Раннее белорусское зодчество и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 15:52, реферат

Описание работы

Зодчество. Раннефеодальные города на территории Беларуси, по свидетельствам летописей, появились в IX в., и к XIV в. насчитывалось более 50 поселений городского типа. Они играли роль административно-политических, оборонительных, экономических, культурных и религиозных центров, поддерживали хозяйственно-культурные и торговые связи с Киевом, Волынью, Новгородом, Прибалтикой, Византией, Кавказом, странами Средней и Западной Европы.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 25.96 Кб (Скачать)

 С появлением  гончарного круга производство  предметов из глины стало более  технически и эстетически совершенным.  Керамические изделия украшались  прямыми, волнообразными, зигзагообразными  линиями, насечками в виде елочек, цепочек. 

 В XIV–XV вв. было  налажено производство художественного  стекла в Полоцке, Гродно, Новогрудке, Турове. Из него делали разноцветные  браслеты, а также кубки, сосуды, бокалы. Дома богатых горожан  имели стеклянные окна. 

 На территории  Беларуси найдено много декоративных  шахматных фигурок, пуговиц, печатей,  крестиков и других изделий,  свидетельствующих о высоком  уровне художественного мастерства  наших предков. Так, самыми  ранними образцами шахматных  фигурок, выполненных из камня  или кости, являются фигурки  коней, найденные на реке Менке  под Минском (XI в.), в Новогрудке  и Турове (XII в.). В других местах  обнаружены также старинные шахматные  слоны, ладьи, пешки, короли, ферзи. 

 Изобразительное  искусство. По мере строительства  христианских храмов все более  распространялась культовая живопись, соединявшая местные традиции  с лучшими византийскими и  старорусскими иконописными образцами.  Наиболее давними являются фресковые  росписи Софийского собора XI в., Бельчицкого  и Спасо-Евфросиньевского монастырей  первой половины XII в. в Полоцке.  В Спасо-Преображенской церкви  привлекают внимание фрески «Голова  святой», «Молящийся святой»,  «Василий великий». Известно, что  церковь расписал мастер Кузьма  с помощниками. Реставраторами  найдено и восстановлено много  рисунков. Для фресок Спасо-Преображенской церкви характерны психологическая глубина, эмоциональность, духовная активность образов. Полоцкие мастера были хорошо знакомы с классической византийской манерой живописи XI– XII вв., а также, вероятно, с приемами романского искусства. 

 В витебской  Благовещенской церкви XII в. были  найдены фрески, изображающие св. Николая, а также ангела, воина  и других религиозных персонажей. Оригинальное соединение местных,  византийских и романских форм  – наиболее характерная особенность  ранних образцов иконописи. 

 В XIV–XV вв. в  древнебелорусской иконописи ярко  проявились черты национального  стиля. Среди сохранившихся икон  выделяются «Богоматерь Умиление»  из Малориты (Брестская область,  первая половина XV в.) и «Богоматерь  Одигитрия Иерусалимская» из  Пинска (вторая половина XV в.). В упомянутых  и им подобных образцах еще  прослеживаются традиции древнерусского  искусства. Одновременно в стиле  белорусской иконописи обнаруживается  связь с западноевропейским культовым  искусством. Убедительным тому примером  может служить найденная в  Слуцком районе икона «Богоматерь  Одигитрия» (конец XV – начало XVI в.), в которой используется древнерусская  манера письма в сочетании  с приемами белорусского культового  искусства и одновременно угадывается  влияние итальянской и так  называемой итало-критской школ  религиозной живописи эпохи Возрождения.  Обращает на себя внимание  богатая орнаментация нимба и  фона. Образы святых, строгие и  неподвижные, полны печали, но  их глаза – живые человеческие  глаза. Эта деталь придает ликам  печать земной духовности. 

 В целом в  эпоху средневековья для белорусской  иконы были характерны живость  и жизнеподобие образов святых (они смотрят на землю), богатство  орнаментальных украшений оклада  и фона (узорчатость), сочность и  яркость красок. В византийской  иконе преобладают темные тона  и сухие суровые лики. Белорусская  икона отличалась от русской  тем, что нимб над головой  Христа, Богоматери, святых орнаментально  прорабатывался. В русской же  иконе он всегда был гладким. 

'Одигитрия (с  греч. – Путеводная) в византийской  иконографии – один из ведущих  канонических изображений Богоматери  с младенцем, сидящим на левой  руке с жестом благословения.  Название происходит от константинопольского  монастыря Одегон. Этот иконописный  многовариантный канон встречается  уже в древнерусском искусстве  домонгольского периода. 

 Произведений  светской станковой живописи, датируемых XIV–XV вв., на территории Беларуси  не найдено. Однако есть свидетельства  о появлении в последние два  века белорусского средневековья  предпосылочных образцов портретного  жанра, которые зафиксированы  в контексте культовой фресковой  живописи. Имеются в виду отретушированные  лики государственных деятелей, князей, княгинь и членов их  семей. Так, в «Хронике» М.  Стрыйковского есть запись о  виденных им на фресках в  Замковой церкви Витебска изображениях  княгини Ульяны и ее мужа Ольгерда. В XV в. в схожей манере были написаны портреты Анны Радзивилл, слуцкого князя А. Олельковича, известного магната А. Ходкевича. Фресковая живопись украшала княжеские дворцы в Вильно, Троках, Витебске, Полоцке, Гродно, а также церковь в Сынковичах. Белорусских мастеров ценили за искусность и приглашали на работу в Краков, Люблин и другие польские города. Известно, например, что придворным живописцем у короля Ягайлы около 10 лет был Якуб Венжик из Беларуси. Фресковые картины белорусских художников на территории Польши сохранились, как правило, только во фрагментах, но они имеют большую историческую и художественную ценность, представляя особый интерес с точки зрения становления культурных связей двух соседних народов. 

