Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:21, реферат
Хронологический. В процессе развития гуманитарного знания сложился ряд ведущих подходов к трактовке понятия «цивилизация». Во-первых, это «линейный» подход, рассматривающий цивилизацию как этап культурно-исторического процесса, опредленную стадию развития человечества. Широкое распространение «линейный» подход получил после выхода в 1877 году книги американского антрополога Льюиса Генри Моргана (1818-1889) «Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации». Используя установившееся в ХУ111 в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь на оценке уровня развития производительных сил, он выделил в этих эпохах низшую, среднюю и высшую ступени.
Хронологический. В процессе развития гуманитарного знания сложился ряд ведущих подходов к трактовке понятия «цивилизация». Во-первых, это «линейный» подход, рассматривающий цивилизацию как этап культурно-исторического процесса, опредленную стадию развития человечества. Широкое распространение «линейный» подход получил после выхода в 1877 году книги американского антрополога Льюиса Генри Моргана (1818-1889) «Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации». Используя установившееся в ХУ111 в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь на оценке уровня развития производительных сил, он выделил в этих эпохах низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя – с возникновения рыболовства и применения огня, высшая – с изобретения лука и стрел. Переход от дикости к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней – освоением земледелия и скотоводства, к высшей – внедрением железа. С изобретением иероглифического или алфавитного письма начинается эпоха цивилизации. Идеи Моргана прослеживаются также в марксистской концепции общественного развития, подчеркивающей факт единства исторического процесса и преемственности его этапов. Ф. Энгельс обобщил периодизацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства как время производящего хозяйства. В целом, в рамках линейного подхода цивилизация стала рассматриваться через количественное накопление ряда факторов, например: повышение продуктивности хозяйства; разделение труда;
развитие ремесла и торговли; социальное расслоение (появление классов);
государственность;
письменность; зачатки
профессиональной науки и
Национальный Другой подход – локально-цивилизационный сформировался во второй половине Х1Х века в результате критического переосмысления «линейной» концепции всемирной истории. В центре его внимания - вопросы самобытности и уникальности цивилизационных процессов отдельных народов в рамках конкретного исторического этапа. Локальный тип культуры как однонациональная или многонациональная развитая культура отождествляется в данном случае с цивилизацией. Этот подход был обоснован, в частности, русским социологом, идеологом славянофильства Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885). В книге «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869) он сформулировал теорию культурно-исторических типов.
Данилевский считал неверным разделять всемирную историю на древнюю, средневековую и новую. Если следовать принципу исторического упорядочивания, жизнь различных народов в одно и то же время должна быть схожа. Между тем, наоборот, человечество расчленено на самостоятельные культуры, развитие которых изолировано и несопоставимо – как несопоставимы живые организмы различных видов. Понятие истории приложимо лишь к каждой культуре в отдельности, и правомерно говорить лишь об истории конкретных цивилизаций, имеющих неповторимый характер. Каждая самобытная цивилизация (или культура) проходит три необходимых стадии развития: этнографическую, государственную и собственно цивилизационную. Продолжительность жизни той или иной культуры неизвестна, но за периодом цветения неизбежно следует старение и смерть. Культурно-исторический тип итегрирует особенности религиозного, социально-бытового, промышленного, политического, научного и художественного направлений развития определенного народа. Ход истории есть смена вытесняющих друг друга типов. Основы цивилизации одного типа не передаются цивилизациям другого типа. Однако не исключена возможность знакомства народа с чужим опытом и использование его наименее национально окрашенных элементов.
Всего Данилевский
выделяет 12 культурно-исторических
типов, частично или полностью
исчерпавших свои возможности:
египетский, китайский, ассиро-вавилоно-
Согласно третьему
подходу к изучению
Роли географического
фактора в формировании
В русле географического
подхода была разработана
Первый период связан
с историей речных цивилизаций
– Египта, Месопотамии, Индии
и Китая, возникших и
Второй период –
средиземноморский. Это период
морских цивилизаций, развитие
которых происходит главным
Эпоха океанических
цивилизаций – третий период,
согласно теории Мечникова,
Географический подход
к изучению особенностей