Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:25, лекция
Пробная экскурсия – завершающий и самый эмоционально насыщенный этап работы по созданию новой экскурсии. На нее приглашаются руководители туристско-экскурсионной организации, члены творческой группы, экскурсоводы, научные работники и специалисты, которые должны дать заключение по поводу качества ее подготовки.
Проведение пробной и основной экскурсии и показ экскурсионных объектов
Пробная экскурсия – завершающий и самый эмоционально насыщенный этап работы по созданию новой экскурсии. На нее приглашаются руководители туристско-экскурсионной организации, члены творческой группы, экскурсоводы, научные работники и специалисты, которые должны дать заключение по поводу качества ее подготовки.
Пробную экскурсию обычно проводит руководитель творческой группы или один из ее членов.
Приглашенным на пробную экскурсию выдается карточка прослушивания экскурсии, с помощью ответов на вопросы которой и будет дана оценка ее качества. Образец карточки приводится в практическом занятии № 5. Туристско-экскурсионные организации могут взять его за основу разработки своего варианта.
По окончании экскурсии проводится ее обсуждение, дается оценка качеству содержания, технике проведения, культуре речи и прочему, выявляются недочеты. Среди них чаще других отмечаются: недостаточно выраженный и запоминающийся показ, преобладание в экскурсии формальных логических переходов, неубедительная информативная часть вступления, слабая связь с современностью и др.
После обсуждения экскурсии творческой группе дается время на ее доработку и затем устраивается повторная сдача. При положительной оценке комиссии руководителем туристско-экскурсионного учреждения издается распоряжение о приеме экскурсии и включении ее в план работы организации.
Как уже было подчеркнуто, экскурсия характеризуется тем, что всегда представляет собой синтез показа достопримечательностей, памятных мест с рассказом об их роли в истории, культуре, экономике края, о месте в природном разнообразии. Эти два главных составляющих элемента экскурсии взаимосвязаны и взаимообусловлены. Наличие тех или иных объектов показа определяет содержание рассказа, сам же рассказ непременно предполагает наличие определенных объектов показа. Однако необходимо помнить, что на первое место в экскурсии выдвигается показ. Он ведется по определенному плану в соответствии с технологической картой экскурсии. Осмотр сопровождается рассказом, включающим в себя анализ объектов, необходимые пояснения, выводы.
Средства наглядности, занимающие ведущее место в экскурсии, подразделяют на три группы:
- подлинные экскурсионные объекты по маршруту экскурсии;
- дополнительный иллюстративный материал (наглядные пособия из «портфеля экскурсовода»);
- словесно-образная наглядность, достигаемая ярким описанием событий и полностью обусловленная талантом экскурсовода.
Методы показа объектов не просты, и их выбор находится в прямой зависимости от способа передвижения экскурсионной группы, состава участников, познавательной ценности, известности, выразительности, степени сохранности объектов и др.
В технологии показа следует выделить две составные части. Первая часть представляет собой краткое словесное описание внешних сторон экскурсионного объекта для привлечения к нему внимания экскурсантов, создания его зрительного образа с целью вычленения объекта из окружающей среды. Она включает в себя: 1) указание на местоположение объекта, которое может сопровождаться жестом руки («слева», «справа», «между двух девятиэтажных зданий старинный особняк…» и т.д.), и 2) характеристику внешних специфических черт.
Вторая, содержательная, часть показа подразумевает использование так называемых методических приемов показа: предварительного осмотра, зрительной реконструкции, локализации событий, сравнения и др. В теоретическом и практическом плане они были хорошо разработаны рядом авто ров под руководством Б.В. Емельянова.
О приеме предварительного осмотра пишет: «Он используется, когда экскурсанты находятся у памятника и уже увидели его. Экскурсовод называет памятник. Например: «Перед вами знаменитая Царь-пушка». Он как бы приглашает экскурсантов быстро окинуть взглядом объект, познакомиться с его общим видом, выявить нам более запоминающиеся детали. Для тех, кто видит памятник впервые, прием предварительного осмотра дает возможность совместить свое представление о памятнике, составленное на основе изображений его на иллюстрациях, в книгах или на открытках, с тем, что он наблюдает перед собой.
Предварительный осмотр даже в тех случаях, когда это экскурсионный объект, занимающий значительную площадь, продолжается не более полутора-двух минут. Перед его началом экскурсантам могут быть даны советы, которые направят их внимание на те или иные детали объекта».