 В XII–XIII вв. стали  распространяться иллюстрированные  рукописи с рисунками-миниатюрами.  Большой интерес в этом плане  представляет Радзивилловская летопись (датирована 1485–1495 гг., но переписана, вероятно, с более ранних оригиналов), в которой более 600 рисунков. Среди  них есть и миниатюры, обращенные  в далекое прошлое. Образы евангелистов  Матвея, Марка, Луки, Иоанна встречаются  в Оршанском, Лавришевском, Шерешовском  и ряде других евангелий, славящихся  своим художественным оформлением.  Со временем в белорусской  миниатюре усилилось западноевропейское  влияние, проявившееся в жизнеподобных  картинах, исторических и бытовых  сценках, напоминающих сюжетные  композиции мастеров итальянского  Проторенессанса и Раннего Возрождения. 

 Культурный быт  наших предков, их обрядовый  фольклор были тесно связаны  с пением, музыкой, танцами, театрализованными  выступлениями талантливых певцов, сказочников, музыкантов, танцоров, жонглеров. По городам и весям  ходили «веселые люди» – скоморохи,  для которых нехитрое искусство  было главным занятием и средством  существования. Скоморохи участвовали  в языческих и христианских  обрядах, сопровождали войско  в военных походах, без них  не обходились княжеские застолья, свадьбы, различные праздники.  О выступлении скоморохов рассказывают  рисунки Радзивилловской летописи. Благодаря этим миниатюрам белорусский  мастер В. Пузыня в 1993 г. воссоздал  древний белорусский музыкальный  инструмент хорум, напоминающий  тыкву-шар с вставленной в него  жалейкой. Несколько ранее, в 1980-е  гг., он реконструировал сурму,  басэтлю, дуду, усовершенствовал  лиру и жалейку. 

 К музыкальным  инструментам, возникшим в период  становления белорусской народности, относятся также трубы, бубен,  рог, гусли, барабан и другие  традиционные для восточных славян  инструменты. С принятием христианства  стало развиваться церковное  пение, адаптировавшееся к этническим  музыкальным традициям, национальному  мелосу. 

 В средние века  произошло формирование новой  народности, солидаризировавшейся  с мигрировавшими на ее территорию  этносами, становление уникальной  пограничной цивилизации, утвердилась  белорусская государственность.  Сложились национальная картина  мира со своими базисными символами,  литературный (старобелорусский) язык, ставший государственным, сам  стиль культуры коренной народности, который усваивали и обогащали  соседние национальности. Однако  ход становления национальной  цивилизации существенно осложнили размежевание и колебания политической элиты между «Востоком» и «Западом», противоборство между православием и католичеством. Положили начало глубоким духовно-нравственным исканиям выдающиеся деятели христианского Просвещения. Христианство, несмотря на конфессиональный раскол, значительно ускорило развитие отечественной культуры, придало ей разнообразие, эстетическую выразительность и духовную насыщенность. 

 Белорусская культура IX–XV вв. набирала силу, следуя демократическим  тенденциям, воздействовала на бытовой  уклад, образ жизни разных сословий. Возрастал образовательный и  духовный уровень городского  населения. Отечественная культура  в эпоху средневековья испытывала  влияние культур других стран  и народов и, в свою очередь,  оказывала обратное воздействие.  На всех направлениях ее развития  сформировались свои национальные  школы, подходы и стили, появились  высококвалифицированные мастера-ремесленники  и талантливые зодчие, создавшие  самобытные произведения и архитектурные  сооружения. 

 В эпоху средневековья  на белорусских землях интенсивно  развивались архитектура, живопись, декоративно-прикладное и музыкальное  искусство; совершенствовались мелкая  пластика, техника фрески, иконописи,  книжной миниатюры; возникали  новые стили и направления  художественного творчества; оттачивалось  мастерство ремесленников, а вместе  с ним ширился ассортимент  и росло эстетическое качество  их изделий. В прикладном искусстве  широко использовался орнамент, им украшались оружие, одежда, книги  и др. Обязательными элементами  орнамента были кресты, розетки  и другие геометрические фигуры, вошедшие затем в арсенал резчиков  по дереву и мастериц вышивки  последующих поколений. С перепиской  книг и расцветом искусства  книжной миниатюры связано развитие  графики, до сих пор почитаемой  в Беларуси. 
 

Список использованных источников 
 

1. Культурология.  Учебное пособие Под редакцией  А. А. Радугина – М., 2001. 

2. Эренгросс Б.А.  Культурология. Учебник для вузов  / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян,  Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007. 

3. Ширшов И.Е. Культурология  – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е.  – Мн.: Экоперспектива 2010.

Информация о работе Раннее белорусское зодчество и искусство