Принципы типологии культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:21, реферат

Описание работы

Хронологический. В процессе развития гуманитарного знания сложился ряд ведущих подходов к трактовке понятия «цивилизация». Во-первых, это «линейный» подход, рассматривающий цивилизацию как этап культурно-исторического процесса, опредленную стадию развития человечества. Широкое распространение «линейный» подход получил после выхода в 1877 году книги американского антрополога Льюиса Генри Моргана (1818-1889) «Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации». Используя установившееся в ХУ111 в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь на оценке уровня развития производительных сил, он выделил в этих эпохах низшую, среднюю и высшую ступени.

Работа содержит 1 файл

принципы типологии культуры.docx

— 17.65 Кб (Скачать)

Хронологический. В процессе развития гуманитарного знания сложился ряд ведущих подходов к трактовке понятия «цивилизация». Во-первых, это «линейный» подход, рассматривающий цивилизацию как этап культурно-исторического процесса, опредленную стадию развития человечества. Широкое распространение «линейный» подход получил после выхода в 1877 году книги американского антрополога Льюиса Генри Моргана (1818-1889) «Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации». Используя установившееся в ХУ111 в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь на оценке уровня развития производительных сил, он выделил в этих эпохах низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя – с возникновения рыболовства и применения огня, высшая – с изобретения лука и стрел. Переход от дикости к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней – освоением земледелия и скотоводства, к высшей – внедрением железа. С изобретением иероглифического или алфавитного письма начинается эпоха цивилизации. Идеи Моргана прослеживаются также в марксистской концепции общественного развития, подчеркивающей факт единства исторического процесса и преемственности его этапов. Ф. Энгельс обобщил периодизацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства как время производящего хозяйства. В целом, в рамках линейного подхода цивилизация стала рассматриваться через количественное накопление ряда факторов, например: повышение продуктивности хозяйства; разделение труда;

 развитие ремесла и  торговли; социальное расслоение (появление  классов);

 государственность; образование  городов; монументальное строительство;

 письменность; зачатки  профессиональной науки и искусства.

 

Национальный Другой подход – локально-цивилизационный сформировался во второй половине Х1Х века в результате критического переосмысления «линейной» концепции всемирной истории. В центре его внимания - вопросы самобытности и уникальности цивилизационных процессов отдельных народов в рамках конкретного исторического этапа. Локальный тип культуры как однонациональная или многонациональная развитая культура отождествляется в данном случае с цивилизацией. Этот подход был обоснован, в частности, русским социологом, идеологом славянофильства Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885). В книге «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869) он сформулировал теорию культурно-исторических типов.

 

 Данилевский считал  неверным разделять всемирную  историю на древнюю, средневековую и новую. Если следовать принципу исторического упорядочивания, жизнь различных народов в одно и то же время должна быть схожа. Между тем, наоборот, человечество расчленено на самостоятельные культуры, развитие которых изолировано и несопоставимо – как несопоставимы живые организмы различных видов. Понятие истории приложимо лишь к каждой культуре в отдельности, и правомерно говорить лишь об истории конкретных цивилизаций, имеющих неповторимый характер. Каждая самобытная цивилизация (или культура) проходит три необходимых стадии развития: этнографическую, государственную и собственно цивилизационную. Продолжительность жизни той или иной культуры неизвестна, но за периодом цветения неизбежно следует старение и смерть. Культурно-исторический тип итегрирует особенности религиозного, социально-бытового, промышленного, политического, научного и художественного направлений развития определенного народа. Ход истории есть смена вытесняющих друг друга типов. Основы цивилизации одного типа не передаются цивилизациям другого типа. Однако не исключена возможность знакомства народа с чужим опытом и использование его наименее национально окрашенных элементов.

