Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:03, реферат
Готика - (от итал. gotico, буквально - готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII и XV-XVI вв.). Термин "готики" был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося "варварским".
РАННИЕ ЭТАПЫ ПОЯВЛЕНИЯ ГОТИКИ
Готика - (от итал. gotico, буквально - готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII и XV-XVI вв.). Термин "готики" был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося "варварским".
В идеологии и культуре времени готики сохранялись феодально-церковные основы. Она развивалась, как и романский стиль, в областях, где господствовала католическая церковь, и под её защитой. Готическое искусство оставалось по преимуществу культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с "высшими" иррациональными силами.
Ведущим типом в эпоху готики стал собор «Собор Парижской Богоматери» во Франции, как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Огромное пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.
Вместе с тем развитие искусства отразило кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил - городских, торговых и ремесленно-цеховых, а также придворно-рыцарских слоев. В период готики, с его более высоким уровнем развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания, эстетического освоения реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных устремлений и лирических эмоций: сложились новые архитектурные типы и тектонические системы.
Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни и т. д.). Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах.
Синтез искусств в готике несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система сюжетов намного шире, стройнее и логичнее; в ней отразились все средневековые представления о мире. Основным видом изобразительного искусства была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурной группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы; застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Вновь возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. По сравнению с античностью круг эмоциональных и этических ценностей существенно видоизменился: в искусство вошли тема материнства, тема нравственного страдания, мученичества, душевной стойкости человека - жертвы насилия. Обращение к многообразию и противоречиям жизни, отражавшее столкновение социальных сил средневекового общества, обусловило сложность, конфликтность и драматизм искусства готики: в нём переплетались лиризм и трагические аффекты, высокая духовность и сатира, фантастический гротеск и неприкрашенная верность наблюдения натуры.
Готика зародилась в Северной Франции в середине XII в. и достигла расцвета в 1-ой половине XIII в. Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоятельной политической и экономической силы и новыми потребностями городской жизни; быстрому развитию французской готики способствовал национальный подъём, связанный с начавшимся объединением страны. Символами централизованного королевства и независимости растущих городов стали каменные готические соборы, получившие во Франции свою классическую форму. Необычайно высок (в соборе в Бове 47,5 м) и просторен интерьер, озарённый цветным светом витражей: ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый ритм арочек верхней галереи порождают чувство неудержимого движения ввысь и вперёд, к алтарю. Контраст высокого светлого главного нефа с полутёмными боковыми нефами создаёт живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов (в зрелой готике принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек, ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с диагонально перекрещивающимися ребрами образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками. Боковой распор свода передаётся связующими косыми арками на мощные наружные столбы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами. Вынесение наружу конструктивных элементов, нейтрализующих распор свода, позволило создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера, стремительного вознесения его вертикалей, умеряемого междуярусными членениями. В свою очередь обнаженные конструкции, окружающие собор с юга, востока и севера (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада), впечатляют наглядным выражением действия тектонических сил, мощью своего ритма.
В Германии расцвет Готики наступил в середине XIII в.. Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге,); на юго-заподе сложился тип однобашенного собора (Фрейбургим-Брейсгау); на севере строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275-1334 г.; Мариенкирхе в Любеке, около 1270-1350 г.), в которых упрощение планов, объемов и конструкции сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича (Мариенкирхе в Пренцлау, 1326-1340 г.). Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки - городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, госпитали, танцевальные залы - с арочными галереями, башенками, эркерами. Впечатляющая конкретность образов и мощная пластическая экспрессия отличают скульптуру соборов (Бамберг, Магдебург, Наумбург XIII в.), располагавшуюся, как правило, в интерьерах. Виртуозной изобретательностью отмечены декоративные изделия (эмали Рейнской области, реликварии, кубки, ковры, мебель). Поздняя немецкая готика (конец XIV - начало XVI вв.) породила блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499-1525 г.) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Мейсене,) со сложными сводами; расцвели алтарные скульптура и живопись. Крупные готические постройки возникли в Австрии (готические части собора св. Стефана в Вене, 1304-1454 г.) и Швейцарии (собор в Берне, 1421-1588).
Славу нидерландской готики принесли великолепные башни соборов в Антверпене (1521-1530 г.) и Мехелене (1452-1578 г.), но особенно гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, 1200-1304 г., в Брюгге, 1248-1482 г.; ратуши в Брюсселе, 1401-1455 г., Лёвене, 1448-1459 г., Ауденарде, 1526-1537 г.), декор которых подчас фантастически сложен и богат.
В Англии предпосылки для готики возникли раньше, чем на континенте (первые в Европе готические своды - в соборе в Дареме, около 1130-1133 г.), но развитие её, прерывавшееся внутренними историческими потрясениями, было замедленным и длительным. Английские соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой невысокий вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Упрощённость и геометричность объёмов как бы возмещаются сложностью узора на фасаде и сводах. По формам декора различаются стили: ранний ("ланцетовидный"; собор в Солсбери, 1220-1266 г.), "украшенный" (близкий к "пламенеющей" готике; собор в Эксетере, между 1275-1375 г.) и "перпендикулярный", не имеющий аналогий в др. странах и отличающийся дробным ритмом непрерывающихся вертикалей на стенах и окнах и чисто декоративным прихотливым плетением нервюр на сводах и резных потолках (хор собора в Глостере, 1329-1377 г.; капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446-1515 г.). С готикой связан расцвет английской книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву и вышивки. Влияния английской, французской, а также немецкой кирпичной готики переплетались в готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готической части 1180-1320 г.), Дании (собор св. Кнуда в Оденсе, около 1300-1315 г.), Швеции (церковь в Вадстене, 1369-1430 г.).
