Принятие христианства в Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:43, реферат

Описание работы

Христианство в древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и, конечно, не могло конкурировать с язычеством, но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финнов и подпадали под влияние финских шаманов - «волхвов» и «кудесников»,- то тем более должна была влиять христианская сфера на тех из славян, которые могли ее узнать. Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с христианской верой.
Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам.

Работа содержит 1 файл

Реферат на тему 2. Принятие христианства в КР.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Русская митрополия делилась на епископии, которые соответствовали  структуре светской власти. В начале XI века образовались епископии в  Новгороде, Чернигове, Переяславле. Первым ее епископом был Фома, в духовном подчинении которого были города Пинск, Новгородок,  Городен, Брестье, Волковск, Здитов, Небель, Степан, Дубровицы, Височко, Случеск, Копысь, Ляхов, Городок, Смердынь».

 Во второй  половине XI века была создана епископия  во Владимире-Волынском. Позднее появились смоленская, рязанская, галичская, перемышльская,  луцкая, суздальская и другие епископии. Они возникали по мере образования новых княжеств. Епископам принадлежала вся полнота церковной власти в их области - не только право суда над духовенством, но и суда по многим гражданским делам. Епископами  могли  быть только лица,  постриженные в монашество.

  Если кандидат  в епископы происходил из «белого»  духовенства и был женат, то  его жена должна была уйти  в отдаленный монастырь. 

Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у них были свои слуги,  холопы, изгои и даже свои полки. Князья на содержание церквей давали «десятину» - десятую долю своих  даней и оброков.

Одной из сильнейших церковных  организаций  были  монастыри, игравшие  вообще очень важную роль в истории средневековых государств.  По идее монастырь - добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших себя служению богу.  На деле же монастыри были крупными  землевладельцами-феодалами. Духовенство и монастыри вели хозяйства по-своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами,  устанавливая такие юридические отношения с земледельцами,  какие были приняты в Греции. Монастыри также владели селами, вели оптовую торговлю, ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились в самой гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседневной «суете мирской»,  и в крупных политических событиях.

Высшие церковные власти - епископы  и  митрополит  -  могли быть выбраны только из среды монахов, которых в отличии от обычных попов и дьяконов называли черным духовенством.

Особую активность по подготовке кадров проявили позже монастыри. 

  Некоторые центральные  монастыри,  вроде Киевско-Печерского (основанного в середине XI в.), стали своего рода духовными академиями,  куда охотно поступали сыновья крупных вельмож, стремившихся сделать карьеру. В таких монастырях были хорошие библиотеки;  здесь велись летописи,  сочинялись проповеди.

 

 

4. Культурно  – историческое значение принятия православия на Руси

 

   Для Русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие православия означало приобщение к многовековой  и высокой культуре Византии. Византия являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язычество сливалось с православием. 

Русская церковь играла сложную и многогранную роль в  истории Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой  русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературно-художественных ценностей.

   Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам», то есть основал первую на Руси библиотеку.

 Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром свидетельствует «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, «для насытившихся с избытком книжной мудростью».

     Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, «умыкание» (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.

     Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляет и перестраивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского общежития под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в жизни христианских обществ.

     Принятие православия способствовало широкому распространению на Руси грамотности,  просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы.

    В той сложной иерархии  государств,  которую представлял собой средневековый мир,  Русь  после крещения заняла новое, высокое место.  Совершенно по-новому,  более широким потоком вливаются и глубже  проникают в жизнь христианской Руси блага византийской христианской культуры. Вечные основы европейской культуры, те античные - римские и эллинские - начала, хранительницей которых была Византия, открываются Руси вместе с воспринятым из Византии православием.  С ним Русь воспринимает из Византии первоосновы богословской и философской мысли, первые элементы образованности, литературы и искусства, основные правовые нормы и политические идеалы. Здесь начало того  процесса, который возвысив Русь, подготовил ее к принятию великого христианского наследия, а позднее, после падения старой империи, поставил  Московское царство во главе православного мира.

    В иконописи и архитектуре  возникла  на  Руси  самобытная школа, связанная с национальным характером,  с народно-религиозным пониманием «меры и красоты».

    Первые века  становления православия на Руси были временем рождения отечественных форм его понимания,  выраженного  в красках, в камне, в слове.  В отличие от Запада, Русь, благодаря подвигу славянских первоучителей святых Кирилла и Мефодия,  изначально получила на родном, понятном языке, переведенным с греческого.

   Книги священного писания и толкования к ним святых  Отцов Церкви Православной  и стали основой христианского мировоззрения, просвещения умственного и нравственного воспитания народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Принятие православной веры на Руси имело огромное культурно  – историческое значение. Русь получила толчок для перехода к более прогрессивному феодальному способу производства. Правовая система строилась по римскому и древнегреческому праву. Крепла русская государственность и самосознание древнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла и земледелие. Получило развитие каменное строительство. Культура Древней Руси наполнялась достижениями цивилизации Византии, Древней Греции и Ближнего Востока. Православие явилось тем цементом, благодаря которому крупицы древнерусской культуры, укрепленные и приумноженные, стали фундаментом великой Русской культуры, Русской нации и великого Русского государства, название которому – Россия.

И от того, в какую сторону мы повернемся, в сторону православных заповедей, или в сторону лицемерных канонов католического Запада, во многом зависит, возродится ли Русь самобытным государством, ведущим за собой весь мир к свободе, равенству и братству или повторит путь Византии, пропавшей в закоулках мировой истории.

Крещение Руси  ввело  ее  тесным  образом не только в семью христианских славянских государств,  но и в целом в  систему христианских стран Европы с их культурными достижениями. Обогатилась  русская культура и имеющими глубокие исторические традиции  достижениями стран Ближнего Востока и, конечно культурными сокровищами Византии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Филист Г.М.  «Введение христианства на Руси:  

предпосылки, бстоятельства, последствия»,

Минск, «Беларусь», 1988г.

2. Щапов Я.Н. Церковь в Древней Руси (До конца XIII в.):                          Политиздат, 1987 .

3. Н.М.Карамзин. История государства Российского. 1994.

4.  С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. 1962.

5.  А. Нечволодов. Сказания о Русской земле. 1991 (1913).

6. Русская Православная Церковь 988-1988. Издание Московской Патриархии. 1988.

7. Гордиенко Н.С. «крещение Руси», Ленинград,1984 г.

 




Информация о работе Принятие христианства в Киевской Руси