Проблема восприятия индивидом гендерной роли.Видимость мужественности, видимость женственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:13, реферат

Описание работы

Стереотипы усложняют жизнь личности, загоняют её в определённые рамки, мешают нравственно и творчески раскрыться. Из-за ряда мнений, сложившихся в каком-либо обществе, человек, выделяющийся из-за неприятия своей гендерной роли, обречён на непонимание и маргинализацию, хотя он не совершал никаких неправомерных действий. Однако не следует забывать, что стереотипы так же выполняют и положительные функции - они сплачивают людей вокруг одной идеи, рождается единство концепций и взглядов, возникает гармония и согласие.

Работа содержит 1 файл

эссе по культурологии.docx

— 24.86 Кб (Скачать)

      Национальный  исследовательский университет

      Высшая  школа экономики

      Факультет государственного и муниципального управления 
 
 
 
 
 

      Эссе

      По  культурологии

      На  тему:

      «Проблема восприятия индивидом гендерной роли.

      Видимость мужественности, видимость  женственности» 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила:                                                                         Студентка 1го курса очного отделения      

      Факультета  государственного и муниципального правления

      Шевченко  Е.Н. 
 
 

      Москва 

      2011 г.

      1.Проблема  восприятия индивидом  гендерной роли. 

      1а.  Постановление основной  проблемы. 

      С тематикой своей работы я решила связать именно вопрос о гендерном взаимоотношении полов, а также о гендерном восприятии отдельного индивида, так как эта тема вплотную связана с социализацией индивида в обществе, а, следовательно, представляет и культурологическую ценность. Итак, в чем же заключается проблема восприятия индивидом предписываемого ему гендера?

      Установим, что должно восприниматься под словом «Гендер». Гендер, прежде всего - это  социальный пол индивида, тот набор  общественных ожиданий от поведения  человека, которые тот должен соблюдать  в соответствие со своим биологическим  полом во избежание непонимания  и/или порицания обществом. То есть, гендер воспринимается как полоролевое поведение человека, определяющее его отношения с людьми. Примечателен тот факт, что гендерная роль человека и его социальный гендер как таковой не обязательно совпадает с его биологическим полом. Общество навязывает человеку целую систему символов, формирующих половую идентичность, в то время как сам человек вовсе не чувствует желания принадлежать к той гендерной группе, которую ему предписывает общество.

      На  мой взгляд, основная проблема в  самом явлении гендерной роли индивида  и её восприятии в обществе – это вышеуказанная система символов, навязываемая общественностью, по сути своей это не что иное, как набор стереотипов.

      Стереотипы  усложняют жизнь личности, загоняют её в определённые рамки, мешают нравственно  и творчески раскрыться. Из-за ряда мнений, сложившихся в каком-либо обществе, человек, выделяющийся из-за неприятия своей гендерной роли, обречён на непонимание и маргинализацию, хотя он не совершал никаких неправомерных  действий. Однако не следует забывать, что стереотипы так же выполняют и положительные функции - они сплачивают людей вокруг одной идеи, рождается единство концепций и взглядов, возникает гармония и согласие.

      Рождается соответствующий вывод – нельзя характеризовать гендерную идентичность только как отрицательное явление, так как в ней есть и свои плюсы, и свои минусы. 

1б. Формирование гендера. 

      Каким же образом рождается индивидуальное гендерное восприятие? Разумеется, изначальное формирование происходит в  первичных социальных группах  – например, в семье. Традиционно  дети воспитываются в соответствии со своим биологическим полом  – и именно здесь происходит первое восприятие ребёнком основных аспектов своего полоролевого  поведения, у него начинают складываться стереотипы о том, как нужно себя вести. Наблюдается процесс нормального психосексуального развития личности, когда ребёнок – «субъект», начинает копировать поведение родителя – «внешнего образца для подражания» и в результате создаёт свой собственный приемлемый или наоборот, неприемлемый  «модифицированный субъект» поведения. По идее ребёнок должен копировать поведение родителя своего биологического пола, однако есть вариации иного рода, когда или ребёнку с ранних лет родителями навязывается не соответствующая его биологическому полу гендерная роль, или же ребёнок сам начинает проявлять тягу к роли иного типа.