В Испании городские соборы (Леон, 1205-1288 г.; Севилья, 1402-1506 г.) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом со скульптурой и живописью. Влияние мавританского искусства сказалось особенно сильно в готической Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготические однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укрепленные контрфорсами стены (собор в Жероне, 1325-1607 г., ширина нефа 24 м). Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке, 1426-1451 г.). В XVI в. готические конструкции были перенесены в испанской колонии в Америке.
Своеобразна готика Италии, где в XIII-XIV вв. готические элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип (собор в Орвието, 1290-1569 г.); даже храмам с готическими сводами (Санта-Мария Новелла во Флоренции) присущи статичность масс, ясная обозримость обширного пространства. В богатых итальянских городах велось интенсивное строительство гражданских зданий - ратуш (Палаццо Публико в Сиене, 1297-1310 г.) и дворцов (Дворец дожей, в основном XIV-XVI вв., и Ка д'Оро, 1422-40 г., в Венеции), где были оригинально переработаны черты готического стиля. Влияние венецианской готики ощутимо в архитектуре Далмации, Греции, Крита, Кипра. В итальянском изобразительном искусстве распространение готики было ограничено ранним развитием культуры Возрождения.
В восточных
областях Европы готическим постройкам
нередко присущи крепостные черты,
лаконизм и даже суровость форм. В Венгрии
готика распространилась в конце XIII-XV
вв. (церковь св. Михаила в Шопроне, замок
в Вишеграде). Расцвет чешской готики относится
к XIV в., когда были начаты собор св. Вита
и Староместская ратуша в Праге, зальный
храм св. Барбары в Кутна-Горе (1388-1547 г.),
построены Карлов мост в Праге (1357- 1378 г.),
королевский замок Карлштейн (1348-1357 г.)
и зальные церкви южной Чехии. Готика распространилась
в Словакии (собор в Кошице, 1382-1499 г.), Словении
(церковь в Птуе), Трансильвании (Чёрная
церковь в Брашове). В Польше развитие
готики началось в XIII-XIV вв. Войны с Тевтонским
орденом стимулировали развитие крепостной
архитектуры, а подъём городов обусловил
расцвет светского зодчества (ратуши в
Гданьске, 1378-1492, и Торуни, 13-14 вв.). Церкви
строились в основном из кирпича (костёл
Девы Марии в Кракове; зальный костёл Девы
Марии в Гданьске, 1343-1502 г.) и нередко украшались
фресками. В Латвии переход к готике падает
на XIII-XIV вв. (Домская церковь в Риге; замок
в Цесисе). В южной Эстонии в XIV в. строились
кирпичные готические церкви (церковь
Яани в Тарту, до 1323 г.). Готический облик
Таллина определился в XIV-XV вв, когда были
построены стены и многие башни, сложились
укрепленный центр - Вышгород (Тоомпеа)
и бюргерская часть города с ратушей (до
1341-1628 г.) и церковью Олевисте. К XIV-XV вв.
относятся и ранние готические памятники
Литвы (Тракайский замок на острове); в
XV-XVI вв. богатый кирпичный декор получают
церковь Онос в Вильнюсе (окончена в 1580
г.) и дом Перкуно в Каунасе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Готическая
и романская архитектуры
Романская
архитектура сложилась в
Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и углублено.
К концу XII в. на смену романскому искусству приходит готика (термин был впервые применен ренессансными историками для характеристики всего средневекового искусства, которое ассоциировалось у них с варварским искусством).
Эпоха
готики (конец XII - XV вв.) - это период,
когда в средневековой культуре
все большую роль начинает играть городская
культура. Во всех областях жизни средневекового
общества возрастает значение светского,
рационального начала. Церковь постепенно
утрачивает доминирующие позиции в духовной
сфере. По мере развития городской культуры,
с одной стороны, начали ослабевать церковные
ограничения в области искусства, а с другой
- стремясь максимально использовать идеологическую
и эмоциональную силу искусства в своих
целях, церковь окончательно вырабатывает
свое отношение к искусству, нашедшее
выражение в трактатах философов этого
времени. Характерные черты готической
скульптуры могут быть сведены к следующему:
интерес к явлениям реального мира; фигуры,
олицетворяющие догматы и верования католической
церкви, становятся более реалистичными;
усиливается роль светских сюжетов; появляется
и начинает играть главенствующую роль
круглая пластика (хотя рельеф не исчезает).
Готическое искусство с его интересом
к явлениям реального мира, усилением
роли светских сюжетов, стремлением к
жизненной выразительности, конкретности
скульптурных образов подготовило расцвет
искусства Ренессанса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