Прием зрительной реконструкции – это восстановление первоначального облика частично сохранившегося объекта Данный прием широко используется в экскурсиях, в которых ведется показ памятников архитектуры и сооружений прошлого. Многие из них утратили свой первоначальный вид, были перестроены и в своем нынешнем состоянии выглядят не столь выразительно, как прежде. В большинстве случав изменилось и их окружение.
Провести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают уцелевшие части, фрагменты зданий и сооружений. Опираясь на зрительные впечатления, он словесно восстанавливает осматриваемый объект. Кроме вербальной реконструкции экскурсовод может предпринять попытку воссоздать объект с помощью наглядных пособий из «портфеля экскурсовода»: фотографий объекта прошлых лет, репродукций гравюр, картин, схем.
Прием зрительной реконструкции применяется при показе памятных мест, где происходили военные события (Бородинское сражение, Куликовская битва и другие.
Использование приема зрительной реконструкции требует от экскурсовода обширных и точных знаний об объекте. Он обязан ясно представлять себе памятник в его первоначальном виде. После зрительной реконструкции экскурсовод должен с помощью образного рассказа воссоздать событие, связанное с показываемой достопримечательностью.
Прием зрительной реконструкции используется и в экскурсиях, в которых рассказывается о будущем города, его отдельных районов, предприятий. Внешний облик будущего города воспроизводится с помощью схем, макетов, репродукций рисунков и рассказа экскурсовода.
Прием локализации событий – это способ показа исторического события или какого-либо явления в точной локальной обстановке, в которой они протекали. Воссоздаваемое историческое событие локализуется словами «здесь», «на этом месте», «в этом направлении» и т.п. Прием локализации событий часто используется вместе с приемом зрительной реконструкции. Классическими учебными образцами использования приема локализации событий стали для экскурсоводов страны следующие. Например, в экскурсии, повествующей о жизни А.С. Пушкина в Петербурге, экскурсовод, находясь с группой у Черной речки, говорит: «Здесь, на этом месте, на дуэли был смертельно ранен Александр Сергеевич Пушкин». Или на экскурсии по литературному музею М.А. Шолохова в станице Вешенской экскурсовод, показывая рабочий стол писателя, говорит: «За этим столом Михаил Александрович написал бессмертный роман XX века «Тихий Дон». Методический экскурсионный прием локализации событий оказывает на экскурсантов сильное эмоциональное воздействие, вызывает чувство сопричастности к рассматриваемым событиям. Не случайно это нашло отражение в профессиональном экскурсионном термине «власть места».
Прием зрительного сравнения – это прием, с помощью которого осуществляется сравнение показываемого объекта с другими объектами.
Сравнение может проводиться как, по сходству, так и по контрасту. Оно может быть зрительным, словесным и даже мысленным, когда объект, например здание, сравнивается со строением, находящимся в другом городе, но всем известным. Сравнение должно быть выразительным, только тогда оно окажется эффективным и запомнится экскурсантам.
Применение приема сравнения позволяет слушателям конкретно представить, например, размеры объекта, форму, цвет, сократить в рассказе число цифр, что делает его более доступным для восприятия.
Показ наглядных пособий из «портфеля экскурсовода» это методический прием, с помощью которого происходит восполнение в экскурсиях недостающего зрительного ряда. Наглядные пособия не подменяют экскурсионные объекты, а являются дополнительным источником знаний, помогающим воссоздать эпоху, историческую обстановку, конкретное событие. Часто показ наглядных пособий сочетается с таким я методическими приемами, как зрительная реконструкция и локализация событий.
Такие наглядные пособия, как палеонтологические образцы, удобно использовать при проведении географических экскурсий. Чтобы показать, какая фауна указывает нам на возраст геологических пород, ее нужно отобрать из обнажения, но в ходе экскурсии это не всегда удается сделать. Лучше образцы отобрать заранее и составить из них материал для показа.
Методический прием показа объекта с установленной на нем мемориальной доской часто применяется в экскурсиях. Вначале показывается и анализируется объект. В качестве дополнительных средств может использоваться метод зрительной реконструкции, если экскурсионный объект претерпел сильные изменения. И только позже указывается, что в память о конкретных событиях здесь была установлена мемориальная доска. Мнения о том, читать или не читать то, что написано на доске, у разных методистов экскурсионного дела расходятся. Экскурсоводу следует в каждом конкретном случае принимать собственное решение.
