Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:37, курсовая работа
Термин «культурология» восходит к работам американского антрополога Лесли Уайта. Он выделил культурологию как самостоятельное направление в комплексе общественных наук, предлагая рассматривать культуру как самостоятельную упорядоченность феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующих по своим законам.
Тема 7: ПРОГРЕСС КУЛЬТУРЫ КАК
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
Введение
Термин «культурология»
восходит к работам американского
антрополога Лесли Уайта. Он выделил
культурологию как
Культурология – наука
о культуре. Базовый термин «культура»
имеет латинское происхождение,
Вне культуры невозможна жизнь
человека и общества. Каждое новое
поколение начинает свою жизнь не
только в окружении природы, но и
в мире материальных и духовных ценностей,
созданных предшествующими
1. Раскройте смысл основных культурологических подходов к проблеме культурного прогресса.
Трудности становления культурологии прежде всего вызваны сложностью, многоплановостью, «газообразностью» понятия культуры как «онтологического» феномена.
В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.
Первый — рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом — система знаний о культуре.
Второй — представляет культурологию как состоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией и культурантропологии, социологии социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку времени.
Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.
Вопрос о прогрессе культуры - это также вопрос о преемственности элементов и ценностей культуры в поступательном историческом развитии общества, во взаимоотношении различных исторических эпох и периодов развития человека, отдельных стран, народов и сообществ.
Культурный прогресс – поступательный восход развития культуры, переход от культуры одного качества к культуре более высокого качества. Смена культурно-исторических типов, при которых каждый последующий тип культуры превосходит предыдущий
Культурный регресс связан
с утратой достигнутого, попятных
движений, уничтожение культурных ценностей.
В марксизме проблема культурного
прогресса связана с учением
об общественно-экономических
1. возможны несоответствия,
противоречия между разными
2. возможны несоответствия,
противоречия между разными
3. возможны несоответствия,
противоречия между
Диалектика становления
нового такова, что новое не может
сразу и во всех отношениях превзойти
старое. Этим объясняются моменты
регресса на этапе становления более
высокой по своему качеству культуры.
Всю сложность и
Многие исследователи
полагали, что при наличии специфических
критериев культурного
Культурологический прогресс
включает и гносеологическую сторону,
он связан с обогащением человеком
знаний во всё более углубленным
и распространенным отражением действительности
в различных видах духовной культуры.
Развитие гносеологической стороны
расширяет возможности для
Выделение единства и целостности
культуры, выступающей способом организации
человеческой деятельности в процессе
ее прогрессивного преобразования, преемственности
ее непреходящих ценностей на различных
этапах развития общества, может быть
осуществлено через осмысление сущностных
родовых характеристик
Поэтому важнейшей сущностной
родовой характеристикой
Потому развитие жизнедеятельности человека и прогресс культуры как способа и форм организации этой жизнедеятельности выступает в виде процесса разрешения противоречия между потенциальной универсальностью и его актуальной ограниченностью, определенной эпохой, системой норм и ценностей. Именно при таком подходе появляется возможность выявить критерий прогрессивного развития культуры. Каждый новый тип культуры, способ практической и познавательной деятельности, социокультурная норма, система ценностей, правило, регулирующее отношение человека к природе и самому себе, будет более прогрессивным, если станет способствовать в каждом конкретном случае разрешению указанного противоречия, переходу человека на новую ступень в его способности к универсальности и всеобщности.
2. Объясните значение понятий - традиция, новация, нормы культуры.
Традиция - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Понятие «традиция» восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так,древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio. Таким образом, границы семантического спектра понятия традиции жестко указывают на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: традиция — это прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, короче, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне.
Новация (лат. novatio — изменение, обновление): - в широком смысле применения, любое качественно новое дополнение или изменение отражающееся на конечных действиях (в деятельности) или свойствах конечного продукта с переналадкой, изменениями или даже заменой алгоритма деятельности, новыми технологиями или устройствами (конструкциями).
Нормы культуры - это определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.
Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Уже ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что «можно», а чего «нельзя». Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют взаимные одобрения и осуждения, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения (как описанные в словесной форме, так и в виде образцов поведения). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколения к поколению играет система образования. В ней индивид, вступающий в жизнь, получает не только знания, но принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.
3. Составьте словарь персоналий к теме контрольной работы.
Гегель (1770-1831) культуру не называет по имени, но она «узнается» по ее главному, основному предназначению в жизни, в диалектическом восхождении духа – творчеству. Все действительное – разумно, все разумное – действительно.
Кант И. (1724-1804) развел, качественно различил два мира: мир природы и мир свободы. Только второй из них и есть подлинно человеческий мир, т.е. мир культуры. Высшее проявление культуры есть ее эстетическое проявление – этот вывод Канта с восторгом был принят и положен в основу общего представления о сущности и назначении культуры всем европейским романтизмом конца XVIII- начала XIX в., художниками и теоретиками «Бури и Натиска».
Тойнби Арнольд (1889— 1975). Английский историк и культуролог. Создал теорию исторического круговорота культуры. Представлял всемирную историю как совокупность отдельных замкнутых и своеобразных цивилизаций, количество которых варьировалось от 14 до 21. Каждая цивилизация, подобно организму, проходит стадии зарождения, роста, кризиса (надлома, разложения). На этом основании выводил «эмпирические законы» повторяемости общественного развития, движущей силой которого является элита, творческое меньшинство, носитель «жизненного порыва». Единую линию поступательного развития человечества усматривал в религиозной эволюции от примитивных анимистических верований через универсальную религию к единой синкретичной религии будущего.
Шпенглер Освальд (1880—1936) - видный немецкий философ, культуролог, историк, представитель философии жизни, создатель циклической теории. Его учение призвано было преодолеть механистичность распространенных в XIX в. глобальных схем эволюции культуры как единого восходящего процесса становления мировой культуры, где европейская культура выступала как вершина развития человечества.
Культура – 1) система «ценностей, норм и институтов»; 2) процесс «развития сущностных сил человека, способностей, в ходе его сознательной деятельности по производству, распределению и потреблению определенных ценностей».
Общество – это система
отношений и институтов, т.е. способов
и средств социального
Цивилизация – это заключительный этап развития какой-либо культуры или какого-либо периода общественного развития, для которых характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства и литературы.
4. Тестовые задания к теме.
а) Социальное и культурное
наследие, передающееся от поколения
к поколению и
1) Традиция
б) Новации, порожденные
внутренними причинами
2) Творчеством
в) Не может быть речи
о запрограммированном
1)К. Маркс
г) «Культура человечества движется вперед не путем перемещения в «пространстве и времени», а путем накопления ценностей», полагал…
1)Д. Лихачев
д) Историк и социолог утверждал, что цивилизация – система, возникающая в результате поиска адекватных ответов на вызовы природы или социума
1) А. Тойнби
Заключение
Культура реально существует как исторически сложившаяся разноуровневая система, обладающая своими вещными формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни – этой центрирующей силой, живой душой культуры. И в этом смысле бытие культуры обретает сверхиндивидуальный характер, существуя вместе с тем как глубоко личный опыт индивида.
Таким образом, если человек
создает культуру, то и культура
создает человека. А в более
глобальном смысле это означает, что
общество осуществляет воспроизводство
и совершенствует себя, только наследуя
и творчески перерабатывая
Информация о работе Прогресс культуры как культурологическая проблема