     В качестве примера расхождения реального  биологического пола и гендерной  роли хотелось бы упомянуть французский  фильм Жака Дэми «Леди Оскар» снятый по одноименной книге «Роза Версаля». Фильм и книга рассказывают историю Оскар – девушки, вынужденной по воле отца, мечтавшего о сыне, поменять свою изначальную гендерную роль. Оскар была названа мужским именем, разговаривала, одевалась и вела себя как мужчина – примечателен тот факт, что в силу своего сильного характера девушка не только приняла на себя новую роль, но и полностью зарекомендовала себя в обществе как личность; несмотря на искусственно привитый мужской гендерный пол, Оскар также сумела сохранить  в себе исходную женственность (в частности, свою гетеросексуальность и привлекательность для мужского пола) и изначально заложенный психологический пол. 

     В период вторичной социализации индивид  продолжает укреплять своё соответствие \ несоответствие своей гендерной  роли, формировать поведение за счёт внешних факторов. Рассмотрим влияние таких факторов более подробно.

      Вы  никогда не задумывались о том, почему девочкам более приемлемо играть в куклы, нежели собирать роботов  из конструктора? Почему большинство  товаров для детей в магазинах  разграничено в цветах по половому признаку: в одежде, коробках игрушек  для девочек доминируют розовые, оранжевые цвета, а для мальчиков  – синие, зелёные? Почему существуют мультфильмы, направленные на женскую, мужскую аудиторию? Конечно, большинство детских товаров не учитывают половые различия, но, тем не менее, высокую популярность приобретают именно те, которые ориентированы на определённую группу. Исторически сложилось, какие передачи девочке и мальчику будет интереснее смотреть, во что играть, и в большинстве своём это действительно так. Но ведь есть случаи, когда девочке становится неинтересно то, чем занимаются её подруги – ей не нравится розовый цвет, и она больше хочет завести щенка, чем купить новую куклу. Социальная структура уже с раннего возраста  формирует отношение детей к своей гендерной роли, но в силу заложенных природой  психологических особенностей своего характера члены общества формируют на её основе уже своё индивидуальное понимание нужного гендерного поведения.

     Особое  участие в формировании гендерной роли индивида принимает, безусловно, культурный аспект общества. Это – музыка, фильмы, журналы и телевидение, литературные произведения, сообщения в которых пестрят уже устоявшимися стереотипами поведения для каждой группы социума. Люди привыкают к бесконечному потоку коннотативной информации, и определённые аспекты гендера становятся естественно-правильными для них. Например, женский журнал «Cosmopolitan» или мужской журнал «PLAYBOY» ориентированы на читателя по половому признаку, содержат в себе статьи, интересные конкретному гендерному полу, за счёт которых формируют у покупателей стереотипы того, как должны выглядеть и какой образ жизни вести «истинные женщины» и «настоящие мужчины». 

     1в. Проблема становления индивида в обществе. 

     Как указывалось выше, обыкновенно общество негативно относится к расхождению  гендерного и биологического пола, однако я полагаю, что в данном явлении нет абсолютно ничего предосудительного, так у каждого  человека, прежде всего, должно быть право  выбора, как  утвердить себя как  личность в обществе.

     Когда речь идёт о неприятии индивидом  своей исконной гендерной роли, или  её искусственном нарушении, нельзя не упомянуть такие понятия, как  гендерная идентичность и трансгендерность. Гендерная идентичность – это внутреннее самовосприятие индивида, т. е. ощущает ли он себя мужчиной или женщиной вне зависимости от его биологического или гендерного пола. При гендерной самоидентификации могут возникнуть вышеупомянутые проблемы принятия гендера – допустим, мужчина подсознательно больше тяготеет к фемининности образа, но его гендерная роль обязывает его к другим правилам поведения, возникает психосоциальный конфликт индивида с обществом. Вот он, ключевой момент в вопросе восприятия гендерной роли – это желание самого человека вести себя согласно своим стремлениям, следуя своей природе. Сам вопрос о природном происхождении гендерной идентичности спорен, однако большинство учёных полагает, что её всё же нельзя привить искусственно. Индивид рождается с уже сформированным природой самоощущением психического пола, и навязывание гендерной роли не изменит его сущности. Реальным обоснованием этого факта может служить история Дэвида Реймера, в результате безжалостного эксперимента известного сексолога Джона Мани перенёсшего в младенческом возрасте операцию по смене пола и последующее воспитание как девушки. Мани хотел доказать, что пол человека – это привитое извне качество человека, однако эксперимент потерпел крах. Бренда (новое имя Дэвида как девушки) ощущала себя мужчиной, воспринималась сверстниками как «мальчик в юбке» и ощутимо страдала из-за своего биологического пола. Вывод – люди рождаются с ощущением своего пола, и попытка насильного его изменения может только навредить личности.

