Просветельие концеции культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:34, контрольная работа

Описание работы

Своими истоками «наука о культуре», т. е. культурология, уходит в эпоху Просвещения. Именно в этот период развитие культуры начинает осознаваться как единый процесс, включающий в себя историческую периодизацию и внутренние закономерности.

Работа содержит 1 файл

5.docx

— 19.68 Кб (Скачать)

5. Просветельие концеции культуры

Своими истоками «наука о культуре», т. е. культурология, уходит в эпоху Просвещения. Именно в этот период развитие культуры начинает осознаваться как единый процесс, включающий в себя историческую периодизацию и внутренние закономерности.

Джамбатисто Вико (1668—1744) С точки зрения Вико, в истории Европы можно выделить три исторические эпохи, которые условно можно назвать Веком богов, Веком героев, Веком людей. Им соответствуют три вида нравов, три типа правления, три типа права, три вида суда, три вида языков. Век богов характеризуют нравы, окрашенные благочестием и религией; Век героев — нравы гневливые и щепетильные; Век людей — услужливые, руководимые чувством гражданского долга. Соответственно, в Век богов право базируется на представлении, что всем управляет Бог; в Век героев — на силе, не сдерживаемой ни моралью, ни религией; в Век людей в основе права лежат установки человеческого разума. Идея Вико о «круговороте» культур. Вико был сторонником теории общественного прогресса. Вико хорошо понимал противоречивость общественного развития и весьма сомневался в том, что исторический процесс подобен прямой линии, идущей от низшей точки к высшей. Прогресс состоит в том, что новый цикл начинается с другой точки, расположенной более высоко на линии прогресса.

Идея  Вико о единстве человека, истории и культуры. Для автора «Новой науки» нет истории и культуры без человека, как нет человека вне истории и культуры. Вико понимает историю не как внешнее человеку действо, а как процесс, в котором человек создает свое собственное бытие, свою жизнь и, следовательно, самого себя.

Идея  Вико о связи форм человеческого духа со временем. С его точки зрения, формы человеческого духа являются продуктом истории и одновременно ее движителем. Это относится не только к науке, но и к искусству, роль которого в развитии человеческого рода трудно переоценить.

Жан-Жак  РУССО (1712-1778)  Обратил внимание на проблему общности культур разных народов, общие черты и признаки в культурах складываются из общности материальных условий жизнинародов. Среди этих условий – главая роль – географическому фактору, поэтому концепция – «географический детерминизм». По его мнению, развитие культуры есть негативный фактор в жизни общества ибо она разъединяет людей.Ее рост означает развитие тех качеств, которые делают из человека асоциальное существо, агрессивного индивидуалиста.

Значительный вклад  в этом направлении сделал немецкий философ и культуролог Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803). В своем фундаментальном сочинении в 4-х томах «Идеи к философии истории» (1784—1791) философ дает свое видение общей истории развития человечества. Он представляет ее как органичный эволюционный процесс развития, как саморазвивающееся целое.

 Гердер отказывается  от европоцентризма в пользу полицентризма. Культура для него – это универсальная характеристика человеческого общества, развившаяся под влиянием живых политических сил , продолжающих собой органические силы природы, которые воздействуют на культуру. Культура едина и присуща всем народам, человевеческий род пройдет в своем развитии ряд ступеней в соответствии с естественными законами природы. При этом человек осознает свое предназначение – воспитать свой разум, чтобы усвоить дух гуманизма. Культура – совершенствование человека, главную роль в чем играют наука и искусство. Главная характеристика человека – разум. Появляется концепция национального духа  культуры как выражения сил разума абсолютного духа, властвующего над миром.  Конкретным выражением нацхарактера – язык.Создание единого общемирового языка – один из будущих итогов исторического процесса наряду с отмиранием государства, торжества свободы, равенства, равенства и братства. 

6.Этнологические концепции культурологии.

Этнология рассматривает  сущность культуры на базе изучения традиционных обществ, в которых находит зачатки  всех позднейших культурных явлений. Этнология  подразделялась на три ветви: культурную, социальную и структурную антропологию. Примечательно, что в центр своего интереса она помещала человека, потому и получила свое второе название антропология, что значит учение о человеке. Этнологию  привлекали проблемы генезиса культуры, роли языка, мифа и символа в осуществлении  межкультурной коммуникации.

Английский этнолог  Э. Тейлор (1832-1917), основоположник антропологии и эволюционной школы в истории, рассматривал культуру как процесс  поступательного совершенствования  орудийных форм деятельности, видов  искусства, верований, культов. Он ввел понятие пережитки- живые памятники прошлого, на основе которых вскрывал исторические корни многих непонятных в его дни явлений культуры.

