Проблемы психологии в истории философской и психологической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

Психологическая школа в социологии - субъективно-идеалистические концепции общества, возникшие в конце 19в. Представители школы искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов.).

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

   Авторитарность и консерватизм.

    Поскольку толпа постоянно впадает в крайности, она может или принять идею целиком, и относится к ней как к абсолютной истине, или полностью ее опровергнуть, т.е. толпа не анализирует, но верует, ей не свойственны сомнения. Поэтому толпа авторитарна и нетерпима. Малейшее несогласие оратора вызывает ярость и влечет его изгнание.

   Нравственная спонтанность.

   Толпа безответственна и ветрена, поэтому если с нравственностью связывать постоянное следование соответствующим нормам, то толпу скорее надо назвать морально индифферентной - она способна как на всякий героизм, так и на низкое злодейство. Но если последняя характеристика толпы отмечалась и до Лебона (например, Г. Тардом), то его заслугой можно считать подчеркивание способностей толпы к нравственным порывам. "Только толпа способна к проявлению величайшего бескорыстия и величайшей преданности. Как много раз толпа героически умирала за какое-нибудь верование, слова и идеи, которые она сама едва понимала". Лебон приводит не мало примеров героизма толпы. Например, толпа, завладевшая дворцом Тьюильри во время революции 1848 года, не взяла ничего из ценных вещей, хотя многим восставшим нечего было есть. Найденные на убитых драгоценности приносились в комитеты, хотя легко было бы утащить награбленное. Возможно, если бы не героизм толпы, то цивилизация и не возникла бы на нашей планете в той многогранности, в которой она есть.

   Поведение толпы:

                                   Толпа психология поведение.

        В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких либо конкретных событий.

        Совместные чувства, воля, настроение оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными.

       Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертывается не редко самые трагические действия.

       Одним из видов поведения толпы является паника. Паника - это эмоциональное состояние, возникающие как следствие либо дефицита информации, о какой-то пугающей или не понятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющиеся в импульсивных действиях.

       Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально - психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся и не видят выхода из ситуации.

     Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы следующие:

     Суеверие - внутренние ложное мнение, возникающие под влиянием страха, пережитого человеком. В прочем может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что либо. Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверия основаны на страхе, и оно многократно усиливается в толпе. 

       Иллюзия - разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзия, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия - своего рода подобие реальности, создаваемое в воображении человека, в замен подлинного знания, которое он почему то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии - незнание, которое может дать самые неожиданные и не желательные эффекты, когда проявляется в толпе.

     Предрассудки - ложное знание, превратившееся в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку.

      Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлеет не просто мнение (знание), она сохраняет и сопровождающие это знание чувства, эмоции, отношение. Вследствие этого память весьма изобретательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И конечно они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют и захлестывают толпу.

     В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий. Факторы, способные впечатлить толпу всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку.

    "Когда отдельные люди образуют массу, то достоинство каждого из них в отдельности гибнет под ногами толпы" В. Швебель

    С одной стороны, человек - это исключительно социальное существо. С другой стороны, в этом и слабость человека, т.к. наше сознание постоянно подстраивается под действия большинства. И зачастую именно это и убивает индивидуальность личности.

    В данной работе, опираясь на исследования по психологии и социологи, я получила ответы на поставленные задачи, такие как само понятие толпы и мотивация ее формирования, какие виды толпы можно различить. Я выяснила, какими свойствами обладает толпа, по каким критериям ее можно охарактеризовать и в чем состоят особенности поведения именно толпы как самостоятельного существа.  

                            Список литературы: 

1. Лебон Г.  Психология народов и масс. - СПб., 1996 

2. Майерс Д.  Социальная психология. - М., Норма. 2001 

3. Википедия. Свободная энциклопедия. - www.wikipedia. 

4. Психология толпы. - www.psyfactor.org. 

5.  Большая  научная библиотека. - www.sci-lib.com 

6.  Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов / под редакцией профессора В.Н. Лавриненко.-3-е издание-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 
 
 

Информация о работе Проблемы психологии в истории философской и психологической мысли