Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:13, реферат
Стереотипы усложняют жизнь личности, загоняют её в определённые рамки, мешают нравственно и творчески раскрыться. Из-за ряда мнений, сложившихся в каком-либо обществе, человек, выделяющийся из-за неприятия своей гендерной роли, обречён на непонимание и маргинализацию, хотя он не совершал никаких неправомерных действий. Однако не следует забывать, что стереотипы так же выполняют и положительные функции - они сплачивают людей вокруг одной идеи, рождается единство концепций и взглядов, возникает гармония и согласие.
Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики
Факультет
государственного и муниципального
управления
Эссе
По культурологии
На тему:
«Проблема восприятия индивидом гендерной роли.
Видимость
мужественности, видимость
женственности»
Выполнила:
Факультета государственного и муниципального правления
Шевченко
Е.Н.
Москва
2011 г.
1.Проблема
восприятия индивидом
гендерной роли.
1а.
Постановление основной
проблемы.
С тематикой своей работы я решила связать именно вопрос о гендерном взаимоотношении полов, а также о гендерном восприятии отдельного индивида, так как эта тема вплотную связана с социализацией индивида в обществе, а, следовательно, представляет и культурологическую ценность. Итак, в чем же заключается проблема восприятия индивидом предписываемого ему гендера?
Установим, что должно восприниматься под словом «Гендер». Гендер, прежде всего - это социальный пол индивида, тот набор общественных ожиданий от поведения человека, которые тот должен соблюдать в соответствие со своим биологическим полом во избежание непонимания и/или порицания обществом. То есть, гендер воспринимается как полоролевое поведение человека, определяющее его отношения с людьми. Примечателен тот факт, что гендерная роль человека и его социальный гендер как таковой не обязательно совпадает с его биологическим полом. Общество навязывает человеку целую систему символов, формирующих половую идентичность, в то время как сам человек вовсе не чувствует желания принадлежать к той гендерной группе, которую ему предписывает общество.
На мой взгляд, основная проблема в самом явлении гендерной роли индивида и её восприятии в обществе – это вышеуказанная система символов, навязываемая общественностью, по сути своей это не что иное, как набор стереотипов.
Стереотипы
усложняют жизнь личности, загоняют
её в определённые рамки, мешают нравственно
и творчески раскрыться. Из-за ряда
мнений, сложившихся в каком-либо
обществе, человек, выделяющийся из-за
неприятия своей гендерной
Рождается
соответствующий вывод – нельзя
характеризовать гендерную идентичность
только как отрицательное явление, так
как в ней есть и свои плюсы, и свои минусы.
1б.
Формирование гендера.
Каким
же образом рождается
В качестве примера расхождения реального биологического пола и гендерной роли хотелось бы упомянуть французский фильм Жака Дэми «Леди Оскар» снятый по одноименной книге «Роза Версаля». Фильм и книга рассказывают историю Оскар – девушки, вынужденной по воле отца, мечтавшего о сыне, поменять свою изначальную гендерную роль. Оскар была названа мужским именем, разговаривала, одевалась и вела себя как мужчина – примечателен тот факт, что в силу своего сильного характера девушка не только приняла на себя новую роль, но и полностью зарекомендовала себя в обществе как личность; несмотря на искусственно привитый мужской гендерный пол, Оскар также сумела сохранить в себе исходную женственность (в частности, свою гетеросексуальность и привлекательность для мужского пола) и изначально заложенный психологический пол.
В период вторичной социализации индивид продолжает укреплять своё соответствие \ несоответствие своей гендерной роли, формировать поведение за счёт внешних факторов. Рассмотрим влияние таких факторов более подробно.
