Проблема типологии культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 06:20, реферат

Описание работы

Культура очень сложное, многогранное понятие, которое используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает "возделывание", "развитие", "почитание". Изначально под словом культура подразумевалось возделывание земли. Данный подход был сформирован еще в древнеримской империи и долгое время господствовал в средние века, сохранившись до наших дней. О

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Понятия типа, типологии и типологизации культур………………….3
Критерии и основания для типологической классификации культуры....................................................................................................6
Типологические модели культуры
Эволюционистская концепция культуры Э. Б. Тайлора…………10
Типология культур А.Тойнби……………………………………….13
Типология культуры О. Шпенглера………………………………..15
Типология культур Н. Я. Данилевского…………………………..16
Типология культуры П. Сорокина…………………………………..20
Типологическая модель культуры К.Ясперса……………………21
Дихотомия Восток – Запад………………………..…………………….25
Заключение………….……………………………………………………..29
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Культурология.docx

— 58.82 Кб (Скачать)

Сходство, общность в доминировании  того или иного вида деятельности и его результатов позволяют  объединить те или иные культуры в  некоторую группу культур, т. е. отнести  их к какому-то определенному типу культуры. Н.Я.Данилевский насчитывает  четыре основополагающих вида деятельности.

1. Он выделяет, во-первых, деятельность  религиозную, объемлющую собой  отношение к Богу (на современном  научном языке — религиозно-мировоззренческую  деятельность). По его мнению, она  лежит в основе нравственной  и всякой другой деятельности.

2. Другой вид деятельности, рассматриваемый  как некий самостоятельный, —  это, по выражению самого Данилевского, собственно культурная деятельность, объемлющая отношение человека  к внешнему миру и реализуемая  в теоретико-научной, эстетическо-художественной  и технико-промышленной формах. В  этих формообразованиях собственно  культурной деятельности у Данилевского  заложено и легко просматривается  структура культуры.

3. Третий вид самостоятельной  деятельности, выделяемый Данилевским,  — политическая деятельность (деятельность "вокруг" власти, по поводу власти), включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику.

4. Наконец, четвертый самостоятельный  вид деятельности — деятельность  экономическая, в процессе которой  создаются определенные экономические  отношения и системы. 

На основе доминирования какого-либо вида деятельности Н. Я. Данилевский  и дает классификацию культур. Заметим, однако, что указанные виды деятельности не даны сразу в развитом состоянии, их формирование, становление и развитие осуществляется постепенно. Поэтому  классификация Данилевского приложима  к уже развитым культурам. Но культуры на первом этапе, на стадии зарождения культуры первичный или подготовительный характер, где вырабатываются, по мнению Данилевского, условия, при которых  вообще возможна жизнь, и здесь ни один из видов деятельности не является достаточно развитым и доминирующим. К таким первичным культурам  Данилевский относит: египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую, иранскую. Именно эти культуры, по убеждению Н.Я.Данилевского, как раз и заложили основы последующего культурно-деятельного развития.

Дальнейший ход рассуждений  приводит Н.Я.Данилевского к мысли  о том, что если рассматривать  культуры на стадии расцвета, то есть в  развитой форме, то соответственно указанным  видам деятельности и их приоритетному  месту в той или иной культуре можно выделить три типа культур  в дополнение к первичному типу культуры.

Первый тип составляют одноосновные культуры, которые следовали за подготовительными стадиями и где ярко и полно проявился преимущественно один из видов (разрядов) деятельности. К такому типу культур он относит еврейскую культуру, где доминировала, по его мнению, религиозно-мировоззренческая деятельность и которая дала миру монотеистическую религию, ставшую основой христианства. К этому же одноосновному типу культуры он относит и греческую культуру, которая воплотила собственно культурную деятельность, где ведущей деятельностью были искусство и философия. Сюда же включает Данилевский римскую культуру с преобладанием в ней политико-правовой деятельности и подарившую миру классическую систему права и государственности, сохраняющую свою значимость и до сих пор.

Затем следуют двухосновные культуры. К этому типу он относит германо-романскую, или европейскую, культуру. Ее он называет политико-культурным типом, так как эти два вида деятельности — политическая и собственно культурная — стали, по его убеждению, основой всей творческой деятельности европейских народов. Именно Европа подарила миру парламент и колониальную систему в рамках политической деятельности и колоссальное развитие науки, техники, искусства. По его мнению, в экономической деятельности европейцы преуспели в меньшей степени, так как созданные ими экономические отношения не отражали идеала справедливости.

Н.Я.Данилевский  полагал, что тенденции культуры движутся к третьему, четырехосновному, типу. Тип этот, по его утверждению, только возникает, формируется, но за ним  — будущее. Это будет, по мнению Данилевского, особый тип в истории человеческой культуры, в котором реализуются  все четыре вида деятельности в гармонии, и соответственно он обеспечит гармонию всех основных видов ценностей: истинной веры, политической и экономической  справедливости, свободы, науки (истины) и искусства (красоты). Это будет, по мысли культуролога, совершенный  гармоничный общественный строй, который  не удалось создать всем предшествующим культурам. Данилевский приходит к  выводу, что таким типом может  стать славянский культурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну слепо принимать готовые культурные формы от европейцев.

