Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:27, контрольная работа
Психоаналитическая концепция в изучении культур формируется в начале XX в. и является продолжением психологического изучения культуры, и до настоящего времени используется в конкретных исследованиях культур.
Психоаналитическая концепция в изучении культур формируется в начале XX в. и является продолжением психологического изучения культуры, и до настоящего времени используется в конкретных исследованиях культур.
Психоаналитическая культурология представляет совокупность учений, раскрывающих психологическую обусловленность культурного творчества, для нее характерна установка на выявление решающей роли бессознательных импульсов в поведении людей.
Психоаналитическая
концепция культуры находится в
постоянном развитии, как в модификации
теоретических положений, так и в оценке
значимости данного подхода, но в тоже
время сохраняет преемственность психоаналитических
взглядов на явления культуры.
Для всех форм психоанализа являются принципиальными идея базового противоречия человеческой природы и культуры: трактовка культуры, с одной стороны, как выражения изначальных психических качеств человека, а с другой – как ограничивающий спонтанное проявление этих качеств системы.
Основоположником
психоаналитических теорий культуры были
австрийский психолог 3. Фрейд. В дальнейшем
это направление развивали К. Г. Юнг, Э.
Фромм, А. Адлер, X. Салливан, К. Хорни, Р.
Бенедикт.
З.Фрейд
(1856-1939) рассматривал культуру как механизм
социального подавления бессознательных
психических переживаний человека и под
культурой понимал обширный и сложный
комплекс психологических и институциональных
механизмов, с помощью которых обществу
удается превратить человека в социальное
существо.
Тем самым она способствует консолидации сообщества и придает ему своеобразие, отличие от других. При этом механизмы вытеснения, действующие на групповом и индивидуальном уровне, похожи, хотя и не полностью аналогичны; механизмы же идентификации порождают социальную связь на основе общих идеалов и запретов.
Столкновение бессознательных импульсов с сознанием принимает характер неврозов, душевных болезней, с которыми Фрейд встречался как психиатр – практик.
Культура основана на отказе (добровольном или принудительном) от удовлетворения желаний бессознательного и действует за счет переключения сексуальной энергии (в основе которой лежит природное начало) на социально и культурно приемлемые цели, одобряемые обществом
Фрейд рассматривает культуру не столько как среду, в которой создаются произведения искусства и рождаются достижения человеческого интеллекта, сколько как инструмент управления обществом, использующий постоянное манипулирование заученными в детстве стереотипами, определяющими сознание и поведение, нормами, делающими допустимыми те или иные поступки (этикет, требования приличия и морали). Культура и общество возникают в результате обуздания базовых бессознательных влечений, коренящихся в природе человека. С одной стороны, культура – комплекс необходимых запретов, с другой – набор спасительных проекций, позволяющих снимать в различных формах страхи, агрессию и чувство вины, ими порождаемое. Еще больший культурный потенциал содержится в механизме сублимации, защитном механизме психики, представляющий процесс замены запретных сексуальных страстей целями более высокими несексуальными. Посредством сублимации культура удовлетворяет нереалистические желания, освобождает импульсы и стремления, ею же запрещенные и ограничиваемые.
В каждом человеке идет борьба
между стремлением
Фрейд
пытался понять процесс развития общества
перенося отдельные характеристики с
отдельного человека на все человечество.
Изучая душевные процессы отдельных лиц
за все время развития от детского до взрослого
он стремился судить об общем развитии
человечества.
Другим ярким представителем
психологического подхода
к культуре был щвейцарский
социальный психолог
и философ К. Юнг (1875-1961).
Юнг пришел к выводу,
что в психике человека,
помимо индивидуального
бессознательного, существует
более глубокий слой
– коллективное бессознательное,
которое есть отражение
опыта прежних поколений,
запечатлевшееся в структурах
мозга.
Коллективное бессознательное передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика.
Юнг усматривал в бессознательном огромный творческий потенциал, дающий импульс к развитию культуры.
Содержанием
коллективного бессознательного
являются общечеловеческие
первообразы - архетипы.
Архетипы лежат в основе
мифов, сказок, обрядов,
ритуалов, сновидений,
символики художественного
творчества и т.д. Архетипы
хранят первобытные
формы постижения мира,
коллективный исторический
опыт. Если сознание
человека не принимает
опыта архетипов, то
архетипы могут вторгаться
в культуру в самых примитивных
и жестоких формах. Вторжение
коллективного бессознательного
ведет не только к индивидуальным,
но и массовым психозам,
возможным лжепророчествам,
массовым беспорядкам,
войнам.
Врач-психиатр Г.Рохейм (1891-1953) совмещал клинические исследования с изучением особенностей различных культур, он также проводил разнообразные исследования среди аборигенов Центральной Австралии. По его мнению все обряды, предметы имеют сексуальный характер.
Г.Рохейм представляет культуру как совокупность того, что в обществе превышает животный уровень, при этом культура понимается прежде всего как инстинкт размножения и полового влечения. Существенный отпечаток на культуру накладывает необходимость длительного периода обучения человека после рождения, потребность в покровительстве и защите. По мнению Рохейма трансформация инстинктов порождает все виды культурной деятельности и соединяет людей для развития культуры.
Духовная культура человечества, творчество включает в себя сознательное и бессознательное и только их гармония создает здоровые и духовно богатые личности.
Информация о работе Психоаналитические концепции культурологии