     Несовпадение  гендерной идентичности и реального биологического пола рождает понятие трансгендерности, воспринимаемой большинством как негативное явление. Я не согласна с таким положением вещей и считаю, что трансгендерность – это не бегство от реальности, как гласит общественное мнение, а способ самовыражения личности. Ведь как индивид может оставаться  самим собой, как может раскрыться духовно и творчески, если общество запрещает ему быть тем, кем он желает?

     В большинстве своём трансгендерность индивида выражается в трассексуальности и в андрогинности. В первом случае люди одного  биологического пола ведут себя как люди иного пола, например: девушка, одевается и ведёт себя как парень, однако, не всегда при этом являясь гомосексуальной – возможно, ей просто удобнее так зарекомендовать себя в обществе вследствие каких-либо обстоятельств. Андрогинность – более сложное психологическое состояние человека, когда проявляются одновременно и женские, и мужские качества. Я не считаю андрогинность психическим расстройством, наоборот, на мой взгляд, андрогинность во внешности выводит человеческое существо на новый уровень. Уровень, где границы в полоролевых отношениях стирается, и человек сам волен выбирать свою позицию в обществе. 

     2.Видимость  мужественности, видимость  женственности.

     2а.Почему  мужественность и женственность нужно связывать с гендером?

       Понятие гендера тесно связано  с восприятием человека таких  кодексов поведения как мужественность  и женственность, то есть, что  сексуально (и не только) привлекает  противоположный пол в человеке. По идее мужественность или  женственность – это не только  внешний вид (хотя он, безусловно, играет решающую роль), но и  образ жизни, стиль поведения  человека. Если анализировать текст  Сергея Ушакина «Видимость мужественности», то мужественность – это целый ряд предписаний того, как должен вести себя мужчина, в частности набор из: социального положения, достатка, интересов, вариантов времяпровождения, и, наконец, внешнего вида. Что в результате остаётся от самого человека, от его личных качеств? Честно говоря, я не могу осознать того, что кто-то, пусть и длительным коллективным трудом, смог выявить эти критерии. Ведь для каждой женщины и для каждого мужчины есть свой набор критериев (чаще всего подсознательных) для своих будущих избранников или избранниц.

       Официально в современное время  в большинстве стран мира женщинам  и мужчинам не предписывается, как именно они должны одеваться и какой образ жизни вести – мода последних лет стала гораздо более лояльной, чем, скажем, в 19 веке, когда даме считалось неприличным появляться в обществе без шляпки или же перчаток. Наверное, эпохой пика всяческих предписаний того, как должны выглядеть и вести себя женщины и мужчины можно смело назвать Викторианскую Эру, когда пуританство в английском обществе достигло просто абсурдно огромного уровня. Незамужнюю девушку викторианской эпохи могли осудить в обществе лишь за то, что она гуляла по парку в одиночестве, без сопровождения гувернантки, или за то, что надела коричневые туфли вместо чёрных (считалось, что коричневый цвет носят только кокотки). В настоящее время таких строгих правил поведения и выбора одежды не существует, однако, аспекты мужественности и женственности сохраняются.

     Классические  черты женственности – это  нежность, эмоциональность, хрупкость, верность – словом всё то, что  вызывает у противоположного пола желание  оберегать и покровительствовать  женщине. Составляющие могут варьироваться  в зависимости от времени и  конкретного общества, однако суть остаётся неизменной. То же самое происходит и с мужественностью. Набор черт для «сильного пола» - это целеустремлённость, надёжность, твёрдость характера.

Информация о работе Проблема восприятия индивидом гендерной роли.Видимость мужественности, видимость женственности