Какую познавательно-исследовательскую  задачу решал Н. Я. Данилевский, предложив  такую типологию культуры? Отметим, прежде всего, большое достоинство  концепции Данилевского, состоящее  в широкой трактовке самой  культуры, не сводимой в его представлении  к какому-то одному проявлению. Вместе с тем, его типология была призвана показать, что единства человечества нет, единого направления культурно-исторического  прогресса не существует. Корни такого вывода Данилевского, на наш взгляд, кроются в том, что единая общечеловеческая культура и история понимаются им как такая общность, которая существует вне каждой индивидуальной культуры, как нечто субстанциально самостоятельное, как альтернатива самобытной единичной культуре, вне ее, рядом с ней, а не как сходство, похожесть, аспект, существенный момент в любой единичной культуре. Без сомнения, правомернее, корректнее ставить вопрос не об общечеловеческой культуре, а об общечеловеческом и индивидуальном в каждой культуре. И тогда вывод напрашивается сам собой: они (общечеловеческое и индивидуальное) не исключают, а дополняют друг друга в культурах планеты Земля.

Однако подчеркнем еще раз, что  достоинством типологии Данилевского является то, что в ее основу он одним  из первых заложил одну из фундаментальных  характеристик культуры — ее деятельностную природу.

4.5 Типология культуры  П. Сорокина.

Основополагающим критерием, положенным в основу типологии культуры у  П.Сорокина, является специфика способа  восприятия и освоения мира. Он выделяет два типа культуры с наиболее четкой поляризацией и доминированием способов мировосприятия: идеациональный и чувственный.

Идеациональный — тип культуры, в котором обнаруживается господство рационального способа восприятия, а чувственный — господство чувственности. Кроме того П.Сорокин различает  еще два промежуточных (переходных, "не чистых") типа культуры:

а) смешанно-гармоничный, его он называет идеалистический, примером, которого может  служить культура Золотого века Древней  Греции или европейский Ренессанс; б) смешанный, негармоничный - эклектический  тип культуры, примером которого может  служить культура первого века нашей  эры (христианство и язычество).

Поскольку одной из важнейших исследовательских  задач П. Сорокина была задача вскрыть  социокультурную динамику, процесс  изменения культуры, то он не только обозначает существование разных типов культуры, но и указывает на то, что оба "чистых", "полярных" типа культуры — идеациональный и чувственный — меняются волнообразно. Центральные темы культур, по его мнению, повторяются, но своеобразно в разных культурах. Своеобразие это П. Сорокин объясняет состоянием психики (сходство с концепцией Шпенглера) и религии.

Оценивая кризис современной культуры, П. Сорокин выход из него связывает  с формированием и универсализацией новых ценностей.

4.6 Типологическая модель  культуры К.Ясперса.

  Немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс в отличие от Данилевского и Шпенглера ориентируется на идею общечеловеческой истории и культуры. Он дал критику типологической концепции культуры О. Шпенглера и создал свою, альтернативную шпенглеровской, концепцию типологизации культуры. Ясперс утверждал, что шпенглеровская концепция неповторимой коллективной души позволяет интерпретировать лишь явления духовной, точнее психологической, душевной жизни народов, а также стиля в искусстве. Но такой критерий не дает возможности выйти на закономерности, не позволяет вскрыть законы истории и существования культуры. Кроме того, по мнению Ясперса, Шпенглер неправомерно абсолютизировал биологические аналоги живых систем, и это придало шпенглеровской классификации истории и культуры фаталистический характер.

Вместе с тем, К. Ясперс считал неоправданной  и материалистическую (в том числе  марксовскую) концепцию культуры, в  которой определяющей основой развития истории и культуры признаются экономические  факторы. По убеждению К. Ясперса, определяющую роль в развитии истории и культуры играют не экономические, а духовные факторы. В споре с марксизмом он отстаивает роль духовной составляющей культуры, а в споре со Шпенглером — культурное единство народов. Провозгласив идею единства мировой истории и  культуры, Ясперс не полностью отвергает, а в ряде случаев и соглашается  со многими идеями концепции локальных  цивилизаций. Тем не менее, он полагает, что история культуры имеет линейный характер и смысловое завершение, которое, как и общий контур истории и культуры, задан "истоками" и "целью" человеческого существования. Структурируя историческое развитие культуры, Ясперс ищет "ось" мировой истории и культуры. "Осевое время" культуры, по Ясперсу,— это своего рода "центр" истории. До него развитие человечества, общества, культуры идет в основном локальным образом. После него открылась возможность универсального, единого культурно-исторического развития человечества. В соответствии с этим обозначая схему мировой истории, Ясперс выделяет четыре исторических культурных типа, соответствующих четырем гетерогенным периодам истории:

I) доисторический первобытный период  — прометеевский тип культуры;

II) эпоха "великих" культур  древности; 

III) эпоха формирования основы  человеческого бытия — собственное  осевое время и созданная им  универсалистская и гуманистическая  культура, заложившая основу превращения  локальной истории в единый  мировой историко-культурный процесс;

IV) послеосевая "имперская"  эпоха, основанная на развитии  науки и техники и частично  вернувшая человечество и его  культуру в русло локально-исторического  существования цивилизаций. По  мнению Ясперса, человек четыре  раза как бы отправляется от  новой основы.