 

 Всего Данилевский  выделяет 12 культурно-исторических  типов, частично или полностью  исчерпавших свои возможности:  египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский. Отдельно анализируется русско-славянский культурно-исторический тип. Не все народы сумели сложиться в культурный тип, поэтому они либо выполняют функцию «бичей Божиих», т.е. разрушителей отживших культур, либо составляют «этнографический материал» для других цивилизаций. Большинство цивилизаций являются созидательными только в одной или нескольких областях общественной жизни. Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская – в религиозной, римская – в области права и политической организации. Европейская цивилизация оказалась двусоставной, т.е. творческой в двух областях – политической и научной. Русско-славянская цивилизация, вступающая в период расцвета своих творческих сил, проявит себя сразу в трех или даже четырех областях: религиозной, научной, политико-экономической и эстетической. Данилевский подчеркивал гибельность для человечества идеи господства какого-либо одного культурно-исторического типа и утверждал, что ни одна цивилизация не может считаться наивысшей точкой истории; каждая обладает своей спецификой, и только в этом многообразии и заключается прогресс.

 

 Согласно третьему  подходу к изучению цивилизаций  – географическому – цивилизация означает развитие общества в определенной географической среде. Данный подход нашел отражение в трудах французского просветителя, философа права и истории Шарля Луи Монтескье (1689-1755), который полагал, что именно климатические условия определяют индивидуальные особенности человека, его телесную организацию, характер и склонности. Государственное устройство, «дух законов», по его мнению, также зависит от климата. В странах с плодородной почвой люди заняты земледелием, поэтому им некогда думать о свободе. Они боятся потерять свое имущество и предпочитают правление одной, пусть даже деспотической, личности, способной защитить их от грабежей. Противоположная картина складывается в странах с холодным климатом, где люди больше думают о свободе, чем об урожае.

 

 Роли географического  фактора в формировании культуры  касается и немецкий философ  просветитель Йоганн Готфрид Гердер (1744-1803). Тип религии, форма государственного устройства и тип экономических отношений определяются прежде всего тем, где расположена та или иная страна, каков ее ландшафт и климат. Однако Гердер обращает внимание на то, что народы, расположенные в одной климатической зоне, обладают разной культурой. В доказательство он приводит различия между образом жизни и духовным обликом абиссинцев и египтян, персов и арабов. Из этого следует вывод, что и многие другие факторы влияют на тип культуры: например, разделенность территории естественными рубежами (морями, горами), которые служат линиями раздела между культурами.

 

 В русле географического  подхода была разработана цивилизационная теория русского географа и социолога Льва Ильича Мечникова (1838-1888). Он стремился раскрыть взаимодействие природы и общества в трудовой деятельности, ввел понятие природной географической среды. Ведущим и синтезирующим фактором эволюции цивилизации Мечников считал гидросферу, начиная с рек. Он исследует три периода в процессе становления всемирной цивилизации, которым соответствуют периоды развития общечеловеческой солидарности.

 

 Первый период связан  с историей речных цивилизаций  – Египта, Месопотамии, Индии  и Китая, возникших и существовавших  сравнительно изолированно в  бассейнах великих рек: Нила, Тигра  и Евфрата, Ганга и Инда, Хуанхе и Янцзы.

 

 Второй период –  средиземноморский. Это период  морских цивилизаций, развитие  которых происходит главным образом  на берегах Средиземного моря, Персидского залива и Финикии.  Характерными чертами второго  периода Мечников считает установление  международных отношений, преемственность  между народами.

 

 Эпоха океанических  цивилизаций – третий период, согласно теории Мечникова, начинается  с открытия Америки Колумбом (1492) и знаменует собой процветание  стран, расположенных на побережье  Атлантического океана: Португалии, Испании, Франции, Англии, Нидерландов.  Центры цивилизаций переместились  из Средиземноморья на берега Атлантики. Факт изменения центра мировой цивилизации обусловлен эволюционированием географической среды во времени. Она расширяется вместе с историческим прогрессом. Ограниченная вначале бассейнами больших рек, цивилизация постепенно охватила все обитаемые области земного шара. Океанический этап совпадает со становлением свободной солидарности космополитического порядка.

 

 Географический подход  к изучению особенностей общественной  жизни и культуры отдельных  народов получил отражение и  в трудах русского историка-этнолога, философа, автора пассионарной концепции Льва Николаевича Гумилева (1912-1992). Он преодолевает понимание исторического как «надприродного» посредством рассмотрения истории в контексте географических процессов. При этом сфера историко-географических закономерностей связывается им с феноменом этноса.


Информация о работе Принципы типологии культуры