Психоаналитические концепции культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Психоаналитическая концепция в изучении культур формируется в начале XX в. и является продолжением психологического изучения культуры, и до настоящего времени используется в конкретных исследованиях культур.

Работа содержит 1 файл

Психоаналитические концепции культурологии.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

    Психоаналитическая концепция  в изучении культур формируется в начале  XX в. и является продолжением психологического изучения культуры, и до настоящего времени используется в конкретных исследованиях культур.

Психоаналитическая  культурология представляет совокупность учений, раскрывающих психологическую обусловленность культурного творчества, для нее характерна установка на выявление решающей роли бессознательных импульсов в поведении людей.

Психоаналитическая  концепция  культуры находится в  постоянном развитии, как в модификации теоретических положений, так и в оценке значимости данного подхода, но в тоже время сохраняет преемственность психоаналитических взглядов на явления культуры.     

Для всех форм психоанализа являются принципиальными идея базового противоречия человеческой природы и культуры: трактовка культуры, с одной стороны, как выражения изначальных психических качеств человека, а с другой – как ограничивающий спонтанное проявление этих качеств системы.

Основоположником психоаналитических теорий культуры были австрийский психолог 3. Фрейд. В дальнейшем это направление развивали К. Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер, X. Салливан, К. Хорни, Р. Бенедикт. 
 
 

  З.Фрейд  (1856-1939) рассматривал культуру как механизм социального подавления бессознательных психических переживаний человека и под культурой понимал обширный и сложный комплекс психологических и институциональных механизмов,  с помощью которых обществу удается превратить человека в социальное существо. 

  Тем самым она способствует консолидации сообщества и придает ему своеобразие, отличие от других. При этом механизмы вытеснения, действующие на групповом и индивидуальном уровне, похожи, хотя и не полностью аналогичны; механизмы же идентификации порождают социальную связь на основе общих идеалов и запретов.

         Столкновение бессознательных  импульсов с сознанием  принимает характер  неврозов, душевных  болезней, с которыми  Фрейд встречался  как психиатр –  практик.             

    Культура  основана на отказе (добровольном или  принудительном) от удовлетворения желаний бессознательного и действует за счет переключения сексуальной энергии (в основе которой лежит природное начало) на социально и культурно приемлемые цели, одобряемые обществом

        Фрейд рассматривает культуру не столько как среду, в которой создаются произведения искусства и рождаются достижения человеческого интеллекта, сколько как инструмент управления обществом, использующий постоянное манипулирование заученными в детстве стереотипами, определяющими сознание и поведение, нормами, делающими допустимыми те или иные поступки (этикет, требования приличия и морали). Культура и общество возникают в результате обуздания базовых бессознательных влечений, коренящихся в природе человека. С одной стороны, культура – комплекс необходимых запретов, с другой – набор спасительных проекций, позволяющих снимать в различных формах страхи, агрессию и чувство вины, ими порождаемое. Еще больший культурный потенциал содержится в механизме сублимации, защитном механизме психики, представляющий процесс замены запретных сексуальных страстей целями более высокими несексуальными. Посредством сублимации культура удовлетворяет нереалистические желания, освобождает импульсы и стремления, ею же запрещенные и ограничиваемые.

    В каждом человеке идет борьба  между стремлением удовлетворить свои желания и невозможностью удовлетворения некоторых из них,  что энергия влечений не находя прямого выхода выражается в патологиях, неврозах, немотивированной жестокости и к  другим отклонениям в поведении человека

     Фрейд пытался понять процесс развития общества перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество. Изучая душевные процессы отдельных лиц за все время развития от детского до взрослого он стремился судить об общем развитии человечества. 

          Другим ярким представителем психологического подхода к культуре был щвейцарский социальный психолог и философ К. Юнг (1875-1961). Юнг пришел к выводу, что в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, существует более глубокий слой – коллективное бессознательное, которое есть отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга.  

Коллективное  бессознательное  передается по наследству и является базой, на которой вырастает  человеческая психика.

  Юнг усматривал  в бессознательном  огромный творческий потенциал, дающий импульс к развитию культуры.

Содержанием коллективного бессознательного являются общечеловеческие первообразы - архетипы. Архетипы лежат в основе мифов, сказок, обрядов, ритуалов, сновидений, символики художественного творчества и т.д. Архетипы хранят первобытные формы постижения мира, коллективный исторический опыт. Если сознание человека не принимает опыта архетипов, то архетипы могут вторгаться в культуру в самых примитивных и жестоких формах. Вторжение коллективного бессознательного ведет не только к индивидуальным, но и массовым психозам, возможным лжепророчествам, массовым беспорядкам, войнам.   

Врач-психиатр Г.Рохейм (1891-1953) совмещал клинические исследования с изучением особенностей различных культур, он также проводил разнообразные исследования среди аборигенов Центральной Австралии. По его мнению все обряды, предметы имеют сексуальный характер.

     Г.Рохейм представляет  культуру как совокупность  того, что в обществе  превышает животный  уровень, при этом  культура понимается прежде всего как  инстинкт размножения и полового влечения. Существенный отпечаток на культуру накладывает необходимость длительного периода обучения человека после рождения, потребность в покровительстве и защите.  По мнению Рохейма трансформация инстинктов порождает все виды культурной деятельности и соединяет людей для развития культуры.

   

 

    Духовная культура человечества, творчество включает в себя сознательное и бессознательное и только их гармония создает здоровые и духовно богатые личности.

Информация о работе Психоаналитические концепции культурологии