Показ объекта по ходу движения автобуса. Автобусные экскурсии – самый распространенный тип экскурсий в настоящее время. Экскурсовод должен показывать объекты по ходу движения и так, чтобы они запечатлелись в сознании экскурсантов. Это непростая задача. Поэтому при показе ряда объектов, которые в поле зрения экскурсионной группы окапываются на считанные секунды, необходимо заранее готовить экскурсантов к их зрительному восприятию. Об объекте следует давать общие сведения прежде, чем его увидят экскурсанты. Необходимо сориентировать их, в окружении чего будет виден объект, какие у него наиболее характерные черты. Наблюдается как бы нарушение общих закономерностей проведения экскурсии – от показа к рассказу. Но это частный случай в экскурсионной практике, и экскурсовод должен в совершенстве владеть соответствующими навыками.
Панорамный показ – методический прием, с помощью которого осуществляется общее знакомство экскурсантов со значительным количеством экскурсионных объектов с определенной точки. Панорамный показ особенно часто применяется в природоведческих экскурсиях. Например, в горах маршруты специально планируются так, чтобы они заканчивались в точке, откуда открывается завораживающая панорама цепи горных вершин. В городах нередко в качестве панорамной точки используются колокольни церквей.
Движение вблизи объекта как методический прием и используется во время осмотра архитектурных ансамблей, площадей, различных природных комплексов. Этот прием позволяет экскурсантам познакомиться с наиболее характерными чертами всего рассматриваемого объекта, что невозможно сделать из одной точки. Показ, как считают методисты экскурсионного дела, во время обхода объекта должен превалировать над рассказом. Экскурсовод дает лишь краткую информацию о составных частях объекта показа. Движение вблизи объекта создает у экскурсантов эффект присутствия помогающий лучше ощутить колорит эпохи.
Экскурсионный рассказ
Рассказ, как и показ, – основной элемент экскурсии помощью которого излагаются сведения, связанные с объектами экскурсии, в соответствии с ее темой, целью и задами. Рассказ неотделим от показа и подчинен ему, чем экскурсия и отличается от лекции, в которой показ иллюстративного материала по большей части не обязателен. Но следует всегда помнить, что основные представления об экскурсионном объекте, его связях с историческими и культурными событиями экскурсанты получают из рассказа, который вне маршрута и конкретных объектов не существует.
Достижение цели экскурсии, полнота раскрытия темы зависит от верно отобранных методических приемов рассказа, какими являются экскурсионная справка, описание, объяснение, цитирование и др.
Экскурсионная справка представляет собой сжатую характеристику объектов показа, лаконичное описание фактов. В справке сообщаются только основные данные об объекте: название, дата постройки, авторы, размеры и т.п. В качестве классического примера во всей экскурсионной методической литературе, изданной в прошлые годы, приводится описание Останкинской башни в Москве: «Телевизионная башня в Останкино построена в 1967 году, ее высота 537 метров. Конструктор Н. Никитин, архитекторы А. Баталов и Д. Бурдин».
Этот методический прием рассказа используется чаще всего при осмотре дополнительных, второстепенных для конкретной экскурсии объектов, которых бывает особенно много в обзорных многоплановых экскурсиях.
Предварительный обзор – методический прием рассказа, используемый в том случае, когда группа попадает в место, насыщенное интересными экскурсионными объектами, о которых что-либо хочется узнать немедленно (Красная площадь в Москве, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге и т.п.). Экскурсовод в этом случае должен дать краткую информацию, зачастую одни названия, как об объектах, подлежащих в дальнейшем показу, так и не предусмотренных к показу технологической картой экскурсии. Тем самым он успокоит любознательность туристов и может далее продолжать экскурсию с объекта, предусмотренного первым по плану маршрута.
Описание – это подробное изложение материала об объекте, последовательное перечисление основных его свойств и качеств, описание основных событий, связанных с данным объектом. Ниже приводится описание экскурсоводом той же Останкинской башни:
«Телевизионная Останкинская башня, построенная в 1967 году, имеет высоту 537 метров. Ее конструктор Н. Никитин, архитекторы А. Баталов и Д. Бурдин. Она состоит из бетонного ствола высотой 384 метра, над которым поднимается огромная металлическая труба-антенна высотой в 50-этажный дом. Башня упирается в землю десятью бетонными опорами, каждая из которых выдерживает нагрузку в три с половиной тысячи тонн.
