Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:40, доклад
Зигмунд Фрейд (Фройд) (Freud) (1856-1939), австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. Среди психологов XX века ему принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.
Введение……………………………………………………………………3
Основная часть
Глава 1: Основные понятия и идеи……………………………………….5
Глава 2: Культурологическая концепция Зигмунда Фрейда…………...8
Глава 3: Влияние культуры на развитие социальных отношений……15
Глава 4: Роль личности в культуре.……….…………………………….18
Заключение……………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………23
Финансово-экономический
институт
Психоаналитические
основания культуры
в представлении
З.Фрейда
(Реферат)
Выполнил: студент 1-го курса ЭУ-10 Наумов Алексей
Проверила:
Колодезникова Л.Д.
Якутск
2010 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Основная часть
Глава 1: Основные понятия и идеи……………………………………….5
Глава 2: Культурологическая концепция Зигмунда Фрейда…………...8
Глава 3: Влияние культуры на развитие социальных отношений……15
Глава 4: Роль личности в культуре.……….…………………………….18
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Зигмунд Фрейд (Фройд) (Freud) (1856-1939), австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. Среди психологов XX века ему принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
Одновременно с этим происходило использование идей не только в клинической практике при лечении неврозов, но и в различных областях гуманитарных знаний, включая мифологию, религию, литературу, культуру в целом. Инициированные З. Фрейдом, исследования ряда психоаналитиков касались проблем этнопсихологии, психоистерии, психобиографии, педагогики. В начале 1912 года О. Ранком и Г. Заксом был основан новый журнал «Имаго», посвященный применению психоанализа в гуманитарных науках. Вместе с тем в истории развития психоанализа произошли первые идейные столкновения, которые сопровождались концептуальными разногласиями и личными обидами, в конечном счете, приведшими к тому, что некоторые приверженцы психоаналитических идей разошлись с З. Фрейдом. В результате идейного раскола произошло как бы образование различных школ психоанализа, одни из которых остались в рамках психоаналитического движения, в то время как другие переросли в новые направления в психологии и психотерапии.
И сегодня существует множество различных точек зрения на концепцию Фрейда. Такое пристальное внимание представляется интересным и становится актуальным обратиться к его наследию и рассмотреть один из основных аспектов его исследования - психоаналитический подход к культуре.
Глава 1: Основные
понятия и идеи
Возникнув в начале века одно из направлений медицинской психологии, психоанализ, сначала усилиями Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США.
Психоанализ — не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера, “если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать”. По его мнению, главной социальной причиной распространения психоанализа является почти полное разделение сфер публичной и частной жизни в буржуазном обществе. Это ведет к “кризису идентичности”: лишь немногие люди имеют возможность найти свое “подлинное Я” в гражданской жизни, политике, бизнесе, культуре. Для большинства же в условиях разделения труда и капиталистической рационализации производства и потребления остается искать свое “подлинное Я” в частной жизни.
Концепция психоанализа развивалась по следующему направлению: от терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов к “ метапсихологии”, то есть совокупности теоретических постулатов о человеческой психике и “судьбах влечений”. Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в этнографии, религоведении, социальной психологии и социологии и т.д. Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и медицинской психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта.
Психоаналитическая
концепция культуры содержится уже
в ”Толковании сновидений” (1900 г.),
поскольку сновидение рассматривается
как приватная микрология сновидца,
а мир представляет как сновидение народов.
Фрейд находит первоисток всех проявлений
человеческой души во влечениях, залегающих
в бессознательном, в глубинах психики
— отсюда название “глубинная психология”,
закрепившееся за психоанализом. Аналитик
повсюду ищет и находит следы влечений,
той психической энергии, либидо, которая
“инвестирует” произведения искусства
или религиозные верования. Человек у
Фрейда — “человек желающий”, у которого
влечения и страсти предшествуют сознательному
поведению и мышлению. Он подчинен неумолимым
влечениям, сокрытым за множеством конвенциональных
масок; но сознательный мир не столько
рационален, сколько полон “рационализацией”,
то есть подобранных для оправдания своих
поступков идеальных мотивов, которые
не совпадают с подлинными мотивами поведения.
