Психоаналитическая трактовка культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 16:23, реферат

Описание работы

Свою культурологическую
концепцию Зигмунд Фрейд впервые изложил и обосновал в работе «Тотем и табу.
Психология первобытной культуры» изданной в 1913 году. Именно эту работу мы использовали в качестве основы для рассмотрения взгляда Фрейда на происхождение культуры.

Содержание

Введение
Часть 1. Концепция зарождения культуры
Эволюция «культуры»
Основа концепции
Часть 2. Концепция происхождения современной культуры
Путь к культуре
Роль красоты, чистоплотности и порядка в культуре
Культура как регулирующий фактор социальных отношений
«Культурные запреты»
Культурный процесс в современном обществе
Культура и личность
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

культ.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

— есть сублимация (вытеснение) подавленных бессознательных  импульсов в

социокультурных формах.

    

Заключение 

                                       Иногда сигара - всего лишь сигара.

                                                            Зигмунд Фрейд

Подводя итог культурологии Фрейда, нельзя не увидеть  в его концепции массу

недостатков, прежде всего недопустимость сведения всего многообразия культуры

к особенностям индивида, да еще и патологическим; несоответствие ряда

положений Фрейда фактам антропологических исследований (даже его исходная

"циклопическая"  семья — это плод воображения  Аткинсона); пансексуализм как

ведущий объяснительный принцип, который отвергнут даже последователями Фрейда

как несостоятельный. Список противоречий и недостатков  культурологии Фрейда

можно продолжать.

Но хотелось бы, чтобы противоречия психоаналитической концепции культуры 3.

Фрейда  не заслоняли его несомненных  достижений. В качестве последних  хотелось

бы выделить: расширение предмета исследований культурологов, вовлечение в

сферу научного анализа новых объектов изучения (стереотипы сексуального

поведения, ранний период детства, сны, эмоциональная сфера личности);

выделение значительной роли бессознательного в  деятельности человека и

функционировании  культуры; создание концепции личности, ориентированной на

взаимодействие  с культурой, которая стала основой  для осуществления

межкультурных исследований направления «Культура-и-личность»; исследование

компенсаторной, психотерапевтической функции культуры; формирование

направления изучения особенностей отклоняющего поведения, соотношение нормы и

патологии в различных культурах, впоследствии составившее основу

этнопсихиатрии  или транскультурной психиатрии.

Психоаналитический  подход к изучению культур получил  дальнейшее развитие в

культурологии XX в. В качестве наиболее убежденных и правоверных

последователей  Фрейда в области исследования культур были В. Райх, О. Ранк,

Г. Рохейм. Значительное место постулаты фрейдизма, правда в модернизированной

форме, заняли в концепциях М. Мид, Р. Бенедикт, Дж. Долларда и других

представителей  направления «Культура-и-личность» (психологическая

антропология). Самостоятельную психоаналитическую концепцию культур

разработал  К. Юнг. Обновленный вариант психоаналитической теории культур

создал  Э. Фромм. Но все же самым известным  продолжателем дела Фрейда в

области применения догм классического психоанализа в изучении культур был

Г.Рохейм.

    

     

Список  литературы

     

   1. «Тотем и табу», Новый век, Москва, 2001 г.

   2. «Недовольство культурой», Олимп, Москва, 1997 г.

   3. «Я и Оно», Олимп, Москва, 1997 г.

   4. Сборник  сочинений Зигмунда Фрейда, Новый век, Москва 1995 г.

   5. «Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия», 2003, полная версия.

Информация о работе Психоаналитическая трактовка культуры