Прометей – титан, герой, человек, демиург, культурный герой, трикстер, бунтарь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:28, реферат

Описание работы

Образ Прометея, который с античных времен является в сознании человека символом гуманизма, способности идти на подвиг и жертвовать собой для блага людей, возник в результате героизации культурного героя. Во многих культурах трикстер и культурный герой часто смешиваются. В нашем случае Прометей скорее культурный герой, чем трикстер. Черты культурного героя-демиурга выступают в нем весьма отчетливо.

Содержание

ведение ………………………………….………………………………
3
МИФЫ О ПРОМЕТЕЕ ……………………………………………..…….
4
ПРОМЕТЕЙ КАК ОДИН ИЗ СИМВОЛОВ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
8
Заключение………………………………………………………………
12
Список использованных источников………………………..
13

Работа содержит 1 файл

реферат для инета.docx

— 38.90 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

 

 

реферат

 

на тему: «Прометей – титан, герой, человек, демиург, культурный герой, трикстер, бунтарь»

 

 

 

Преподаватель:

 

Оценка: _________

 

 

Симферополь-2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………….………………………………

3

МИФЫ О ПРОМЕТЕЕ ……………………………………………..…….

4

ПРОМЕТЕЙ КАК ОДИН ИЗ СИМВОЛОВ МИРОВОЙ  КУЛЬТУРЫ     

8

Заключение………………………………………………………………

12

Список использованных источников………………………..

13


 

ВВЕДЕНИЕ

Образ Прометея, который с античных времен является в сознании человека символом гуманизма, способности идти на подвиг и жертвовать собой для блага людей, возник в результате героизации культурного  героя. Во многих культурах трикстер и культурный герой часто смешиваются. В нашем случае Прометей скорее культурный герой, чем трикстер. Черты культурного героя-демиурга выступают в нем весьма отчетливо. Прометей совершает классический культурный подвиг - добывает огонь. Обычно он приносит небесный огонь в стволе тростника и отдает его людям. В одном варианте он зажигает факел о солнечное колесо. Это сближение огня и солнечного света очень характерно для первобытных мифов о культурных героях. Прометей похищает огонь у его хранителей, как это типично для подобных мифов. Представление о том, что разгневанный Зевс лишил людей огня и источников пищи, а Прометей только вернул их людям, возникло, очевидно, позднее. Прометей научил людей различным искусствам. В последующей античной традиции укореняется прочное представление о Прометее как о просветителе людского рода, отце человеческой культуры. Подобно большинству культурных героев, Прометей не только просветитель, но и демиург: он вылепил людей из глины или же украсил и наделил способностями созданные богами несовершенные существа.

 

МИФЫ  О ПРОМЕТЕЕ

Мифы  о Прометее связаны с подступами к героическому веку. Это время  битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса, создания рода человеческого. Согласно ряду источников, Прометей как  древнейшее божество сам вылепил  первых людей из земли и воды, да еще создал их смотрящими в небо, по подобию богов, но сделал это Прометей по воле Зевса. Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», Прометей крадет «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнем, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, Прометей дарует человечеству технический прогресс). Согласно Эсхилу, «все искусства у людей от Прометея», причем, оказывается, что Прометей наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. Однако в других источниках о роли Прометея в культурном развитии человечества даже не упоминается. Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами Прометея, а с деятельностью Зевса. Научить людей жить обществом Прометей не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением. Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввел среди людей Зевс через Гермеса. Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.

Известен  миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара — супруги Девкалион и Пирра (т.е. сын Прометея и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину. Так Прометей, теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это Прометей осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике. В мифах Прометей — благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в еще догероическую пору, Зевс же — неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс — родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором Прометей займет очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом Прометея роднила их общая связь с огнем, причем Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей. Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно Прометею (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины. Афина даже помогает Прометею похитить огонь. Есть сведения о том, что и наказан-то Прометей был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а Прометея приковал к скале на Кавказе. Прометей вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей. Прометей — это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, — заслуга Прометея, обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей. Характерно, что Зевс, разгадавший обман Прометея, допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и Прометея. В результате Зевс лишает людей огня. Прометей в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь Прометея подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь. В отместку людям и Прометею боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. Прометей внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведет к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. Прометей сознает, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трехликих» мойр и «памятливых» эриний. Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает Прометея в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла, чтобы, освободив Прометея, тот еще больше прославил себя. Освобождение Прометея Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу — добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к Прометею и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать Прометею свое бессмертие. Пока совершаются деяния знаменитых героев, Прометей, которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор. Освобождение Прометей получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются еще до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны Прометей — уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нем (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода Прометей — хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того Прометея (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный Прометей» и в разрозненных фрагментах), — попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей Прометея и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. Прометей так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения Прометея, причем она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий Прометей совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий. Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва; Прометей заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей. [4, с.1].