“Разумность” человека весьма ограниченна,
за ясными и отчетливыми идеями и образами
сознания скрываются темные и спутанные
представления сновидений и галлюцинаций,
психические отображения инстинктивных
влечений и неосознаваемых запретов. Предметом
психоанализа является в первую очередь
разного рода психопатологии, в которых
эта “тьма” берет верх над сознательной
жизнью. Если такова природа человека,
если фундаментом его существования является
влечение, то исчезают всякие ограничения
для аналогий между детским влечениями,
неврозами, сновидениями и произведениями
культуры. Поле применения психоанализа
тогда беспредельно, равно всей культуре,
всему человеческому бытию.
Глава 2: Культурологическая
концепция Зигмунда
Фрейда
Психоаналитическое учение Фрейда о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику или даже симптоматику культуры. Такой взгляд на искусство, религию, мораль, сознательные институты — это взгляд врача, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания.
"Культура"
обозначает всю сумму
Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет энергии либидо. В работе "Неудовлетворенность в культуре" (1930) Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний. При объяснении происхождения и сущности инстинктов и культуры Фрейд исходил из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологических закономерностей, а также в одинаковости формирования нормальных и патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию "коллективным неврозом", наличие в психике у человека типических форм реагирования.
Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Как писал сам Фрейд, он пытался и стремился судить о развитии человечества в общем по своему опыту, приобретенному на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Фрейд писал о том, что беспомощность ребенка имеет продолжение в беспомощности взрослого. Когда взрослеющий человек замечает, что ему суждено навсегда остаться ребенком, что он никогда не перестанет нуждаться в защите от мощных чуждых сил, он наделяет эти последние чертами отцовского образа, создает себе богов, которых боится, которых пытается склонить на свою сторону и которым, тем не менее, вручает себя как защитникам. Способ, каким ребенок преодолевал свою детскую беспомощность, считал Фрейд, наделяет характерными чертами реакцию взрослого на свою, по неволе признаваемую им, беспомощность. Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.
В целостной форме свою культурологическую концепцию 3. Фрейд изложил в книге "Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" (1913) и в ряде более поздних работ. Прежде чем обратиться к содержанию этой работы, необходимо охарактеризовать еще один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, — общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э. Геккелем. В применении к анализу культур он означает, что в детстве (онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества (филогенез, родовое развитие — происхождение).
Этот
теоретический принцип был
С чего же начинается культурная история по Фрейду? Для ответа на этот вопрос он первоначально характеризует докультурное состояние человечества, используя гипотезу шотландского этнографа Аткинсона о "циклопической" семье. Согласно Аткинсону первоначальной формой организации жизни человека была "циклопическая" семья, состоявшая из самца и самок с детенышами. Самки находились в безраздельном пользовании у самца. Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Они жили поодаль, пока один из них не сменял одряхлевшего главу семьи. Дальнейшее течение событий 3. Фрейд описывает следующим образом. "В один прекрасный день изгнанные братья соединились, убили и съели отца и положили таким образом конец отцовской орде. Они осмелились сообща совершить то, что было бы невозможно в отдельности. Эта древняя каннибальская трапеза, как полагает Фрейд, сохранилась впоследствии в виде ритуальной тотемической трапезы - жертвоприношения: первобытный клан убивал и торжественно поедал свое тотемическое животное, своего бога. Тотемическое животное замещало отца, некогда убитого и съеденного восставшими сыновьями.
Но после отцеубийства сыновьями овладело чувство раскаяния, страха, стыда, вины за содеянное. Сыновья наложили запрет на повторение подобного действия, а для устранения самого повода к раздорам запретили брачно-половые отношения с женщинами своего клана (кровно-родственное объединение). Это явление получило название экзогамии. Она представляет собой брачно-семейные отношения, исключающие половую связь между членами одной близкородственной общности в отличие от эндогамии, разрешающей подобные отношения.
Впоследствии образ отца был заменен на тотемическое животное, на которое был перенесен запрет: тотем нельзя убивать. Но во время ритуальных праздников, когда разрешено запрещенное, тотемическое животное убивают и поедают. Этот ритуал, включающий и оплакивание жертвенного животного, служил напоминанием о первородной вине человека, о вине перед отцом, ставшем Богом. Здесь 3. Фрейд связывал воедино основные тезисы психоанализа — Эдипов комплекс, вражду к отцу, тайное желание смерти отца, первичную травматическую ситуацию, трансформацию влечений из деструктивных в культурно-приемлемые (от убийства к ритуалу убийства).
Информация о работе Психоаналитические основания культуры в представлении З.Фрейда