Раннее христианство как социально-культурный феномен поздней античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:49, реферат

Описание работы

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имею¬щем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Содержание

Введение 3
1 Предпосылки возникновения христианства 4
2 Ранние христианские общины 6
3 Развитие христианской мифологии 8
4 Возникновение христианской церкви и культа 10
5 Превращение христианства в государственную религию 13
6 Разновидности христианства 16
6.1 Православие 16
6.2 Католицизм 18
6.3 Протестантство 20
6.4 Лютеранство 21
6.5 Пресвитериане 22
6.6 Англиканская Церковь 22
6.7 Баптизм 22
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Раннее христианство как социально-культурный феномен поздней античности.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет прикладной математики и  телекоммуникаций

 

Кафедра радиоэлектронных средств

 

Специальность 200900 – Сети связи и системы коммутации

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине “Культурология”

По Теме: «Раннее христианство как  социально-культурный феномен поздней античности»

 

 

 

 

 

 

Студент з/о группы СК-09

__________________Н.С. Васенин

__________________

 

Преподаватель

__________________С.В. Соловьев

__________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров 2010

 

Содержание

 

 

1 Предпосылки возникновения христианства 4

6.3 Протестантство 20

6.4 Лютеранство 21

6.5 Пресвитериане 22

6.6 Англиканская Церковь 22

6.7 Баптизм 22

Заключение 23

Список литературы 24

 

 

 

Введение

 

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств. Христианство – (от греч. – Christos – помазанник) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской  деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутствуют. Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного. Так что же такое Христианство. Если говорить совсем коротко, это религия в основе, которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте,  как человек. Его смерть и последующее воскрешение из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным дело Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

 

1 Предпосылки возникновения христианства

 

Христианство  возникло в 2-й половине 1 в. н. э. в  восточных провинциях Римской империи. Религии древнего мира обычно были ограничены в своём распространении той или иной народностью; например, существовали религии египтян, римлян, иудеев, вавилонян, персов; эти религии тесно связанные с теми или иными государствами служили интересам их хозяев. Для этих религий было характерно презрение к рабам, к рабскому труду. Новая религия должна была обращаться ко всем народностям обширной Римской империи, не взирая, на какие либо этнические рамки, отбросив различные ограничительные обряды и церемонии, свойственные прежним религиям. Она должна была обращаться ко всем социальным слоям общества, в том числе и к рабам, которые могли быть членами новых религиозных общин, впервые провозглашая абстрактное равенство в виде равенства людей перед богом. Ее возникновение было частично подготовлено попытками римской государственной власти установить единый государственный культ для всей империи в виде культа объявленного богочеловеком императора, равно обязательного для всех народностей, населяющих империю. Христианство было подготовлено также процессом смешения различных верований в Римской империи и распространения культов некоторых божеств [например, Исиды (Египет), Митры (Иран)] за пределами той страны, в которой они первоначально почитались. Новая религия, отразив начало краха античных мировых порядков, была вместе с тем зародышем идеологии, более соответствовавшей элементам новых общественных отношений. 

Для идейной  атмосферы, в которой возникло христианство, было характерно широкое распространение  различных идеалистических воззрений, религиозных и этичных учений. В этот период греческая философия  все более вырождалась в грубый идеализм, мистику, превращалось в богословие. Идеи этой философии, призывавшей к отходу от познаний естественного мира, природы и восхвалявший «дух» и мистическое созерцание, широко распространились во всей Римской империи. Римский философ-стоик Сенека («дядя христианства», по выражению Энгельса) учил, что тело – бремя души и наказание для нее, что земная жизнь есть лишь прелюдия к загробной жизни души, что эта жизнь доступна всем слоям населения. Идеи греческой идеалистической философии оказали также влияние на пользовавшиеся известностью учение философа 1 в. н. э. Филона Александрийского, которого Энгельс назвал «отцом христианства». Филон учил, что материальный мир, в том числе и природа человека, - начало греховное, низменное,  тело темница души. Бездна отделяет мир духовный от мира материального, но между этими мирами существует посредник – божественный логос, спаситель, мессия, при посредстве которого греховный человек, проникаясь верой, может спастись. Филон переработал также еврейские мифы о мессии – спасителе, рожденной девой полубоге. Для этого времени характерно было распространение различных мистических течений гностицизма, также разрабатывавших учение   о божественном логосе – посреднике, и заявлявших, что путем мистики можно достичь познания скрытых вещей, «премудрости», «просветления» и «спасения».