 

ПРОМЕТЕЙ  КАК ОДИН ИЗ СИМВОЛОВ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Прометей  как всемирно-исторический символ цивилизации. Историки мифологического развития древности свидетельствуют о  первобытном почитании огня как  о символическом мифе всего положительного, что человек находил в природе  и в обществе. Очевидно, Прометей здесь не больше как первобытный  огненный фетиш, вполне стихийный и  дочеловеческий.

В 1904 году Поль Лафарг, зять и ученик Маркса, напечатал  интересную статью под названием  «Миф о Прометее». Здесь весьма существенно  уточняется представление о Прометее как о божестве огня и дается весьма обстоятельная, и филологически  и исторически, аргументация относительно глубочайшей связи образа Прометея именно с периодом матриархата.

Действительно, обычное толкование Прометея в его  отношениях к огню весьма сомнительно  и даже непонятно. Исследователи  первобытной человеческой истории  вообще не знают таких диких племен, которые не были бы знакомы с употреблением  огня. Неужели греки представляли себе появление огня только в связи  с Прометеем, которого они относили отнюдь не к самым первым и исконным божествам? Не говоря уже о том, что  само имя «Прометей» этимологически совершенно никак не связывается  е представлением об огне; уже поколения  божественных существ, предшествующих Прометею, обладают этим огнем. Циклопы, порождения Урана и Геи, являются изготовителями молний, которыми пользуется Зевс в своей борьбе с титанами еще до всякого Прометея. Многочисленные источники говорят о связи  первобытного почитания огня с господством  и властью женщины в родовой  общине. Именно женщина добывала огонь  путем трения двух кусков дерева. Именно она переносила огонь с одного места кочевья на другое, когда  кочевники приходили на это новое  место. С давних времен олицетворением и душой всего дома и хозяйства  был домашний очаг, а его душой  была Гестия (у римлян — Веста), едва ли отделимая от очага и, следовательно, от огня. Этот очаг имели не только каждая семья и каждый дом, но и каждое селение, каждый город, а в дальнейшем и каждое государство. В Афинах этот общегородской очаг помещался в пританее, который в дальнейшем стал местом пребывания общественных властей и суда, а также местом приема гостей и послов. Самого Зевса Пиндар называет «пританом грома и молнии», а Эсхил «пританом блаженных». Всем известно также и то, что матерью всех богов является именно Гея-Земля, которая безбрачно порождает Урана-Небо, а потом вступает с ним в брак, в результате которого и появляется длинный ряд поколений богов, но не кто иной, как сама же Гея составляет план низвержения Урана и при помощи своего сына Кроноса достигает этого. Однако Рея, родная сестра титана Кроноса и его супруга, опять управляет всем космогоническим процессом, потому что именно она направляет своего сына Зевса на борьбу с Кроносом, и Кронос тоже низвергается в Тартар. Но уже Прометей говорит у Эсхила о тождестве его матери Фемиды и Геи, мысля при этом единую богиню под разными именами. Но ясно, что одним и тем же женским божеством являются и Гея, бабка Зевса, и Рея, его мать, и Деметра, его дочь. В теогоническом процессе у греков это единое женское божество играет первостепенную роль.

Но и  Зевс, победивший титанов, то есть матриархальных божеств, хотя уже является божеством  патриархата, тем не менее, тоже имеет на Олимпе свой небесный очаг, так что в результате его победы над титанами небесный очаг, или Гестия, стал теперь символом власти отца, то есть символом патриархата.