На разных уровнях башни устроены смотровые площадки, куда посетителей доставляют скоростные лифты. Подъем до самой верхней площадки занимает восемьдесят секунд. На высоте 320 метров башню охватывает кольцо трехэтажно го ресторана «Седьмое небо». Ресторан медленно вращается вокруг башни.
В обычную погоду башня отклоняется от оси в ту или другую сторону на 2 метра. В случае же урагана отклонение вершины башни может достигать 13 метров».
Методический прием «описание объекта» используется, например, в автобусной экскурсии на остановке без выхода экскурсантов из автобуса. Длительность описания объекта не должна превышать 2-3 мин.
Объяснение – методический прием, с помощью которого освещаются внутренние связи объекта, выясняются причины какого-либо события, явления, факта, проводится их глубокий анализ.
Говоря, к примеру, об Останкинской башне в экскурсии, в которой она является основным объектом, экскурсовод добавит в свой рассказ материалы о прочности бетонного ствола Останкинской башни, которая достигнута тем, что он армирован 10 тысячами стальных тросов, об устойчивости башни, обеспечиваемой ее особой конструкцией (в основе башки лежит как бы плавающий в грунте стилобат, своеобразная опорная плита, на которую равномерно распределяется колоссальное давление башни), и др.
Комментирование как методический прием используется в тех случаях, когда объект демонстрируется в процессе производственного цикла или в движении. Например, в производственной экскурсии при показе работающего конвейер в сборочном цехе, будь то сборка автомобилей,. Трактор в комбайнов или чего-либо другого. Экскурсовод комментирует, т.е. с помощью кратких справок объясняет сущность процесса, происходящего перед группой. Внимание должно акцентироваться на специфических чертах объекта, явления события.
Цитирование – введение в рассказ отрывков из исторических документов, литературных произведений, документальных сведений и др. для более яркого воссоздания исторического события, зрительного образа или придания весомости положениям, выдвинутым экскурсоводом. Цитата должна быть краткой, точной, яркой и обязательно приведенной к месту и ко времени. Злоупотреблять цитатами не следует, чтобы у экскурсантов не сложилось мнения, что у экскурсовода недостаточно собственных мыслей по теме экскурсии.
Цитаты следует выписывать на карточки (размером примерно 10x15 см), которые особенно необходимы при проведении первых экскурсий по новой теме. Экскурсовод не должен читать цитату не отрываясь от текста; при цитировании ему следует смотреть на слушателей, лишь мельком поглядывая в карточку.
Литературный монтаж – сложный методический прием рассказа. Он заключается в подборе отрывков из художественных произведений одного или нескольких авторов, воспоминаний, документов, статей, опубликованных в периодической печати, для создания цельной композиции, когда экскурсовод хочет особенно ярко воссоздать какое-либо событие или образ исторической личности.
Особые методические приемы проведения экскурсий
Рассмотренные выше методические приемы являются при проведении экскурсий основными, но не единственными. Чем опытнее экскурсовод, тем большее количество методических приемов он использует в экскурсиях для достижения постав ленной цели. Один из таких эффективных приемов представляет собой встреча с участниками событий – писателями артистами, учеными, передовиками труда и др., с целью более глубокого изучения экскурсантами содержания экскурсии. Подобные встречи украшают экскурсию, вызывая к ней больший интерес. Но каждая такая встреча должна быть логически обоснована, хорошо подготовлена; следует точно определить круг затрагиваемых на встрече вопросов. Она обязательно должна быть увязана с темой и целью экскурсии, быть ее составной частью. Выступление приглашенного участника встречи не должно быть слишком длинным, и оно ни в коем случае не должно повторять то, что было рассказано экскурсоводом.
Основным методическим приемом, используемым во время встречи, является беседа, которая следует за небольшим вступительным словом приглашенного. Беседа – сложный методический прием, и если она не будет управляться экскурсоводом, то может не только не достичь желаемого эффекта, а, напротив, отрицательно повлиять на дальнейший ход экскурсии.
