Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:43, контрольная работа
В настоящее время требуются уже новые технологии соприкосновения человека с природой. Это становиться не просто жизненной необходимостью, но и главным условием применения этой технологии. Культура является нашей надеждой и опорой. Каждый из нас вовлечен в культурное творчество.
В наше время бытие трактуется как категория для обозначения реально существующего мира, лежащего в основе всех вещей и явлений. Другими словами, бытие охватывает, включает в себя все многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1.ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК, КАК ФОРМЫ БЫТИЯ. КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ……..3
1.1. Культура – «вторая природа», её связь с миром природы. Экологическая природа……………………………………………………..3
1.2. Человек как творец и творение культуры. Социализация и инкультурация……………………………………………………………….5
1.3. Общество и культура. Социальные институты……………….7
1.4. Глобальные проблемы современности, роль культуры в их возникновении и разрешении………………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..12
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1.ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК, КАК ФОРМЫ БЫТИЯ. КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ……..3
1.1. Культура – «вторая природа», её связь с миром природы. Экологическая природа……………………………………………………..3
1.2. Человек как творец и творение культуры. Социализация и инкультурация……………………………………………
1.3. Общество и культура. Социальные институты……………….7
1.4. Глобальные проблемы современности, роль культуры в их возникновении и разрешении………………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..12
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время требуются уже новые технологии соприкосновения человека с природой. Это становиться не просто жизненной необходимостью, но и главным условием применения этой технологии. Культура является нашей надеждой и опорой. Каждый из нас вовлечен в культурное творчество.
Термин «культура» появился в Древнем Риме и применялся лишь для обозначения целенаправленного воздействия человека на окружающую его природу: возделывание почвы, обработка земли. Со временем его значение расширилось, и связано оно уже не только с природой, но и с внутренним миром человека.
Уже первые античные мудрецы начали задумываться над тем, что представляет собой окружающая их среда, откуда она появилась, конечна она или беспредельна, наконец, как ее обозначить или назвать. В наше время бытие трактуется как категория для обозначения реально существующего мира, лежащего в основе всех вещей и явлений. Другими словами, бытие охватывает, включает в себя все многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений.
ГЛАВА 1.ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК, КАК ФОРМЫ БЫТИЯ. КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
1.1. Культура – «вторая природа», её связь с миром природы. Экологическая природа
Характеристика феномена культуры невозможна без выяснения соотнесенности природного и культурного. Исследования философов, этнографов, культурологов показывают, что культура внебиологична, ее нельзя свести к природному, однако и культурное не из чего вывести и построить, кроме как из природного. Поэтому и говорят о различии и единстве «природного» и «культурного».
Одна из первых формулировок, выражающих специфику культуры, звучала так: «cultura contra natura». Иными словами, культура понималась как нечто надприродное, отличающееся от естественности, возникшее не «само по себе», а в результате человеческой деятельности. Культура вместе с тем включает в себя и саму деятельность, и ее продукты.
Культуру часто определяют как «вторую природу». Такое понимание восходит к античной Греции, в которой Демокрит считал культуру «второй натурой». Культуроведы обычно относят к культуре все рукотворное. Природа создала человека, он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу»- пространство культуры.
«Вторая природа» – выражение, подчеркивающее неразрывную связь культурной деятельности с природой, которая в этом единстве является «первой», а собственно культура определяется через слово «природа» (хотя и вторая). Во взаимодействии с миром человек использует две основные формы деятельности. Первая – непосредственное потребление человеком природных ресурсов биохимическим, естественным образом. Вторая – главная форма – преобразование (первой) природы, создание того, что отсутствует в ней в готовом виде – артефактов. Они призваны обеспечивать как биологические потребности (на более высоком уровне и в дополнение к первой форме), так и потребности внеприродные – социальные. Результатом этого является «очеловечивание» природы, создание нового мира, несущего печать человеческой деятельности (в отличии от мира «девственной» природы). В этот новый, человеческий мир – «вторую природу» - входят не только предметы и результаты труда, но и материальные основания общественных отношений, совместная деятельность по преобразованию не только «первой» (ее остается все меньше и меньше), но и «второй» природы, а также изменения и самого человека, вплоть до телесных проявлений. Иногда этот термин просто отождествляют с понятием «культура», которую воспринимают как то, что «отвоевано» трудом и духом человека у собственно природы как «натуры».
Без природы не было бы культуры, потому что человек творит в природе. Он пользуется ресурсами природы, он раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не преступил пределов природы, он не стал бы человеком, остался бы без культуры. Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не задана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа дает сама по себе.
Однако, увеличивая свою власть над природой, люди попадали во все большую зависимость от нее. В этом и заключается диалектико-противоречивая взаимозависимость общества и природы: постепенно увеличивая власть над природой, общество в то же время попадает во все большую зависимость от нее как источника удовлетворения потребностей людей и самого производства. Речь идет, прежде всего, о материальном обеспечении развития общества и его культуры[1].