В таком  случае спрашивается, что означает похищение Прометеем небесного  огня? Во-первых, это уже не просто огонь. Если мы будем внимательно  читать трагедию Эсхила, то на месте  огня появятся также и понятия  достоинства, власти и чести. Во-вторых, с точки зрения Лафарга, Зевс никак  не мог возражать против патриархального  очага у людей, поскольку сам  Зевс и мыслился учредителем патриархата. Но Зевс проводил свою патриархальную линию слишком принципиально, оставляя душу и бессмертие души только для старейшин родовой общины, в то время как остальные члены этой родовой общины были безличными исполнителями воли старейшины. Отсюда, в-третьих, весь смысл похищения огня Прометеем заключается, по Лафаргу, в том, что Прометей хочет возвратить людям то первобытно-коллективистское равенство, которое было при матриархате, и делает уже поголовно всех людей причастными разуму, воле и свободному развитию. У Эсхила Прометей  говорит:

«Ум и сметливость

Я в них, дотоле глупых, пробудить посмел...

Они глаза  имели, но не видели,

Не слышали, имея уши. Теням снов

Подобны были люди, весь свой долгий век

Ни в  чем не смысля.»

Таким образом, в-четвертых, дело здесь вовсе не в огне и не в похищении огня, а в развале старого патриархата  и в эволюции отдельной личности, которая хочет действовать не только в согласии со старейшиной  рода, но и самостоятельно, то есть вполне сознательно и вполне индивидуально. Для тех времен это возможно было только путем восстановления старых до-патриархальных порядков, когда  основной экономической единицей была семейно-родовая община, возглавляемая  родной матерью. Отцовская власть оставалась. Однако и все прочие члены родовой  общины тоже получали теперь свое значение и тоже получали «бессмертную душу». Таково, по Лафаргу, было реально-историческое значение античного мифа о Прометее.

Относительно  этой теории Лафарга можно сказать, что некоторые ее социально-исторические выводы слишком прямолинейны. Тем  не менее, Прометей как символ матриархальных исторических сил представляется нам вполне доказанным после работы Лафарга.

Можно обратить внимание на тот, на первый взгляд странный, факт, что у Гомера нет никакого упоминания о Прометее. Но историко-филологические рассуждения типа Лафарга делают этот факт вполне понятным, несмотря на то, что Гомер упоминает почти всех богов и демонов, какие только были в ходу у древних греков. Дело в том, что Гомер — это царство самого строгого и принципиального героизма, который является продолжением дела Зевса на земле. Здесь, конечно, не место Прометею. Прометей мыслится в это время лишенным всякой власти и прикованным где-то к пустынной скале в Скифии или на Кавказе, то есть на краю тогдашнего географического мира. Прометей станет почитаться только тогда, когда все эти гомеровские герои, иной раз прямые сыновья Зевса и «полубоги», «богоравные», уступят свое место более демократической родовой общине с допущением частной инициативы уже для всех представителей родовой общины. Тогда станет возможным мыслить и освобождение Прометея после его неопределенно долгих мучений. [2, с.1].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прометей  обладает глубокой мудростью и даром  предсказания. Но он не бог. В основном дорелигиозный характер культурного героя - Прометея - и был предпосылкой для превращения его в богоборца. Превращению Прометея во врага олимпийских богов способствовало и то, что мифы о Прометее, по-видимому, были наследием, оставшимся от догреческого населения Греции.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного./ Г.-Г Гадамер.- М.: Искусство, 1991. -368 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000022/index.shtml
  2. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство./ А.Ф. Лосев. – 2-е изд., испр. — М.: Искусство, 1995. —320с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Los_PrSimv/07.php
  3. Мелетинский Е.М. Предки Прометея (Культурный герой в мифе и эпосе)/ Е.М. Мелетинский. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/meletinsky15.htm
  4. Токарев С.А. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. /С. А. Токарев. — М.: Советская Энциклопедия, 1991. Т. II. —719 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ancientrome.ru/religia/greece/person/prometheus.htm
  5. Энциклопедия мифологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://godsbay.ru/antique/myths_antiq3.html

Информация о работе Прометей – титан, герой, человек, демиург, культурный герой, трикстер, бунтарь