Вы никогда не задумывались о том, почему девочкам более приемлемо играть в куклы, нежели собирать роботов из конструктора? Почему большинство товаров для детей в магазинах разграничено в цветах по половому признаку: в одежде, коробках игрушек для девочек доминируют розовые, оранжевые цвета, а для мальчиков – синие, зелёные? Почему существуют мультфильмы, направленные на женскую, мужскую аудиторию? Конечно, большинство детских товаров не учитывают половые различия, но, тем не менее, высокую популярность приобретают именно те, которые ориентированы на определённую группу. Исторически сложилось, какие передачи девочке и мальчику будет интереснее смотреть, во что играть, и в большинстве своём это действительно так. Но ведь есть случаи, когда девочке становится неинтересно то, чем занимаются её подруги – ей не нравится розовый цвет, и она больше хочет завести щенка, чем купить новую куклу. Социальная структура уже с раннего возраста формирует отношение детей к своей гендерной роли, но в силу заложенных природой психологических особенностей своего характера члены общества формируют на её основе уже своё индивидуальное понимание нужного гендерного поведения.
Особое
участие в формировании гендерной
роли индивида принимает, безусловно,
культурный аспект общества. Это – музыка,
фильмы, журналы и телевидение, литературные
произведения, сообщения в которых пестрят
уже устоявшимися стереотипами поведения
для каждой группы социума. Люди привыкают
к бесконечному потоку коннотативной
информации, и определённые аспекты гендера
становятся естественно-правильными для
них. Например, женский журнал «Cosmopolitan»
или мужской журнал «PLAYBOY» ориентированы
на читателя по половому признаку, содержат
в себе статьи, интересные конкретному
гендерному полу, за счёт которых формируют
у покупателей стереотипы того, как должны
выглядеть и какой образ жизни вести «истинные
женщины» и «настоящие мужчины».
1в.
Проблема становления
индивида в обществе.
Как
указывалось выше, обыкновенно общество
негативно относится к
Когда речь идёт о неприятии индивидом своей исконной гендерной роли, или её искусственном нарушении, нельзя не упомянуть такие понятия, как гендерная идентичность и трансгендерность. Гендерная идентичность – это внутреннее самовосприятие индивида, т. е. ощущает ли он себя мужчиной или женщиной вне зависимости от его биологического или гендерного пола. При гендерной самоидентификации могут возникнуть вышеупомянутые проблемы принятия гендера – допустим, мужчина подсознательно больше тяготеет к фемининности образа, но его гендерная роль обязывает его к другим правилам поведения, возникает психосоциальный конфликт индивида с обществом. Вот он, ключевой момент в вопросе восприятия гендерной роли – это желание самого человека вести себя согласно своим стремлениям, следуя своей природе. Сам вопрос о природном происхождении гендерной идентичности спорен, однако большинство учёных полагает, что её всё же нельзя привить искусственно. Индивид рождается с уже сформированным природой самоощущением психического пола, и навязывание гендерной роли не изменит его сущности. Реальным обоснованием этого факта может служить история Дэвида Реймера, в результате безжалостного эксперимента известного сексолога Джона Мани перенёсшего в младенческом возрасте операцию по смене пола и последующее воспитание как девушки. Мани хотел доказать, что пол человека – это привитое извне качество человека, однако эксперимент потерпел крах. Бренда (новое имя Дэвида как девушки) ощущала себя мужчиной, воспринималась сверстниками как «мальчик в юбке» и ощутимо страдала из-за своего биологического пола. Вывод – люди рождаются с ощущением своего пола, и попытка насильного его изменения может только навредить личности.
Несовпадение гендерной идентичности и реального биологического пола рождает понятие трансгендерности, воспринимаемой большинством как негативное явление. Я не согласна с таким положением вещей и считаю, что трансгендерность – это не бегство от реальности, как гласит общественное мнение, а способ самовыражения личности. Ведь как индивид может оставаться самим собой, как может раскрыться духовно и творчески, если общество запрещает ему быть тем, кем он желает?
В
большинстве своём
2.Видимость мужественности, видимость женственности.
2а.Почему мужественность и женственность нужно связывать с гендером?
Понятие гендера тесно связано
с восприятием человека таких
кодексов поведения как
Официально в современное
Классические
черты женственности – это
нежность, эмоциональность, хрупкость,
верность – словом всё то, что
вызывает у противоположного пола желание
оберегать и