Французский антрополог Л. Леви-Брюль (1857-1939) наиболее известен своей теорией первобытного "дологического" мышления. Он считал его принадлежностью "низших" обществ, в которых господствуют коллективные представления. Такой тип мышления управляется не законами логики, а "законом сопричастия". Согласно ему воспринимаемый объект может быть самим собой и одновременно иным, находиться сразу в нескольких местах одновременно.

Направление социальной антропологии создали и развивали  А.Р. Радклифф-Браун (1881-1955) и Б.К. Малиновский (1884-1942). Ведущей функцией культуры они называли передачу социального опыта от поколения к поколению. Культура предстала системой правил образования "устойчивых общественных взаимодействий".

Культура в теории Б.К. Малиновского предстала сложной  организованной совокупностью взаимосвязанных  институтов, которые служат удовлетворению потребностей людей.

Основатель структурной  антропологии К. Леви-Строс (р. 1908 за базу построения культуры принял язык, интерпретировал важнейшие институты первобытного общества (брак, родство, тотемизм, ритуал, миф) как особого рода языки, использовав при этом приемы математики, кибернетики, лингвистики и теории информации. Культура понималась им как совокупность знакомых систем, скрытым механизмом действия которой выступало "коллективное бессознательное". Хотя человек на сознательном уровне и манипулирует знаками, утверждал ученый, делает он это по правилам, которые вырабатываются коллективно, стихийно, в течение длительного времени и не фиксируются сознанием. Как в языке, так и во всех прочих сферах духовной культуры существуют такие правила. В них выражена бессознательная деятельность человеческого духа.

Трагедию современной  культуры Леви-Строс видит в том, что человек, пребывая в культурном символическом мире, отошел от следования бессознательным структурам разума, идентичным природе. Следует вернуться к опыту первобытного человека, восстановить целостность чувственного и разумного. Образцом такой гармонии является первобытная мифология – наиболее яркое проявление коллективного бессознательного. 
 
 
 
 
 

7. Марксистская концепция  культуры

Марксистская концепция  культуры разработана основоположниками  теории научного коммунизма К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) и развита в трудах В.И. Ленина (1870-1924).

Марксизм говорит  о культуре как о непрерывно совершающемся  процессе человеческой деятельности. Культура не может быть понята исключительно  из самой себя, но только в связи  с обществом и применительно  к отдельным ступеням его развития. Устанавливается тесная связь культуры с производством материальных благ как определяющим видом человеческого  труда. В процессе трудовой деятельности люди не только меняют внешнюю природу, приспосабливая ее к себе, но и форму  своей социальной организации, собственные  взгляды, мысли, чувства. Поэтому важнейшие  характеристики трудовой деятельности могут быть применены к культуре: активность, творческий характер, целенаправленность, универсальность, коллективный способ осуществления.

Марксизм утверждает, что культура, изменяясь вместе с  обществом, совершает процесс поступательного  восходящего развития ко все более полным ступеням человеческой свободы, преодолевая и преобразуя последовательно все виды исторической и природной обусловленности. В ходе этого процесса меняются исторические типы культуры, в сущностных своих чертах общие для своих народов, включенных в социальную эволюцию. Это отнюдь не принижает значимости самобытных форм культур.

Борьба господствующих и угнетенных классов - движущая сила истории, а ее высшее выражение - социальная революция. Капитализм - последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его  прогресса. В условиях капитализма  созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий  свою власть, с помощью которой  осуществляется переход к коммунизму (уничтожение частной и утверждение  общественной собственности, создание бесклассового общества и условий  свободного развития личности). Маркс  и Энгельс применяди в анализе культуры формационный подход. Они выделяют 5 формационных типов культуры: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, коммунистический. 

Марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, которое с нач. 20 в. разделилось на революционное (В. И. Ленин и др.) и реформистское (Э. Бернштейн и др.) течения. В реформизме подверглись критике теоретические основы марксизма, что привело к отказу от его основных положений. В революционном течении возобладало крайне левое истолкование марксизма. После Октябрьской революции в России марксизм подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму. Крушение тоталитарных режимов с кон. 80-х гг. во многих странах, где марксизм был государственной идеологией, открыло новый этап его изучения и оценки. 
 
 
 
 
 
 

8. Теория культурно-исторических  типов и круговорота  историч типов Данилевского

Информация о работе Просветельие концеции культуры