Психоаналитическая трактовка культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 02:59, реферат

Описание работы

Понятие “культура” содержит целый комплекс значений, так и не обретших законченного бесспорного определения. Очевидно лишь, что механизм культуры есть путь отвлечения от природы. Чем дальше развивается человечество, тем основательнее его отрыв от органической основы жизни. Таким образом, Фрейд рассматривал культуру в этом узком смысле как систему ограничений и запретов (“культурных запретов”), которые вытесняют известные влечения человека в сферу бессознательного, упорядочивают отношения людей между собой, распределяет достигаемые материальные блага. Он видел параллелизм онтогенетического и филогенетического развития и в духовной жизни человека и предполагал, что обратившись к истокам культуры, к анализу ее архаических признаков, можно разглядеть тайну происхождения культуры.

Содержание

1 Исторический обзор психоаналитической философии
1.1 Зигмунд Фрейд, психоанализ и фрейдизм
2 Проблема свободы человека в работе Фромма "Бегство от свободы"
2.1 Введение в проблематику работы
2.2 Двойственность свободы
2.3 Психологизм проблемы свободы
2.4 Свобода в эпоху Реформации
2.5 Современные аспекты свободы
2.6 Механизмы бегства от свободы

Работа содержит 1 файл

культ.docx

— 128.68 Кб (Скачать)

  Психоаналитическая трактовка культуры 
Оглавление:

1 Исторический обзор психоаналитической философии  
1.1
Зигмунд Фрейд, психоанализ и фрейдизм

2 Проблема свободы человека в работе Фромма "Бегство от свободы
2.1
Введение в проблематику работы

2.2 Двойственность свободы 
2.3
Психологизм проблемы свободы  
2.4
Свобода в эпоху Реформации 
2.5
Современные аспекты свободы  
2.6
Механизмы бегства от свободы 
 
 

    Зигмунд Фрейд не считал себя философом. Однакосумма психологической информации”, собранной им эмпирическим путем, постепенно складывалась в научную дисциплину мировоззренческого характера. Ему казалось, что его открытия приложимы к различным областям общественной жизникультуре, религии, искусству. Такая экспансия психоаналитического метода уже не обеспечивалась чисто научным мышлением. Фрейд вступал в сферу догадок, предположений, интуиции. Иначе говоря, невольно становился философом.

    Задаваясь вопросом о том, что и почему ограничивает человека в проявлении его врожденных биологических инстинктов, Фрейд обращается к истокам культуры, к возникновению религиозных верований. Обнаруженные закономерности влияния внешней среды на мышление, поведение, деятельность человека позволили Фрейду дать свою трактовку таким важнейшим вопросам как генезис и предназначение культуры, соотношение природных и  культурных начал  в  структуре личности, истоки нравственности и т.д.

    Понятиекультурасодержит целый комплекс значений, так и не обретших законченного бесспорного определения. Очевидно лишь, что механизм культуры есть путь отвлечения от природы. Чем дальше развивается человечество, тем основательнее его отрыв от органической основы жизни. Таким образом, Фрейд рассматривал культуру в этом узком смысле как систему ограничений и запретов (“культурных запретов”), которые вытесняют известные влечения человека в сферу бессознательного, упорядочивают отношения людей между собой, распределяет достигаемые материальные блага. Он видел параллелизм онтогенетического и филогенетического развития и в духовной жизни человека и предполагал, что обратившись к истокам культуры, к анализу ее архаических признаков, можно разглядеть тайну происхождения культуры.

    Изучая жизнь племен патриархального уровня развития, еще сохранившихся в Азии, Австралии Африке и Америке, Фрейд сделал поразительное открытие. Оказалось, что во всех этих племенах каким-то поразительным образом действует система нравственных запретов, регламентирующих все важнейшие стороны жизни.

    Врожденное бессознательно влечение  вызвало грех, который оказался поворотным пунктом в антропогенезе, перводвигателем человеческой истории. Фрейд подчеркивал, чтосовесть теперь является душевной наследственной силой, приобретена человечеством в связи с  комплексом Эдипа”.

          Рассмотрим культурно-исторический контекст эдипова комплекса. Эдипов комплекс, в основе которого лежат инцестуозные либидиозные желания, является краеугольным камнем психоаналитической теории. Когда мы говорим "инцестуозные желания" - мы имеем в виду их запретную привлекательность, которая явно прослеживается не только жизни отдельной личности, но также и в культуре. Амбивалентное отношение к инцесту в культуре можно объяснить, рассмотрев эволюцию этого феномена.

Информация о работе Психоаналитическая трактовка культуры