В древних политеистических религиях, известных в тот период, большее значение имело представление  об «искупительной жертве» богам  за «прегрешения» людей, которые  таким образом могли «очистится». Широкое распространение во всех странах древнего мира имела также вера в божественных спасителей, тесно связанных с ежегодным умиранием и воскресением растительности и культом Солнца. Все эти верования и легли в основу христианского представления « о богочеловеке», «сыне божьем», сошедшим на землю, принявшем страдание и смерть в целях искупления людей от «первородного греха». 

 

2 Ранние христианские общины

 

По-видимому, первые общины, признававшие нового бога, спасителя  Христа, сложились в Малой Азии, в Эфесе, Тиатире и др., а также в Александрии (в Египте); научных данных о возникновении этих первых общин в Палестине (о которых говорит христианская традиция) нет.

Первые христианские общины отличались простотой организации: их члены устраивали собрания, совместные трапезы. На собраниях произносились проповеди. Отдельные общины обменивались посланиями. Во главе общин стояли проповедники. Не было еще ни церковной организации, ни упорядоченного культа, ни строго установленной мифологии.

Возможно, что  в начале у этих сект не было даже единодушия в отношении названия для нового бога Христа-помазанника. Некоторые признавали своим божеством Иоанна – отшельника и проповедника отшельничества, которой позднее в христианской легенде был низведен до роли «предтечи», официального предшественника Иисуса Христа. В других общинах для нового бога было взято имя полузабытого иудейско-израильского «спасителя» Иисуса, культ которого, по-видимому, находился в связи с именем почитавшегося евреями героя библейских мифов – Иисуса Навина. Возможно, что нового бога ранние христиане представляли как возрождение некого древнего божества. Отголоски таких представлений сохранились и в Евангелии, где об Иисусе Христе сказано: «… Одни говорили, что Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился;  а иные, что один из древних пророков воскрес» . Очертания мифа о новом боге Христе вначале были крайне расплывчаты: вера в чудесное рождение, смерть и воскресение бога-спасителя – вот, пожалуй, и все, что объединяло ранние христианские общины в области вероучения. Гораздо больше их объединяла ненависть по отношению к Риму, который изображался в виде пьяной от крови замученных блудницы, в алой одежде сидящей на звере с 7 головами. Первые христиане были убеждены, что Рим – великая блудница – скоро будет разрушен, все приверженцы Рима и сам дьявол будут низвергнуты и заключены в темницы, а на земле восторжествует «царство Божие» во главе с Христом. По истечении тысячи лет дьявол освободится и будет новое сражение духов и новое окончательное поражение дьявола. Вера в тысячелетнее «царство Божие», т.н. хилиастические настроения, известны нам по религиозным памятникам различных народов древнего мира, в том числе и египтян, чрезвычайно характерны для раннего христианства, жившее надеждой на сверхъестественное избавление и близкое торжество над грешным и ненавистным Римом. Христианская мифология, догматы и культ сложились лишь в последствии, в борьбе многочисленных христианских сект, в результате столкновения с различными религиозными течениями греческого или древневосточного происхождения. В древнейшем памятнике христианской литературы «Откровении Иоанна» («Апокалипсисе»), написанном в Малой Азии около 69г. н. э. нашли отражения лишь бунтарские настроения: ненависть к Риму, ожидание скорой гибели мировой империи, «конца света», когда Христос устроит «страшный суд», произведет на земле расправу и установит «царство Божие». В «Откровении» не упоминается рассказы о земной жизни и страданиях Христа, которые затем заполнили Евангелия. Образ Христа наделен исключительно фантастическими чертами: он родился на небе от жены, «одетой в солнце и увенчанной звездным венцом» и т.д. Вместе с тем «Откровение» показывает, что в христианстве уже в то время боролись различные течения. Бунтарским настроениям в ходе этой борьбы не суждено было победить. Надежда на сверхъестественное избавление, на «божью волю», а не вера в человеческие силы, в возможность борьбы господствовала в сознании людей.

