
III в после
Р.Х.
1,3
IV в после
Р.Х.
V в после Р.Х.
В Риме с III по I века до Р.Х. наблюдался похожий переходный период. Отсюда очень высокие индексы революций для этих столетий и высокий индекс для войны в I веке до Р.Х. I и II века после Р.Х. говорят нам о прочно установившейся чувственной культуре и общества. Соответственно их индексы войны и революций были низкими. Третье столетие стало началом упадка чувственной культуры и установления христианской идеациональной культуры, отсюда и заметный рост кривых индексов войны и революций. В отношении войн периода с IV по VI столетия относительно надежных фактов нет.
Несколько яснее ситуация в средневековой Европе. Показатели движения войн для Европы, следующие:
XII в – 2-2,9;
XIII в – 3-5;
XIV в – 6-9;
XV в – 8-11;
XVI в – 14-16;
XVII в – 45;
XVIII в – 40;
XIX в – 17;
XX в – 52, и
это только для первой
Видно, что значения
для XII и XIII столетий очень низкие. В
конце XII века идеациональная система
начала приходить в упадок. Поэтому в XII
– XVII веках кривая индекса войн начинает
медленно расти с колоссальным скачком
в XVII столетии. К концу XVII века чувственная
культура праздновала триумф. Индекс войн
в XVIII веке несколько падает, а в XIX веке
– веке чувственной довикторианской и
викторианской культуры – индекс войны
резко падает, делая этот век «мирной эрой»
– почти такой же мирной, как XVI век. К концу
XIX века появляются определенные признаки
дезинтеграции чувственной культуры –
процесса, который приобрел катастрофическую
важность и темп в прошлом веке. Поэтому
в XX веке происходит уникальный скачок
индекса войны. Только за первую четверть
прошлого века значения превысили все
предыдущие значения за 25 столетий, и индикатор
52 XX столетия вычислен только за 25 лет
– с 1900 по 1925 год. Если к европейским войнам
с 1900 по 1925 годы прибавить последующие
войны, произошедшие до окончания столетия,
то последний век прошлого тысячелетия
наверняка окажется самым кровавым из
рассматриваемых двадцати пяти веков.
Обратившись к революциям, восстаниям и другим видам внутренней дезорганизации, следуя тому же методу, мы придем к схожей картине. Одно лишь несовпадение можно увидеть между значениями индексов внутренних беспорядков и воин, которое заключается в том, что кривая войны несколько отстает от кривой внутренних беспорядков. Войны, включающие не одно, а два или более обществ – одни из которых могут находиться в состоянии перехода, а другие – нет, немного задерживаются в своем росте после начала переходного периода, а также отстают в спаде после того, как новая культура или общество стабилизировалось. Поэтому главные пики и спады обоих феноменов не всегда совпадают.
Эти данные показывают нам об увеличении и уменьшении количества войн от столетия к столетию. Опираясь на них и знания из других наук, можно сделать вывод о том, что в периоды перехода одной формы культуры к другой, количество войн особенно увеличивается. Помимо этого, Питирим Сорокин очередной раз подтвердил, что культурные суперсистемы не конечны, что «смерть» культуры не имеет тотального и необратимого характера, более того, эта «мнимая смертная агония была ни чем иным, как острой болью рождения новой формы культуры»10. Из этих суммированных фактов можно сделать вывод, что вышеизложенное предположение хорошо подтверждаются статистикой войн за изученные 25 столетий.