Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:18, реферат
Проторенессанс (от от греч. protos — «первый» и франц. Renaissance — «Возрождение») — этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу, приходящийся на дученто (1200-е) итреченто (1300-е). Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. Термин был впервые введен швейцарским историком [http://vkontakte.ru/wiki/Буркхардт,_Якоб|Я. Буркхардтом].
Реферат
Проторенессанс в Италии
Введение.
Проторенессанс (от
от греч. protos — «первый» и франц. Renaissance —
«Возрождение») — этап в истории итальянской
культуры, предшествующий Ренессансу, приходящийся на дученто (1200-е)
итреченто (1300-е). Считается переходным
от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. Термин был впервые
введен швейцарским историком [http://vkontakte.ru/wiki/
В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне
ещё сильных византийских и готических
традиций стали появляться черты нового
искусства — будущего искусства
Используемы источники:
Значительную роль
в становлении Проторенессанса именно
в Италии сыграл подъем свободных городов.
В XII–XIII вв., когда Византия и арабские
государства были оттеснены от торговых
путей в результате крестовых походов,
их место заняли Генуя, Венеция и Пиза,
ставшие посредниками в торговых операциях
между Востоком и Западной Европой. Бурно
развивалось ремесленное производство
во Флоренции, Сиене, Милане, Болонье. Огромные
средства вкладывались в торговлю и промышленность.
Купцы и ремесленники создали свои цехи
и захватили власть во многих итальянских
городах, оттеснив на задний план феодальную
знать. Италия, вступившая на путь капиталистического
развития, оставила далеко позади другие
европейские государства, в которых бюргерство
так и не вышло за рамки муниципальных
(местных) привилегий.
Падение феодальной системы и появление
новых общественных отношений привели
к изменению в мировоззрении общества
и в культуре. Возникновение ренессансных
предпосылок стало возможным еще и потому,
что Италия, в отличие от таких централизованных
монархических государств, как Испания
и Франция, оставалась раздробленной.
Искусству Проторенессанса присущ интерес
к человеку как к личности, способной мыслить,
чувствовать и страдать. Отсюда и обращение
художников этого времени к наследию античного
искусства. Но, несмотря на появление новых
идеалов, католическая церковь по-прежнему
оказывает значительное влияние на культуру.
Поэтому новые художественные веяния
в искусстве Дученто (итальянское название
XIII в. и периода, положившего начало Проторенессансу)
отражаются чаще всего в религиозных сюжетах.
Культуре Дученто свойственна неравномерность
появления новых тенденций в различных
видах искусств. Раньше всего (в середине
XIII в.) идеалы Проторенессанса проявились
в скульптуре, основоположником которой
стал Никколо Пизано.
В итальянской литературе взошла звезда
великого Данте, а в архитектуре — зодчего
Арнольфо ди Камбио.
Основоположником живописи Проторенессанса
считается Пьетро Каваллини, работавший
в конце XIII — начале XIV в. Обращаясь к искусству
античности, он старался в своих религиозных
композициях передать не абстрактный
идеал, а живое и яркое впечатление от
окружающего художника реального мира.
Его Христос во фреске «Страшный суд»
— уже не бесплотный символ, а живой, мужественный
человек, полный внутреннего достоинства.
Еще дальше в своих исканиях шагнул Джотто, чье творчество подготовило
почву для возникновения живописи Возрождения.
Заключение:
Возрожденные на
античной основе гуманитарные знания,
включавшие этику, риторику, филологию,
историю, оказались главной сферой в формировании
и развитии гуманизма, идейным стержнем
которого стало учение о человеке, его
месте и роли в природе и обществе. Это
учение складывалось преимущественно
в этике и обогащалось в самых разных областях
ренессанской культуры. Гуманистическая
этика выдвинула на первый план проблему
земного предназначения человека, достижения
счастья его собственными усилиями. Гуманисты
по-новому подошли к вопросу социальной
этики, В решении которых они опирались
на представления о мощи творческих способностей
и воли человека, о его широких возможностях
построения счастья на земле. Важной предпосылкой
успеха они считали гармонию интересов
индивида и общества, выдвигали идеал
свободного развития личности и неразрывно
связанного с ним совершенствования социального
организма и политических порядков. Это
придавало многим этическим идеям и учениям
итальянских гуманистов ярко выраженный
характер.
Многие проблемы, разрабатывавшиеся в
гуманистической этике, обретают новый
смысл и особую актуальность в нашу эпоху,
когда нравственные стимулы человеческой
деятельности выполняют все более важную
социальную функцию.
Гуманистическое мировоззрение стало
одним из крупнейших прогрессивных завоеваний
эпохи Возрождения, оказавшим сильное
влияние на все последующее развитие европейской
культуры.
Список использованной
литературы
Литература:
- Брагина Л.М. "Социально - этические
взгляды итальянских гуманистов" (II
половина XV века). Издательство МГУ, 1983
г.
- Из истории культуры Средних веков и
Возрождения. Издательство "Наука",
М., 1976 г.
- 50 биографий мастеров западно - европейского
искусства. Издательство "Советский
художник", Ленинград, 1965 г.
- История искусства зарубежных стран.
Том 2. Издательство"Академия художников
СССР", М., 1963 г.