Постепенно  в христианстве преобладающее значение получало то течение, которое призывало людей смиренно и терпеливо «нести свой крест», ожидая божественного избавления. В вероучении все больше подчеркивалось страдание бога-спасителя, и сам культ «богочеловека» стал, по сути, обожествлением человеческого страдания.

 

3 Развитие христианской мифологии

 

С победой в христианстве течения, которое призывало к примирению с действительностью, «второе пришествие» Христа было отодвинуто в неопределенное будущее. Надежды на скорое крушение «мира зла» пресекались. Одним из важных вопросов, который следовало тогда решить, был вопрос об отношении новой религии к иудаизму. Новое течение подчеркивало, что христианство – самостоятельная и единственно истинная религия для всего человечества, а иудаизм был лишь подготовкой этой религии и теперь потерял всякое значение. Возможно, что некоторая консолидация общин впервые была достигнута в г. Антиохии. Христианская легенда рассказывает, что там впервые сторонники новой религии начали называться христианами . В этот период новыми чертами наделяется и образ Христа. Тогда был создан идеализированный образ христианского проповедника, который должен был служить примером для многочисленных праведников в христианских общинах. Хотя «Послания апостолов» ничего еще не говорят о земной истории Христа, но уже подчеркивают, что новый бог приходил на землю и в человеческом образе претерпел смерть на кресте, затем воскрес и вернулся на небо к своему отцу. Образ Христа рисуется теперь не только как образ нового бога, спасителя, посланного на землю для искупления грехов людей, но, как и некоего исторического деятеля, основателя новой религии. Стремление так изобразить новое божество нашло свое выражение в составлении повествований о жизни, смерти и воскресении Христа, т. н. Евангелий (греч. – благовестие). Составлению Евангельских повествований предшествовало появление многочисленных сборников ходовых изречений, т. н. «Логий», принадлежащих различным проповедникам христианских общин, но приписывавшихся Христу. Некоторые из них содержат, помимо изречений, также краткие пояснения тех вымышленных обстоятельств, при которых Христос будто бы призносил те или иные изречения. В основе евангельских повествований лежат сборники изречений, дополненные несколько видоизмененными сказаниями древних религий о чудесном рождении богов, об их чудесах, пророчествах, смерти и воскресении. Так, евангельский рассказ о рождении Христа, по-видимому, представляет собой переработку древнеегипетского сказания о рождении сыновей бога Солнца, которые родились в бедной обстановке, мать которых должна была скрывать их рождение, боясь козней грозного царя Хеопса. Изложение обстоятельств смерти и воскресении Христа напоминает описания празднеств по поводу смерти и воскресения вавилонского бога Бела – Мардука. В этих празднествах изображалось, как на боге разрывали перед казнью одежды, как бог заточался в темницу, как его оплакивала женщина, как вместе с богом наказанию подвергался и разбойник – все это было, затем воспроизведено в повествовании о смерти Христа. Т. о., когда встала задача создать жизнеописание нового бога как основателя новой религии, обратились к старым мифам и сказаниям о египетских и вавилонских богах. Евангелия обычно приписывались мифическим ученикам Христа – апостолам (известны Евангелия от Марка, Иоанна, Матфея, Луки, Петра, Якова, Иуды, Никодима и др.); сохранились также отрывки Евангелий от евреев, египтян и т. д. Все они по-разному изображали жизнь Христа и по-разному излагали со ссылками на него некоторые основы христианского вероучения. В 4 веке церковь отобрала и признала священными (каноническими) только 4 наименее противоречившие друг другу Евангелия (Луки, Марка, Матфея и Иоанна), однако свести эти четыре повествования к к.-н. одному все же оказалось невозможным. Остальные многочисленные Евангелия были объявлены ложными («апокрифическими») и осуждены на уничтожение. В Евангелиях история возникновения новой религии излагалась так: христианство возникло в Палестине (т. о., никакая христианская община в диаспоре не могла претендовать на первенство); основатель нового религиозного учения – бог, сошедший на землю Иисус Христос, родился в семье девы Марии и плотника Иосифа при царе Ироде и римском наместнике Квиринии. Уже в этом важнейшем утверждении Евангелий заключается историческая несообразность: Квириний правил десять лет спустя после смерти царя Ирода. Когда же родился Христос? При Ироде или десять лет спустя после его смерти? Далее по Евангелиям Христос был осужден и казнен при двух иудейских первосвященниках Анне и Каифе. Но этого не могло быть, ибо у евреев всегда был один первосвященник. Когда же был казнен Христос? Евангелия возникли среди людей, которым не только исторические обстоятельства 1-го века, но даже география Палестины были известны крайне плохо. Маленькое Генисаретское озеро, где с одного берега виден другой, составители Евангелий называют «Галилейским морем» и рассказывают о страшной буре, разразившейся на нем. Даже богословов давно смущало упоминание огромных стад свиней, которые в Палестине не разводились. Евангелия противоречат также друг другу в своих рассказах о Христе. Например, в Евангелии от Матфея родители Христа постоянно живут в городе Вифлееме, у них в доме и родился Христос. В Евангелии от Луки – родным городом Марии и Иосифа был Назарет; Христос родился не в доме, а в стойле для скота, около Вифлеема. Количество предков и их имена в Евангелиях от Луки и от Матфея и их имена в Евангелиях от Луки и от Матфея различны. Эти противоречия отразили разные этапы и разные течения в развитии христианской идеологии. В целом Евангелия были уже лишены бунтарских идей; основной смысл их проповеди: смирение и терпение, покорность власть предержащим; «отдайте кесарево кесарю, а божие богу» - говориться в Евангелии от Матфея. Евангелия призывали сносить все страдания в действительной жизни во имя награды «на том свете».