Однако, осознание того, что, в отличие от животного, человек существует в двух измерениях: материально-физиологическом и социокультурном, духовном — привело к расширению трактовки понятия «человеческий дом». Очевидно, что человеческим домом является не только породившая его Природа, но и порожденная, созданная и создаваемая Человеком Культура, огромный мир материальных и духовных ценностей. Поэтому в последнее время термин «экология» стал распространяться и на сферу культуры, вызвав к жизни такие понятия, как «экология души», «экология культуры». Это взаимопроникновение понятий, отображающих процессы взаимодействия природных и культурных явлений и процессов, свидетельствует о неразрывной связи природы и культуры, «второй природы», связи приобретающей всё новые формы. С течением времени возникают новые аспекты этой широкой проблемы.
Культура составляет сущностное единство человека, а человек включает в себя не только культурное, но и природное измерение. В человеке природное и культурное слиты в единое целое, Поэтому культура — это, прежде всего, процесс возвышения над биологическими формами жизнедеятельности[2]. Следовательно, культура неразрывно связана с тем, что называется «человеческим в человеке» и что отличает человека от всех других живых существ.
1.2. Человек как творец и творение культуры. Социализация и инкультурация
Воспитание и обучение человека состоит в его приобщении к культуре, в усвоении накопленных обществом знаний, умений, привычек, а также духовных ценностей и норм поведения той страны, в которой он живет. Характер воспитания и образования, присущий обществу на определенной ступени его развития, является показателем уровня культуры данного общества. Духовная культура также важный фактор общественного прогресса. Ее уровень определяет степень интеллектуального, эстетического, художественного и морального развития общества. С понятием «культура» связан процесс приобретения знаний и опыта в той или иной области деятельности, усвоения человеком определенной системы ценностей, выбора собственной линии поведения.
Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека. Поскольку важнейшей функцией культуры является функция социализации и инкультурации, человек с детства усваивает определенные знания, нормы и ценности, необходимые для жизни в качестве полноправного члена общества. В обществе, как и в природе, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и умирают. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры , научается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведение на многие годы вперед. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют сверстники, учителя, вообще взрослые. Детство - важнейший период социализации, именно в детстве почти на 70% формируется личность. Но социализация на этом не заканчивается. Она -процесс непрерывный, не останавливающийся на протяжении всей человеческой жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры .
Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Этот процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре, получил название инкультурация .
Процессы социализации и инкультурации заключаются не только в формировании среды, окружающей человека, они предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности - будь то музыкальные или художественные задатки, интерес к математике или технике, словом, все, что может пригодиться в будущем - все равно, станет ли это профессией или занятием в часы досуга.
1.3. Общество и культура. Социальные институты
1.4. Глобальные проблемы современности, роль культуры в их возникновении и разрешении
Глобальные проблемы современности - комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а в месте с ним - отдельные регионы и стран - проблемы бытия, места человека в мире, его связи с универсумом, пути достижения человеком гармонии с природой и социумом. Чем ближе к современности , тем больше появляется проблем, которые именуются глобальными: это проблемы экологии, войны и мира, сохранения человечества и, наконец, проблема личности. В поисках путей и способов их разрешения все полнее раскрывается перед человечеством мощная роль культуры. Именно она может адаптировать человека в стремительно меняющемся мире, помочь в поиске смысла и цели жизни, сохранить человеческое в человеке.
Каждый из нас может приобщиться ко всему человечеству в периоды его взлетов и падений, благоденствия и страданий только через культуру. Приобщаясь к культуре мира, мы ищем пути из прошлого через настоящее в будущее. Этимологический термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» – то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация процессов – это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально–культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений.
Глобальные проблемы характеризуются следующими особенностями. Во-первых, для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединения усилий большинства населения планеты. Во-вторых, глобальные проблемы по своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но и судьбу всего человечества. В-третьих, эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть никем проигнорированы.
Все глобальные проблемы современности делятся натри большие группы в зависимости от степени их остроты и первоочередности решения, а также от того, какие причинно-следственные отношения существуют между ними в реальной жизни. Первую группу составляют проблемы, которые характеризуются наибольшей общностью и актуальностью. Они проистекают из отношений между различными государствами, и поэтому их называют интернациональными. Здесь выделяются две наиболее значимые проблемы: 1) устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира; 2) установление нового международного экономического порядка. Вторая группа объединяет те проблемы, которые возникают в результате взаимодействия общества и природы: обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами. Сюда же относятся экологические проблемы, а также освоение Мирового океана и космического пространства. Третью группу составляют проблемы, связанные с системой «человек-общество».