Природа и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:08, доклад

Описание работы

Культура исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности. Культура характеризуется, прежде всего, способностью производить, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Главная функция культуры – сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры.

Работа содержит 1 файл

природа и культура.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

В качестве процесса, в котором осуществляется высший акт самопознания и реализации воли к жизни А. Хайдеггер видит именно культуру. Она имеет мировое значение и не нуждается в каком-либо объяснении мира.

Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было – в весьма упрощенном виде – представить тремя взаимосвязанными, недостаточно устойчивыми элементами. Этими элементами были природа, сам человек и общество. Теперь же в эту человеческую систему вмешалась еще и техника – потенциально неуправляемый элемент, основанный на науке. Нынешний глобальный кризис – где все элементы человеческой системы оказались неуравновешенными друг с другом – является прямым следствием неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его новой могущественной роли в мире, осознать свои новые обязанности и ответственность в нем.

А. Печчеи видит проблему в самом человеке, а не вне его, поэтому и возможное решение он связывает с человеком, с изменением его ориентиров. Квинтэссенцией всего, что имеет значение для самого человека, являются именно качества и способности всех людей. Он приходит к выводу, который можно выразить следующей аксиомой: наиболее важным, от чего зависит судьба человека и человечества, являются человеческие качества – и не качества отдельных элитных групп, а именно «средние» качества миллиардов жителей планеты.

Признание роли личности – это та нить, которая связывает все тенденции происходящего. Многие философы видят именно в этом новый подход к решению проблемы природы и культуры, их взаимосвязи. Успехи нашей внешней культуры приводят к тому, что индивиды, несмотря на все преимущества, которые сулят им эти успехи, во многих отношениях утрачивают способность к постижению подлинной культуры.

Успехи материальной культуры обостряют социальные и политические проблемы. Стремление разрешить эти проблемы втягивает человека в классовую и политическую борьбу. Противоречия и проблемы появляются по нарастающей. А Швейцер приходит к неутешительному заключению, что именно в то время, когда духовная сущность культуры особенно необходимо нам, мы обрекли ее на прозябание.

Наше личное бытие становится во всех отношениях приниженным, быть личностью для человека становится все труднее и труднее. Идеалом же культурного человека должен стать идеал, который в любых условиях сохраняет свою подлинную человечность. Признание роли личности и воспитание новых человеческих качеств, построение культуры на новых, гуманистических идеалах, выработка экологического мышления – вот те пути выхода из сложившейся ситуации, которые предлагаются сегодня учеными.

 

 

 

Литература:

 

1.      Актуальные проблемы культуры ХХ века. – М., 1993.

2.      Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин. – М., 1998.

3.      Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону, 1998.

4.      Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.

5.      Развитие представлений В.И. Вернадского о ноосфере. – М., 1991.

6.      Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991.

7.      Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1991.

 


 



[1] Развитие представлений В.И. Вернадского о ноосфере. – М., 1991. - С. 19.

[2]. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1991.

 

[3] Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991. – С. 151.


Информация о работе Природа и культура