 

4 Возникновение христианской церкви и культа

 

Изменения в  христианской идеологии во 2-3 вв. тесно  связаны с вступлением в общины в большом количестве богатых  людей. С конца 2 века начался кризис рабовладельческого способа производства, которых в 3 веке приобрел особо острые формы. Этот кризис все более сказывался и на господствующих классах, которые искали выхода в религии. Вступающие в христианские общины богатые люди, жертвуя в общие кассы часть своих средств, приобретают значительное влияние, выдвигаются на первое место. Первоначально руководили общинами различные проповедники, «пророки», «апостолы». Большой вес имели старшие по возрасту или пользовавшие уважением старейшины («пресвитеры»). Для заведования кассой и хозяйственными делами выбирались надзиратели («епископы»). Никаких особых прав эти должностные лица не имели, все члены общины считались равными. Дальнейшая история христианских общин показывает, что епископы становятся главами общин, все, более сосредотачивая в своих руках распоряжения общинными средствами. Пресвитеры становятся помощниками епископов. Появляются низшие служители – диаконы. Значение проповедников, апостолов, пророков все более падает. Руководители общин – епископы, пресвитеры, диаконы, сосредотачивают в своих руках все дела общин и обособляются от остальных верующих. Разрабатывается учение, согласно которому согласно которому эти должностные лица обладают божественной «благодатью», вследствие чего только они могут совершать религиозные обряды, а быть наставниками остальных членов общины. Совершается процесс превращения прежних общин в церковную организацию, состоящую из «клира» (духовенства) и «мирян». Клир добивается всё большей власти над «мирянами». Должность епископов привлекает богатых людей, более образованных и умеющих распоряжаться хозяйственными делами. Эта должность дает своим носителям почет, обеспечивает влияние и доходы. Укрепляются связи и между общинами, совершается процесс образования единой христианской церкви, управляемой епископами. С зарождением церковной организации всё более разрабатывается и усложняется культ, мифология и догматика новой религии. Всё большее значение приобретают сказания о том, что Христос уже приходил на землю в образе человека, принёс себя в жертву за грехи людей и тем самым обеспечил верующим блаженную жизнь «на том свете», за гробом. Блаженства могут добиться не только бедные, как это часто подчеркивалось раньше, а все, кто верит в Христа, выполняет церковные обряды, подчиняется церковной дисциплине, проявляет смирение и терпение. Все те христианские течения, которые еще были проникнуты демократическими настроениями, свойственными ранее христианским общинам, стали теперь считаться стоящими вне церковной организации, сектантскими. Со 2 в. первоначальные общинные собрания и ужины-вечери развились в довольно сложные богослужения, в основе которых лежат древние колдовские действия, вера в священные предметы (кресты, амулеты и т. д.), отголоски древних жертвоприношений (напр., жертва воскурения — сжигание ладана) и т. д. Обряды всё более усложнялись, впитывая в себя исконные ритуалы и представления распространённых религий древнего мира, в первую очередь культов страдающих, умирающих и воскресающих богов растительности Древнего Востока: мифы, сказания и обряды, связанные с почитанием богов Осириса (Египет), Аттиса (Малая Азия), Адониса (Финикия и Сирия); обряды, в которых изображались смерть и воскресение этих богов; мифы и ритуал иранского бога-«спасителя» Митры, почитатели которого (митраисты) в