Культура прометеевской эпохи, составляющая доисторическую эпоху, согласно Ясперсу началась около 5000 г. до н.э. и представляет собой становление "основных свойств человеческого бытия", формирование человека "как вида со всеми его привычными склонностями и свойствами" и выкристаллизовывание его сущностной основы и главное — превращение доисторического человека в человека культуры. Собственно культурное поле этой эпохи характеризуется: "использованием огня и орудий труда", появлением речи, формированием первых способов регуляции и контроля, в том числе в виде форм насилия над собой (например, табу); образованием групповых форм общежития — различного рода сообществ; мифологическим сознанием, возникновением форм коммуникации и трансляции опыта. Именно эти социокультурные обретения человечества и являются началом культурно-исторического развития, ее первым историческим типом культуры. Второй исторический тип культуры, выделяемый Ясперсом, — это "великие исторические культуры древности". Они возникли почти одновременно во всех трех мировых культурных центрах земного шара: в Китае, Индии и на Западе (к которому Ясперс относил не только греко-римские поселения, но и Ближний Восток). На Западе — это шумеро-вавилонская и египетско-эгейская культура с 4000 г. до н.э. В Индии — доарийская культура, связанная с Шумером приблизительно с 3 тысячелетия до н.э., и архаическая культура Китая с 2000 г. до н.э. Основными типологическими чертами культуры этого типа выступают: возникновение, наличие письменности; оформление специфической технико-изобретательской рационализации, приведшей ко многим величайшим изобретениям.

Являясь, по мнению Ясперса, значительной вехой в историко-культурном процессе, история "великих культур древности" еще не превратилась в мировую  культурную историю, а характеризовалась  локализмом и автономией, осталась в русле локально-исторического  существования цивилизаций Запада, Индии и Китая. Эпоха Великих  культур древности заканчивается  оформлением поляризации и возникновением дихотомии Восточной и Западной культур (приблизительно 500 г. до н.э.), в  основе которых лежат различия в  духовных основоположениях культур, хотя имеет место параллелизм и  однопорядковость ступеней их развития. Несмотря на свою величественность, этим великим культурам суждено было погибнуть, заложив в своих недрах, в орбите своего влияния как нечто  дремлющее и не пробудившееся, культуру будущего осевого времени.

Третий исторический тип культуры, выделяемый Ясперсом, — культура "осевого  времени" (первого, по мысли Ясперса, осевого времени, но не последнего в  историко-культурном процессе). Хронологически это приблизительно между VIII и II веками до н.э.

Для всех культур этого типа типологически  характерным (общим для каждой культуры и специфическим для всего  этого типа) является формирование самосознания человека, когда, как писал  Ясперс, человек осознает бытие в  целом, самого себя и свои границы (возможности  и пределы) и задумывается об освобождении и спасении. В этот момент он ставит перед собой высшие цели (вспомните: история — это процесс между  истоками и целью), познает абсолютность в глубинах самосознания. И именно потому, что это происходит во всех культурах, формируются общие духовные основы человечества. На Западе, Греции и Риме — Парламенид, Гераклит, Платон, Гомер, Фукидит, Архимед и др.; на Востоке, Китае — Конфуций, Лао  Цзы, в Индии — Будда, на Ближнем  Востоке — Заратустра, пророки  Илия, Исайя, Иеримия и др. — все  они в своем творчестве одержимы общей идей: осознать бытие в целом  и отдельного человека. В эпоху  осевого времени в культурах  формируется многое из того, что  сохраняется и составляет духовную основу жизни человека и по сей  день. Так, в этой культуре были разработаны  элементы категориально-логического  аппарата, которым мы пользуемся и  поныне, заложены основы мировых религий, во всех направлениях совершается переход  к универсальности, всеобщности. Именно рефлексия универсальности и  лежит в основе духовного родства  всего человечества.

Эта мысль приводит Ясперса к  признанию того, что противоположность, полярность Востока и Запада (восточный  и западной культуры) не абсолютна, а их общие духовные корни позволяют  найти способы коммуникации, разрешения конфликтов, создания единого культурного  пространства. Но возможность единого  универсального развития человечества, по Ясперсу, до сих пор не реализовалось. Благодаря бурному развитию науки  и техники, культура вступила в этап послеосевой имперской эпохи, частично вернувшись в русло локально-исторического  существования цивилизаций Запада, Индии, Китая, как бы утратила и отступила  от генеральной линии единения культуры человечества, что привело человечество в XX веке, по мнению немецкого философа, на край гибели. Как спасти и можно  ли спасти человечество? Для этого, по мнению Ясперса, надо обновить связь с осевым временем, возвратиться к его изначальности, новые грядущие великие культуры должны заложить основы для второго "осевого времени", подлинного становления человека.

Информация о работе Проблема типологии культуры