Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 16:23, реферат
Свою культурологическую
концепцию Зигмунд Фрейд впервые изложил и обосновал в работе «Тотем и табу.
Психология первобытной культуры» изданной в 1913 году. Именно эту работу мы использовали в качестве основы для рассмотрения взгляда Фрейда на происхождение культуры.
Введение
Часть 1. Концепция зарождения культуры
Эволюция «культуры»
Основа концепции
Часть 2. Концепция происхождения современной культуры
Путь к культуре
Роль красоты, чистоплотности и порядка в культуре
Культура как регулирующий фактор социальных отношений
«Культурные запреты»
Культурный процесс в современном обществе
Культура и личность
Заключение
Список литературы
— есть сублимация (вытеснение) подавленных бессознательных импульсов в
социокультурных формах.
Заключение
Подводя итог культурологии Фрейда, нельзя не увидеть в его концепции массу
недостатков, прежде всего недопустимость сведения всего многообразия культуры
к особенностям индивида, да еще и патологическим; несоответствие ряда
положений Фрейда фактам антропологических исследований (даже его исходная
"циклопическая" семья — это плод воображения Аткинсона); пансексуализм как
ведущий объяснительный принцип, который отвергнут даже последователями Фрейда
как несостоятельный. Список противоречий и недостатков культурологии Фрейда
можно продолжать.
Но хотелось бы, чтобы противоречия психоаналитической концепции культуры 3.
Фрейда не заслоняли его несомненных достижений. В качестве последних хотелось
бы выделить: расширение предмета исследований культурологов, вовлечение в
сферу научного анализа новых объектов изучения (стереотипы сексуального
поведения, ранний период детства, сны, эмоциональная сфера личности);
выделение значительной роли бессознательного в деятельности человека и
функционировании культуры; создание концепции личности, ориентированной на
взаимодействие с культурой, которая стала основой для осуществления
межкультурных
исследований направления «Культура-и-
компенсаторной, психотерапевтической функции культуры; формирование
направления изучения особенностей отклоняющего поведения, соотношение нормы и
патологии в различных культурах, впоследствии составившее основу
этнопсихиатрии
или транскультурной
Психоаналитический подход к изучению культур получил дальнейшее развитие в
культурологии XX в. В качестве наиболее убежденных и правоверных
последователей Фрейда в области исследования культур были В. Райх, О. Ранк,
Г. Рохейм. Значительное место постулаты фрейдизма, правда в модернизированной
форме, заняли в концепциях М. Мид, Р. Бенедикт, Дж. Долларда и других
представителей
направления «Культура-и-
антропология).
Самостоятельную
разработал
К. Юнг. Обновленный вариант
создал Э. Фромм. Но все же самым известным продолжателем дела Фрейда в
области применения догм классического психоанализа в изучении культур был
Г.Рохейм.
Список литературы
1. «Тотем и табу», Новый век, Москва, 2001 г.
2. «Недовольство культурой», Олимп, Москва, 1997 г.
3. «Я и Оно», Олимп, Москва, 1997 г.
4. Сборник сочинений Зигмунда Фрейда, Новый век, Москва 1995 г.
5. «Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия», 2003, полная версия.