эпоху кризиса рабовладельческого общества объединялись в общины, широко распространённые в Римской империи. Под влиянием митраистов развился в христианстве обряд причащения, сохранивший древнюю основу — представление о поедании «плоти и криви» божества с целью общения с ним. Эти обряды (поедание мяса священного зверя) известны еще со времен первобытно-общинного строя, они удержались в религиях древнего мира и вошли затем в христианство. Входящие в обряд крещения обливание водой, омовение и ритуальное купание также известны были в религиях древнего мира и были связаны с верой в колдовскую силу воды, оживляющей и очищающей от грехов. Миропомазание, по-видимому, было заимствовано из культа малоазийского бога Аттиса. Некоторые христианские празднества в основе своей восходят к праздникам иудейско-израильской религии, например, пасха — древнееврейский весенний праздник, соединённый христианами с обрядами в честь богов растительности. В Египте, например, существовали обряды, в которых изображалась и оплакивалась смерть Осириса; жрецы делали куклу из земли и зерен, поливали ее, сопровождая этот ритуал чтением молитв и заклинаний; когда зерна прорастали и кукла зеленела, в храме справляли празднество воскресения Осириса. Сходные обряды имелись в культе бога Адониса. Эти и подобные им обряды создали основу для празднования пасхи христианами. К празднику иудейской религии пятидесятнице был приурочен христианами праздник троицы, посвящённый «богу-отцу», «богу-сыну» и «богу-духу святому». Представление о троице (бог-отец, богиня-мать, бог-сын) было свойственно почти всем религиям древнего мира и в несколько переработанном виде вошло и в христианство. Праздник «богоявления», по-видимому, первоначально праздновался христианами в Египте, где в этот день (6 января), по древним религиозным верованиям, происходило рождение солнца-младенца. В 4 веке этот праздник справлялся уже всеми христианским миром.  3—4 вв. с христианскими праздниками успешно конкурировал праздник рождения бога Солнца — Митры, который справлялся в различных частях Римской империи 25 декабря (зимнее солнцестояние). В 354 году римская церковь ввела этот праздник митраистов в свой календарь и объявила день 25 декабря праздником рождения Христа. Примеру римской церкви последовали и другие христианские церкви. Праздник 6 января стал праздноваться только как день «богоявления» и крещения, а не Рождества Христова. В З—4 вв. всё большее влияние на христианство оказывают чрезвычайно распространенные в дренних религиях культы богинь-матерей (египетской Исиды, малоазийской Кибелы и др.). «Исида — царица небесная» — распространенный женский религиозный образ древнего мира. Христианство многое заимствовало из этого культа. Самый образ богини — матери с младенцем на руках, по всей вероятности, египетского происхождения; так изображалась Исида с младенцем богом Гором. В христианский культ были введены праздники «богородицы» («праздник очищения Марии», «благовещение», «успение» и др.), которые явились христианской переработкой праздников древних религий в честь богинь-матерей. Сравнительно поздно введенный в культ праздник «воздвижения креста Господня», по-видимому, был заимствован из древнеегипетской религии, в которой с отдалённых времён праздновалось «воздвижение столба бога Осириса». Этот столб с набитыми на нём перекладинами изображал дерево, жрецы на верёвках поднимали его с земли и устанавливали вертикально, изображая воскрешение растительности.

Информация о работе Раннее христианство как социально-культурный феномен поздней античности