Прослушивание звукозаписей – это еще один методический прием, который нередко используют экскурсоводы в своей практике. Так, на литературных и искусствоведческих экскурсиях при посещении мест, где жили известные писатели, композиторы, в канву экскурсии могут включаться отрывки из их произведений, при рассказе о знаменитых певцах, актерах прослушиваются звукозаписи арий из опер или отрывков из литературных произведений в их исполнении. Но такое прослушивание записей не должно быть длительным. Надо всегда помнить, что это всего лишь момент украшения, хотя и важный, придающий эмоциональную окраску экскурсии, но ни в коем случае не нарушающий логически выстроенного ее хода.
Элементы ритуала используются в экскурсиях на военно-историческую тематику при посещении мест захоронений участников борьбы за свободу и независимость нашей Родины: братских могил, мемориальных кладбищ, памятных мест, где зажжен Вечный огонь Славы. Экскурсанты чтят память погибших минутой молчания, возлагают цветы, наблюдают смену почетного караула, прослушивают траурные мелодии, участвуют в массовых шествиях в честь погибших героев.
Чтобы ритуал достиг своего воспитательного значения, экскурсовод обязан заранее подготовить к нему группу; его убежденность в необходимости совершить ритуал памяти должна передаться экскурсантам. Только в этом случае его следует проводить.
Прием исследования часто применяется экскурсоводами при работе с детскими группами независимо от их возраста. Он заключается в выполнении экскурсантами простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом. Например, в ботанической экскурсии можно дать задание посчитать число междоузлий на сосне, чтобы приблизительно определить ее возраст; методом определения высоты предмета по тени можно узнать высоту деревьев; на геологической экскурсии определить твердость минералов с помощью стеклышек, заранее взятых с собой; на гидрологической экскурсии быстро и легко узнать скорость течения реки с помощью поплавков – обломков веток и т.п.
Методический прием исследования способствует активизации познавательной деятельности экскурсантов, помогает лучшему восприятию содержания экскурсии.
Прием заданий представляет собой разновидность методического приема исследования. Его сущность состоит в обращении экскурсовода к группе с предложением прочитать, например, вместе с ним текст на мемориальной доске или памятнике, сравнить форму иголок у ели и пихты, определить размеры или цвет экскурсионного объекта и др.
Методический прием задания активизирует внимание экскурсантов, способствует более глубокому восприятию ими содержания экскурсии, так как происходит вовлечение их в творческий экскурсионный процесс. Как и прием исследования, методический прием задания чаще всего используется при работе с детскими группами, многие участники которых с большой охотой выполняют корректно высказанные просьбы экскурсовода.
Вопросно-ответный методический прием представляет собой специальный ораторский прием привлечения внимания аудитории. Публичные выступления, к которым, без сомнения, относится речь экскурсовода, имеют свои специфические особенности. Их необходимо учитывать, продумывая композицию индивидуального текста экскурсии. Каждая ораторская речь должна вызывать интерес у слушателей, стремление познать тему выступления. Только интересные содержательные экскурсии слушаются со вниманием.
Но как бы интересно ни было ораторское выступление, внимание со временем притупляется, и человек перестает слушать. Это хорошо знает каждый экскурсовод. Борьба с ослаблением внимания – важная задача, о которой он должен помнить постоянно. Поэтому экскурсоводу необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей и заранее планировать их при работе над композицией своей речи. (С ними можно познакомиться в многочисленных учебниках по ораторскому искусству, насчитывающему не одно тысячелетие.) Одним из эффективных способов активизации внимания, часто используемых в экскурсионной практике, и является вопросно-ответный метод.
Применяя его, экскурсовод вслух раздумывает над поставленной проблемой, задает аудитории вопросы, на которые сам и отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Рекомендуемыми примерами вопросов могут быть следующие: Как вы считаете, к какому архитектурному стилю относится данное здание?» или «Как вы думаете, данное событие играло положительную или отрицательную роль в развитии «осматриваемого нами исторического периода?». Безусловно, поставив вопрос, экскурсовод не должен во всех случая! Дожидаться ответа. Он отвечает на свой вопрос сам. Но вот вопрос нацеливает экскурсантов на более внимательное отношение к проблеме, формирует интерес, концентрирует внимание, заставляет вникать в суть темы.
Разновидностью вопросно-ответного методического приема можно считать риторические вопросы, представляющие собой утверждение в форме вопросов. Они также оживляют речь и заостряют внимание на какой-либо мысли экскурсовода.
6
Информация о работе Проведение пробной и основной экскурсии и показ экскурсионных объектов